Александринка отмечает столетие «Маскарада»

 
В четверг, 9 марта, в Санкт-Петербурге начинаются торжества, посвященные юбилею легендарного спектакля «Маскарад», над которым режиссер Всеволод Мейерхольд и художник Александр Головин работали на протяжении шести лет. Постановка вышла в роковой 1917 год и стала во многом знаковой, определяющей раздел между эпохами.

В финале «Маскарада» звучали трагические аккорды и опускался траурный занавес, в котором театроведы видят пророческий знак Мейерхольда: опустился занавес императорской России. Во время Гражданской войны и в первые годы советской власти яркий, роскошно оформленный «Маскарад», казалось, не найдет отклика у зрительного зала – покажется ностальгическим отзвуком царских времен. Однако постановка оказалась необычайно живуча и шла на протяжении нескольких исторических эпох. Вспомнить хотя бы тот факт, что по просьбе дирекции Александринского театра «Маскарад» дважды возобновлялся Мейерхольдом. Но и когда выдающийся режиссер был репрессирован, жизнь его спектакля продолжалась (правда, в афишах в 1939 году имя постановщика заменили фразой: «Сценическая редакция орденоносца Юрьева»).

Юрий Михайлович Юрьев – ведущий актер Александринской сцены, тяготевший к трагическим ролям. В 1918 году, желая возродить античную трагедию, Юрьев на собственные средства создал в Петрограде «Театр Трагедии» и в том же году принял участие в создании Большого драматического театра. Созидатель, строитель по своему характеру, актер стал хранителем и мейерхольдовских традиций в Александринке. Благодаря его стараниям спектакль шел вплоть до начала Великой Отечественной войны. И, возможно, пережил бы еще множество представлений, если бы 2 июля 1941 года в декорационный сарай не попала зажигательная бомба.

Долгое время считалось, что все оформление спектакля бесследно утрачено (вероятно, в этом был повод не восстанавливать спектакль опального режиссера, сцены из «Маскарада» играли лишь иногда в концертном варианте), однако много позже во время реконструкции театра выяснилось, что значительная часть головинских костюмов была упакована и бережно спрятана глубоко под сценой. Обнаружились и многие декорации, и бутафория, и оркестровая партитура с пометками композитора, режиссера и дирижеров, и планировки мизансцен, и прочие архивные документы. Все это дало возможность нынешнему художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокина на основе исторических материалов сделать своего рода реконструкцию легендарного спектакля. Постановка «Маскарад. Воспоминание будущего» вышла в сентябре 2014 года.

«В шедевр Росси легко влюбиться, примерно, как Арбенин влюбляется в свою Нину: взглянул и... пропал, – писала о фокинской премьере в «Театрале» критик Ольга Егошина. – И уже необходимо соответствовать, ты уже не сам по себе. Выстраивая сценическую картинку, ты должен вписать ее в этот зал, в эти боковые зеркала, в эти светильники. Недаром же театрального художника Головина времен Александринки называли Головиным Великолепным. Когда над сценой «Воспоминания будущего» висят красочные арки его занавесей, а на авансцену шествуют из глубины маскарадные маски (и то, и другое воссоздано по эскизам художника и по сохранившимся образцам), вам в зале начинает казаться, что даже театральный воздух дрожит от аплодисментов. А звуки вальса Глинки на последнем балу Нины – всего лишь звуковая материализация мелодии линий и красок.

Завораживает – наверное, самое точное определение воздействия этого спектакля. Завораживает сценическое пространство, выстроенное Семеном Пастухом. Художнику удалось объединить цитаты из сценографии Головина со светящимся полом, ощущением леса театральных механизмов, роскошь старого императорского театра и возможности новой Александринки. Композитор Александр Бакши сумел в акустическом пространстве «Воспоминания будущего» объединить музыку Глазунова и Глинки из мейерхольдовской постановки и шепоты, шорохи, завывания не то загробных голосов, не то радиопомех при сеансе вызова духов».

По случаю юбилея спектакля 9 марта состоится торжественная церемония открытия памятника главному художнику дирекции Императорских театров, автору художественного оформления спектакля «Маскарад» 1917 года Александру Головину (1863-1930) на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Затем на Новой сцене Александринского театра писатель, журналист Михаил Зыгарь представит исторический контекст премьеры «Маскарада» Вс. Мейерхольда в программе «Последние новости Российской империи. 25 февраля (9 марта) 1917». А в 19 часов на Основной сцене театра будет показан спектакль.

Читайте также:
Ольга Егошина. Возвращение в будущее
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Александр Калягин прокомментировал ситуацию с Кириллом Серебренниковым

    Александр Калягин, художественный руководитель театра Et Сetera, председатель Союза театральных деятелей РФ в эфире программы «Разворот» на радиостанции «Эхо Москвы». . Насколько я понял, насколько я слышал – а для меня это как обухом по голове – единственное, что я могу сказать: нужно быть чрезвычайно осторожным, особенно с такой фамилией, с таким талантливым человеком. ...
  • «Зачем устраивать такой жесткий спектакль?»

    День 23 мая принес много тревожных новостей, связанных с обысками в «Гоголь-центре» и в квартире художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова. События вызвали беспокойство театральной общественности. ...
  • У Кирилла Серебренникова проходит обыск

    Об этом написала на своей странице в Facebook правозащитница, журналист, исполнительный директор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. Других подробностей пока не сообщается. «Театрал» будет следить за развитием событий. ...
  • «Черный вторник»

    23 мая 2017 года для многих в нашем театральном сообществе останется – «черным вторником» (вне зависимости от того как закончится история с расследованием вокруг «Седьмой студии»). «Черным» этот вторник запомнится хотя бы потому, что у многих впервые с обыском пришли в квартиру лично знакомых людей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Московский театр на Юго-Западе отметит юбилей

    Московский театр на Юго-Западе отметит юбилей Юбилейный вечер, посвященный 40-летию театра, состоится 26 мая на культовой площадке Москвы – в ДК имени Зуева.   Оригинальность конструктивистов и броский, граничащий с провокацией и агрессией стиль театра близки друг другу, и это одна из причин выбора привычной сцены, показать себя как можно большему количеству зрителей и возможность представить насыщенную 40-летнюю историю театра – вторая причина экспансии. ...
  • Александр Калягин: «Не люблю, когда день рождения превращают в публичную акцию»

    В четверг, 25 мая, свой 75-летний юбилей отмечает Александр КАЛЯГИН – актер, председатель СТД, художественный руководитель театра Et Cetera, а для журнала «Театрал» это еще и постоянный автор, колонки которого вот уже четыре года подряд открывают почти каждый номер нашего издания. ...
  • Улыбка творца

    Один из самых познавательных годов моей учебы прошел рядом с Александром Калягиным. Он надиктовывал книгу о своей жизни, а я записывала, расшифровывала и превращала в литературный текст его рассказы: о детстве, о маме, о школьных годах, о работе фельдшером на «Скорой помощи», об институте, о съемках у Никиты Михалкова, об Анатолии Эфросе и Олеге Ефремове, о Смоктуновском и Анастасии Вертинской, о донне Розе, о Платонове, о Тригорине, о Ленине, о своих учениках и об инфаркте, который заработал, пытаясь создать Et Cetera. ...
  • Галина Волчек готовит новую встречу со зрителями

    О том, что художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек не любит публичных чествований и славословий в свой адрес, известно давно. Однако в нынешнем сезоне был найден приемлемый для Галины Борисовны формат: 27 марта она встречалась со зрителями и в формате интервью отвечала на их вопросы. ...
Читайте также