Новогодняя сказка от...

 
Маргариты Эскиной

Моя любимая сказка «Русалочка», но почему – не могу объяснить. Возможно потому, что это удивительно красивая история. А из театральных постановок никогда не забуду балет «Щелкунчик». Это было до войны. Мама под Новый год повела меня в Большой театр. Мне было пять или шесть лет. Я помню ложу, где сидела, шоколадку, которую мне купили. И, конечно, невозможно забыть елки в Колонном зале Дома союзов. Казалось, что попадаешь в сказку. Тысячи горок, море сладостей, невероятное количество развлечений… И еще там была красивая лестница и по белым перилам ехали какие-то игрушки. Это забыть нельзя.

Еще вспоминаю, как Новый год мы встречали в эвакуации в годы войны. Моя мама, балерина, вместе с Театром Ленинского комсомола увезла меня в Фергану. И 22 декабря 1941 года, в день рождения, мне устроили невероятный праздник… Собралась труппа, меня поздравляли. Я всегда любила сладкое, и на столе стоял жутко красивый торт. Я просто замерла от восторга. А когда подошла попробовать, он оказался из манной каши. Манка – это единственное, что я в жизни ненавижу. Так сказка обернулась былью, и я это запомнила. Кстати, вскоре мамы не стало, и моим воспитанием занялась родная тетя. Я была послушной девочкой, мирно играла в куклы и не замечала даже, что они потихоньку исчезают. А когда утром 1 января я проснулась, то увидела, что они сидят под елочкой в новой одежде. Разве это не сказка? Правда, много позже я поняла, что это моя тетя пошила им одежду.



Владимира Этуша

– В детстве я читал сказки, но не очень-то в них верил. Помню, мне нравилась история о том, почему у слона вырос хобот. Потому что крокодил его схватил за нос и потянул. А первая сказка жизни связана с посещением цирка, когда отец посадил меня на извозчика (тогда такси не было) и повез на представление. И потом каждое воскресенье я получал этот подарок. Я был полон впечатлений, которые для меня были сказочными. Меня удивляли какие-то превращения и фокусы, и эти костюмы замечательные… Под влиянием цирка я и сам стал заниматься, устраивал себе сказки. Папа подарил мне деревянную лошадь, которая была покрыта телячьей шкурой, и я с ней возился. Например, я ставил два стула, сажал свою бабушку с моей младшей сестрой, они были пассажирами, а я сидел на перевернутом стуле – на облучке. И абсолютно верил в то, что я извозчик. Покрикивал на лошадь, говорил что-то прохожим, но продолжалось это до тех пор, пока бабушка, расчувствовавшись, не расцеловала меня. Тут я бросил лошадь, бросил бабушку, бросил стулья и сказал, что извозчиков не целуют. Как это так?! Она нарушила мою веру.

А от Нового года я особенно не ждал чудес. И в Деда Мороза не верил: относился к сказкам рационально. Но однажды, уже во взрослом возрасте, я оказался в Париже и в первый день пошел в театр. Опоздал немножечко к началу и когда я вошел в зрительный зал, то на меня со сцены двинулись голые барышни. Вот тогда я поверил, что сказка в жизни все-таки существует.



Иосифа Райхельгауза

Может быть, я слышал это в детстве, а может быть, сочинил сам…

31 декабря с утра падал снег. Мальчишка лепил снежную бабу. Потом встал от нее в нескольких шагах и снежками захотел разрушить. Снежки плотно приставали к массе снега, баба становилась толще. С каждым новым ударом ее все труднее разбить. Мальчишка рассердился и ударил бабу ногой. Баба пошатнулась, тогда он ударил ее еще раз. И еще… Снег обрушился и накрыл мальчика с головой. Он выбрался, заплакал и пошел домой. А дома посмотрел в окно и увидел, как другие мальчишки строят снежную бабу…

И еще одна сказка. Сыпал снег, и огромные белые хлопья застилали дорогу. Кто-то выбросил из окна очень высокого дома перекладной календарь, и листки его летели, как хлопья снега или прожитые дни, и человек шел по снегу (конечно, по снегу, не по дням же). Шел человек по снегу… Они усыпали улицу, черненькие цифры пролетевших дней, и ветер пытался приподнять бумагу, чтобы, вдруг взвившись вверх, швырнуть ее в окно человека, выбросившего год под ноги прохожим, выбросившего дни в снег, дни, ставшие снегом, который сойдет.

Мальчик шел по листикам разбросанного перекладного календаря. Был вечер 31 декабря. Падал снег.



Олега Басилашвили

До войны мама водила меня в Московский художественный театр, где еще играли артисты первого поколения – соратники Станиславского и Немировича-Данченко. Но особенно я запомнил сказку «Синяя птица» по пьесе Метерлинка. До и после этого я еще не раз бывал на детских спектаклях, но ничего не помню. А «Синяя птица» навсегда врезалась в память. Я помню, как герои вместе с Хлебом, Водой, Собакой и Котом уходили через стену. Я помню, как они искали эту Синюю птицу. Я помню, как они встретились в стране воспоминаний с бабушкой и дедушкой, которые давно ушли на тот свет, и спросили у них: живы ли они. А бабушка ответила: «Если вы о нас помните, то мы живы». И я до сих пор помню это очарование таинственной «Синей птицы». И когда фея Берилюна в конце спектакля обращалась к зрительному залу: «Мы с вами искали Синюю птицу, но к сожалению, так и не нашли ее. Может быть, вы, дети, когда-нибудь найдете Синюю птицу, и это принесет счастье всем людям». Эти слова часто помогали мне в жизни.

И еще я хочу вспомнить «Сказку о золотой рыбке». У меня была большая книжка, которую иллюстрировали палехские художники. Одна обложка была золотистая, вторая зеленая, третья красная, и каждая сказка словно в отдельной книжке. Я помню страх, который у меня возникал всякий раз, когда старик шел к морю, а море было бурное, черное, какое-то неласковое. А на последней странице возникала обида, что рыбка подвела старика и не появилась среди морской тины. Пришел старик домой, сидит старуха, а перед ней разбитое корыто. Вот такой урок всем нам: в безумной гонке за чем-то недостижимым надо быть самим собой всегда.



Киры Головко

Моя бабушка, окончившая в свое время Смольный институт, рассказывала мне самые невероятные сказки. Я родилась в 1919 году. Время было голодное, наша семья часто переезжала с места на место. И в этих переездах затерялись книжки. Возможно, я росла бы без сказок, если бы не бабушка. Она знала самые невероятные истории: и про немецкую девочку, которая сражалась с драконом; и про итальянского мальчика, победившего смерть; и про мальчика Ваню, который в лютый мороз отправился за новогодней елкой.

И еще я всю жизнь верила в новогодние чудеса. Однажды под Новый год в нашей семье произошел удивительный случай. Дело в том, что моя сводная сестра Ниночка до четырех лет не разговаривала. Ее возили по врачам, но все бесполезно – ребенок был немым. В новогоднюю ночь раздался стук в дверь, это пришел Дед Мороз. Но его появления очень испугалась Нина. Она вытаращила глазенки и четко произнесла: «А папа сейчас придет». Радости родителей не было предела.



Александра Галибина

У меня с детства самая любимая сказка – «Щелкунчик». Причем настолько любимая, что я и дочку каждый год водил на «Щелкунчика» в Мариинский театр. А теперь хожу туда с внучкой сразу на два балета. Один классический, а другой – шемякинский. Кстати, я долго искал режиссера, который мог бы поставить эту очаровательную сказку у нас в Театре Станиславского. И приступить к репетициями согласился мой товарищ. Он сам же написал пьесу по мотивам гофмановского «Щелкунчика», которая называется «Волшебный орех». Премьера - подарок к Новому году.

А вторая любимая сказка – это «Золушка». Я тоже считаю ее новогодней, и всякий раз с удовольствием смотрю фильм, снятый Надеждой Кошеверовой в 1947 году. Я счастлив, что и сам снимался у Кошеверовой в фильме «Ослиная шкура», где играл Принца. Кстати, я всегда верил не только в сказки, но и в новогодние чудеса. Писал записочки Деду Морозу, бросал их в окошко. И верил в то, что, проснувшись утром, найду под елкой желанный подарок. Иногда Дед мороз угадывал мои желания, иногда – нет. Но все равно в существование Дедушки мороза я верю по сей день. И в новогоднюю ночь пишу записки с пожеланиями и бросаю их в форточку. В эту ночь особенно нужно думать о хорошем, потому что мысли материализуются.



Александра Ленькова

После войны мой папа работал в агитпункте. Сегодня для многих читателей слово агитпункт не очень понятно, а в пятидесятые годы такие пункты создавались накануне выборов, и туда насильно сгоняли публику – показывали агитационные передачи, которые шли по телевизору – огромному ящику с маленьким голубым экраном. В ту пору телевизора не было еще ни у кого. И мне папа сказал: «Я дежурю на агитпункте, когда никого не будет, приходи, я тебе покажу, что такое телевизор». И я пришел. Он усадил меня перед экраном и сказал: «Сейчас начнется это».

Загорелся синий огонек и на экране появились титры: «Кощей Бессмертный. Сказка». В главной роли был Георгий Милляр – замечательный актер, который играл в ту пору много нечистой силы. Кстати, вы знаете, как отличить хорошего актера от плохого? Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, может ли он играть для детей или нет. Великая Раневская играла для детей, Плятт, Леонов, Вицин играли для детей…



Сергея Безрукова

Я рос в ту эпоху, когда у нас была целая империя по производству хороших сказок. А сейчас мы испытываем некоторую нехватку… У меня в детстве была книжка «Русские народные сказки» в красочном переплете. Недавно я поинтересовался у мамы: «Неужели не сохранилась книжка?» А она к моей радости ответила: «Конечно, сохранилась». И я взял книжку с русскими сказками, которыми зачитывался, будучи маленьким. Настолько увлекся, что решил записать эти сказки на аудиодиск. Там и «Царевна лягушка», и «Иван - Царевич», и сказки Афанасьева, Толстого и многие другие. И еще у меня любимая «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца». Несколько лет назад по этому произведению Леонида Филатова я выпустил радиоспектакль, причем перенес героев в тридцатые годы. Царь заговорил у меня голосом Сталина, Генерал голосом Брежнева и так далее. Всех персонажей озвучивал я, а моя супруга Иришка – Марусю-голубицу. Теперь в мультипликационной версии «Сказки про Федота-стрельца…» я озвучиваю Федота.В новогодние чудеса я всегда верил. Главное волшебство – это человеческая доброта. Все слова, которые мы произносим, имеют волшебное воздействие. Относитесь бережно к словам. И особенно осторожно – к любви, это очень важно.



Марианны Лемешко

В детстве я нежно любила «Три орешка для Золушки», это чешская сказка. Некий принц увидел девушку на охоте, растрогался и стал ее искать, преодолевая положенные испытания. Мне нравилась в сказке доброта и то, что она торжествует. Вообще, в сказках меня привлекает именно это – доброта, красота и тема справедливости. «Три орешка для Золушки» я любила не столько в напечатанном варианте, сколько в кино. И конечно, представляла себя в роли Золушки, хоть и недолго. А еще я люблю Карлсона, причем тут наоборот: книжка порой интересует меня даже больше, чем мультик. Наив Карлсона, его озорство, хулиганство... Мне всегда хотелось этого веселого безумия в жизни.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Президентом Гонкуровской академии стал писатель Дидье Декуэн

    Члены Гонкуровской академии избрали в понедельник ее новым президентом французского писателя и сценариста Дидье Декуэна. Об этом говорится в сообщении, распространенном литературным сообществом.  Декуэн был избран в состав Гонкуровской академии в 1995 году. ...
  • Режиссер Сергей Соловьев находится в реанимации

    Кинорежиссёр, создатель фильмов «Сто дней после детства», «АССА», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» Сергей Соловьев переведен переведен из обычной палаты в реанимацию.   «Сергей Александрович переведен из обычной палаты в реанимацию, другие подробности о его состоянии мы не даем», - цитирует ТАСС слова собеседника агентства из окружения кинематографиста. ...
  • В «Сфере» отметят юбилей спектакля

    В феврале состоится юбилейный – 50-й спектакль – театра «Сфера» «Обращение в слух». Постановка является сценической версией одноименного романа Антона Понизовского, вышедшего в 2013 году и сразу ставшего бестселлером. ...
  • В парижском Одеоне открылись «Русские сезоны»

    В Париже состоялась официальная церемония открытия международного культурного проекта «Русские сезоны» во Франции в 2020 году. Организатором проекта выступает Министерство культуры РФ. Международный культурный проект «Русские сезоны» станет главным событием 2020 года в театральной и музыкальной жизни трех стран: Франции, Бельгии и Люксембурга. ...
Читайте также