Александринка отмечает столетие «Маскарада»

 
В четверг, 9 марта, в Санкт-Петербурге начинаются торжества, посвященные юбилею легендарного спектакля «Маскарад», над которым режиссер Всеволод Мейерхольд и художник Александр Головин работали на протяжении шести лет. Постановка вышла в роковой 1917 год и стала во многом знаковой, определяющей раздел между эпохами.

В финале «Маскарада» звучали трагические аккорды и опускался траурный занавес, в котором театроведы видят пророческий знак Мейерхольда: опустился занавес императорской России. Во время Гражданской войны и в первые годы советской власти яркий, роскошно оформленный «Маскарад», казалось, не найдет отклика у зрительного зала – покажется ностальгическим отзвуком царских времен. Однако постановка оказалась необычайно живуча и шла на протяжении нескольких исторических эпох. Вспомнить хотя бы тот факт, что по просьбе дирекции Александринского театра «Маскарад» дважды возобновлялся Мейерхольдом. Но и когда выдающийся режиссер был репрессирован, жизнь его спектакля продолжалась (правда, в афишах в 1939 году имя постановщика заменили фразой: «Сценическая редакция орденоносца Юрьева»).

Юрий Михайлович Юрьев – ведущий актер Александринской сцены, тяготевший к трагическим ролям. В 1918 году, желая возродить античную трагедию, Юрьев на собственные средства создал в Петрограде «Театр Трагедии» и в том же году принял участие в создании Большого драматического театра. Созидатель, строитель по своему характеру, актер стал хранителем и мейерхольдовских традиций в Александринке. Благодаря его стараниям спектакль шел вплоть до начала Великой Отечественной войны. И, возможно, пережил бы еще множество представлений, если бы 2 июля 1941 года в декорационный сарай не попала зажигательная бомба.

Долгое время считалось, что все оформление спектакля бесследно утрачено (вероятно, в этом был повод не восстанавливать спектакль опального режиссера, сцены из «Маскарада» играли лишь иногда в концертном варианте), однако много позже во время реконструкции театра выяснилось, что значительная часть головинских костюмов была упакована и бережно спрятана глубоко под сценой. Обнаружились и многие декорации, и бутафория, и оркестровая партитура с пометками композитора, режиссера и дирижеров, и планировки мизансцен, и прочие архивные документы. Все это дало возможность нынешнему художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокина на основе исторических материалов сделать своего рода реконструкцию легендарного спектакля. Постановка «Маскарад. Воспоминание будущего» вышла в сентябре 2014 года.

«В шедевр Росси легко влюбиться, примерно, как Арбенин влюбляется в свою Нину: взглянул и... пропал, – писала о фокинской премьере в «Театрале» критик Ольга Егошина. – И уже необходимо соответствовать, ты уже не сам по себе. Выстраивая сценическую картинку, ты должен вписать ее в этот зал, в эти боковые зеркала, в эти светильники. Недаром же театрального художника Головина времен Александринки называли Головиным Великолепным. Когда над сценой «Воспоминания будущего» висят красочные арки его занавесей, а на авансцену шествуют из глубины маскарадные маски (и то, и другое воссоздано по эскизам художника и по сохранившимся образцам), вам в зале начинает казаться, что даже театральный воздух дрожит от аплодисментов. А звуки вальса Глинки на последнем балу Нины – всего лишь звуковая материализация мелодии линий и красок.

Завораживает – наверное, самое точное определение воздействия этого спектакля. Завораживает сценическое пространство, выстроенное Семеном Пастухом. Художнику удалось объединить цитаты из сценографии Головина со светящимся полом, ощущением леса театральных механизмов, роскошь старого императорского театра и возможности новой Александринки. Композитор Александр Бакши сумел в акустическом пространстве «Воспоминания будущего» объединить музыку Глазунова и Глинки из мейерхольдовской постановки и шепоты, шорохи, завывания не то загробных голосов, не то радиопомех при сеансе вызова духов».

По случаю юбилея спектакля 9 марта состоится торжественная церемония открытия памятника главному художнику дирекции Императорских театров, автору художественного оформления спектакля «Маскарад» 1917 года Александру Головину (1863-1930) на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Затем на Новой сцене Александринского театра писатель, журналист Михаил Зыгарь представит исторический контекст премьеры «Маскарада» Вс. Мейерхольда в программе «Последние новости Российской империи. 25 февраля (9 марта) 1917». А в 19 часов на Основной сцене театра будет показан спектакль.

Читайте также:
Ольга Егошина. Возвращение в будущее
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мария Ревякина: «Культура – не услуга, а общественное благо»

    Февраль, март и апрель – жаркие месяцы для любителей театра. По традиции в 24-й раз в столице проходит фестиваль лучших российских спектаклей. В дни старта «Золотой маски» «Театрал» публиковал фрагмент интервью с Марией РЕВЯКИНОЙ о том, чем удивит фестиваль в этом году. ...
  • «На «непремьерных» спектаклях публика более восприимчивая»

    На традиционной встрече сотрудников посольства Швейцарии с представителями СМИ «Театрал» задал несколько вопросов Чрезвычайному и полномочному Послу Швейцарии в России Иву РОССЬЕ, который в свободное от работы время с удовольствием посещает московские театры. ...
  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
  • Дарья Юргенс: «Актерская профессия – жестокая»

    В Молодежный театр на Фонтанке многие ходят специально «на Юргенс» – актрису, к которой широкая популярность пришла благодаря ролям Даши-Мерилин в фильме «Брат»-2 и офицера спецназа Маргариты Кошкиной в сериале «Морские дьяволы». ...
Читайте также