Александринка отмечает столетие «Маскарада»

 
В четверг, 9 марта, в Санкт-Петербурге начинаются торжества, посвященные юбилею легендарного спектакля «Маскарад», над которым режиссер Всеволод Мейерхольд и художник Александр Головин работали на протяжении шести лет. Постановка вышла в роковой 1917 год и стала во многом знаковой, определяющей раздел между эпохами.

В финале «Маскарада» звучали трагические аккорды и опускался траурный занавес, в котором театроведы видят пророческий знак Мейерхольда: опустился занавес императорской России. Во время Гражданской войны и в первые годы советской власти яркий, роскошно оформленный «Маскарад», казалось, не найдет отклика у зрительного зала – покажется ностальгическим отзвуком царских времен. Однако постановка оказалась необычайно живуча и шла на протяжении нескольких исторических эпох. Вспомнить хотя бы тот факт, что по просьбе дирекции Александринского театра «Маскарад» дважды возобновлялся Мейерхольдом. Но и когда выдающийся режиссер был репрессирован, жизнь его спектакля продолжалась (правда, в афишах в 1939 году имя постановщика заменили фразой: «Сценическая редакция орденоносца Юрьева»).

Юрий Михайлович Юрьев – ведущий актер Александринской сцены, тяготевший к трагическим ролям. В 1918 году, желая возродить античную трагедию, Юрьев на собственные средства создал в Петрограде «Театр Трагедии» и в том же году принял участие в создании Большого драматического театра. Созидатель, строитель по своему характеру, актер стал хранителем и мейерхольдовских традиций в Александринке. Благодаря его стараниям спектакль шел вплоть до начала Великой Отечественной войны. И, возможно, пережил бы еще множество представлений, если бы 2 июля 1941 года в декорационный сарай не попала зажигательная бомба.

Долгое время считалось, что все оформление спектакля бесследно утрачено (вероятно, в этом был повод не восстанавливать спектакль опального режиссера, сцены из «Маскарада» играли лишь иногда в концертном варианте), однако много позже во время реконструкции театра выяснилось, что значительная часть головинских костюмов была упакована и бережно спрятана глубоко под сценой. Обнаружились и многие декорации, и бутафория, и оркестровая партитура с пометками композитора, режиссера и дирижеров, и планировки мизансцен, и прочие архивные документы. Все это дало возможность нынешнему художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокина на основе исторических материалов сделать своего рода реконструкцию легендарного спектакля. Постановка «Маскарад. Воспоминание будущего» вышла в сентябре 2014 года.

«В шедевр Росси легко влюбиться, примерно, как Арбенин влюбляется в свою Нину: взглянул и... пропал, – писала о фокинской премьере в «Театрале» критик Ольга Егошина. – И уже необходимо соответствовать, ты уже не сам по себе. Выстраивая сценическую картинку, ты должен вписать ее в этот зал, в эти боковые зеркала, в эти светильники. Недаром же театрального художника Головина времен Александринки называли Головиным Великолепным. Когда над сценой «Воспоминания будущего» висят красочные арки его занавесей, а на авансцену шествуют из глубины маскарадные маски (и то, и другое воссоздано по эскизам художника и по сохранившимся образцам), вам в зале начинает казаться, что даже театральный воздух дрожит от аплодисментов. А звуки вальса Глинки на последнем балу Нины – всего лишь звуковая материализация мелодии линий и красок.

Завораживает – наверное, самое точное определение воздействия этого спектакля. Завораживает сценическое пространство, выстроенное Семеном Пастухом. Художнику удалось объединить цитаты из сценографии Головина со светящимся полом, ощущением леса театральных механизмов, роскошь старого императорского театра и возможности новой Александринки. Композитор Александр Бакши сумел в акустическом пространстве «Воспоминания будущего» объединить музыку Глазунова и Глинки из мейерхольдовской постановки и шепоты, шорохи, завывания не то загробных голосов, не то радиопомех при сеансе вызова духов».

По случаю юбилея спектакля 9 марта состоится торжественная церемония открытия памятника главному художнику дирекции Императорских театров, автору художественного оформления спектакля «Маскарад» 1917 года Александру Головину (1863-1930) на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Затем на Новой сцене Александринского театра писатель, журналист Михаил Зыгарь представит исторический контекст премьеры «Маскарада» Вс. Мейерхольда в программе «Последние новости Российской империи. 25 февраля (9 марта) 1917». А в 19 часов на Основной сцене театра будет показан спектакль.

Читайте также:
Ольга Егошина. Возвращение в будущее

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
Читайте также