Сергей Пускепалис поставил спектакль в Театре комедии им. Акимова

Четверо в медпункте, не считая собаки

 

Режиссер Сергей Пускепалис выпустил на сцене петербургского Театра комедии им. Акимова премьеру «Где зарыта собака» по пьесе «Собака» Алексея Слаповского. Его ремарку «Настоящий театр - в головах людей» и хрестоматийное шекспировское «Весь мир - театр, и люди в нем - актеры» постановщики и харизматичные артисты акимовской труппы представляют калейдоскопом невероятных событий и буйных эмоций. Искрящаяся театральность бьет через край, актерскую игру отличает отменный кураж, а сам спектакль имеет глубокий лирико-философское подтекст.
 
Сергей Пускепалис с недавних пор у «простого» зрителя ассоциируется, конечно же, с фильмами-катастрофами «Метро» и «Ледокол», где его герои – из ряда главных. Зритель чуть более «насмотренный» прибавит к ним хиты артхаусного кино «Простые вещи» и «Как я провел этим летом». Иными словами, для широкой публики Сергей Пускепалис, прежде всего, – киноактер, в послужном списке которого десятки ролей, от эпизодических до главных. Специалисты же отлично знают, что в творческой биографии Пускепалиса-режиссера – десятки театральных постановок и опыт «руководящей работы» в разных театрах страны.
 
Что до писателя, сценариста, драматурга и поэта (в премьерном спектакле звучат песни на его стихи – и один зонг на стихи Марка Сонина) Алексея Слаповского, то это творческая единица уважаемая и многоопытная. Финалист литературных премий, автор нескольких повестей, более полудюжины романов, еще большего количества киносценариев (из тех, что на слуху и «на глазу», пожалуй, сериалы «Остановка по требованию», «Участок» и «Тонкий лед», да фильм «Ирония судьбы. Продолжение», где Слаповский был соавтором сценария) и, разумеется, драматург, чьи пьесы давно и весьма охотно берут российские театры от Москвы до самых до окраин.
 
В театральном мире даже бытует мнение, что Пускепалис и ставил-то в основном пьесы Слаповского, хотя ставил он и Чехова, и Островского, и Вампилова, и Володина, и Эдуардо де Филиппо, и Бомарше. Но именно «Двадцать семь» Слаповского Пускепалис выбрал для своего дипломного спектакля в РАТИ-ГИТИСе, где учился на курсе Петра Фоменко, а затем еще многократно выпускал спектакли по пьесам этого автора в Самаре и Саратове, в Омске и Магнитогорске, в Уфе и Башкортостане. Даже в 2015-м, когда он дебютировал как кинорежиссер, экранизировал он опять-таки пьесу Слаповского «Клинч». Так что творческий дуэт Пускепалис-Слаповский вполне можно соотнести с хрестоматийными дуэтами Брагинский-Рязанов или Горин-Захаров: давно и крепко сработавшиеся соавторы. И вот теперь в петербургском театральном пространстве оба они успешно и с удовольствием интригуют и вовлекают зрителей в мир сказки для взрослых.
 
Программка «Собаки», как и голос, звучащий перед началом спектакля, с места в карьер настраивает публику на ключевую мысль о том, что «настоящий театр, конечно, не на сцене и даже не в реальности, а в головах людей». Дескать, уважаемые дамы и господа, добро пожаловать в Театр Воображения (как это называет драматург). Ведь то, что творится в пьесе и в постановке с персонажами – череда воображаемых событий в самостийном хулиганском жанре. «Не комедия в двух действиях» («но без антракта», уточняет программка) словно заведомо подразумевает открытый и нетривиальный финал, коим кокетничает пьеса и бравируют постановщики.
 
Зритель готов уже с порога запутаться в воображаемых хитросплетениях линий героев, хотя ему, конечно, страсть как любопытно включиться в театрализованный квест, да и против розыгрышей он ничего не имеет (а здесь их предостаточно, и они очень даже симпатичны).
Почти сразу становится понятно, что каждую ситуацию – сценку за сценкой, эпизод за эпизодом – герои придумывают, фантазируют, глядя на мир каждый со своей колокольни, либо представляя себе то, как «оно могло бы выглядеть» с точки зрения другого человека. И эта современная комедия положений не вполне смешна, потому что очень жизненна. И на лице зрителя попеременно возникают то горькая ухмылка, то глубокомысленная улыбка – самое верное отражение сиюминутного настроения.
 
Что же там за герои, спросите вы? Их довольно много, но исполнителей всего четверо, не считая собаки. Причем, и у автора, и у театра собака исключительно воображаемая (как и «театр в головах»). Лишь поначалу присутствие на сцене собаки обозначается неким намеком на пантомиму, а затем животное, сыгравшее ключевую роль во встрече главных героев, и вовсе «растворяется в воздухе». Но поговорка про зарытую собаку оказывается успешно оправдана текстом и актерской игрой. Артистам здесь раздолье в том смысле, что они всласть лицедействуют, представая в противоречивых образах и пользуясь всей палитрой красок.
 
Липа, она же Олимпиада (Елена Руфанова) – обыкновенный врач привокзального медпункта, что есть на любой из миллионов станций и полустанков. Но ее образ трактуется в спектакле глубже: это интересная и умная женщина сложной судьбы, с богатым внутренним миром, о котором, кажется, забыла даже она сама, ибо давно и безнадежно устала от жизни, что довела ее до состояния почти ожесточенного, до поведения почти феминистского...
 
Виктор (Дмитрий Лебедев), преподаватель античной литературы, человек мягкий и деликатный, незаурядного ума, но совершенно неприспособленный к современной жизни. Несуразный и упрямый идеалист, он способен внезапно взбрыкнуть, показать норов, потребовать отнестись к собаке с больными глазами по-человечески... Если продолжать сравнивать с миром кино, то дуэт Липа-Виктор должен напомнить нам такие нежно любимые всеми картины, как «Вокзал для двоих» и «Осенний марафон», ибо Виктор-Лебедев временами похож на героев Олега Басилашвили в этих фильмах, как брат родной, равно как и Липа-Руфанова – на героинь Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой и Марины Нееловой. Только уже не в старых и добрых советских, а в новых и жестких российских реалиях...
 
Сережа (Анатолий Хропов), он же, по Слаповскому, «несколько Сереж», является на сцене в самых разных ипостасях и говорит, помимо приблатненного, иногда с матерком, русского языка, на строгом лающем немецком и воркующем флиртующем французском.
 
Наконец, Нина (Елена Мелешкова, новичок в труппе, с этого сезона – очередной бриллиант в короне театра, но давно уже бывалый «волк» в профессии), законная супруга Виктора, виртуозно примеряет характеры от безвольно ссутулившейся «вшивой интеллигентки» до бой-бабы, от грозной мымры, бабы Яги с оскорбленным самолюбием, до первоклассной холеной стервы.
 
Качественные актерские работы настолько захватывают, что, кажется, вовсе не нуждаются в каком бы то ни было художественном оформлении. Однако, это впечатление обманчиво. Без работы художника по свету Евгения Ганзбурга, большого мастера визуальных мистификаций, мы не почувствовали бы тщательно, практически из ничего созданного уюта унылого рабочего места Липы, как не ощутили бы фантасмагории всех шумных сцен, с выяснением отношений и переходом на личности, и тому подобных ситуационных метаморфоз. Недаром у Ганзбурга нет отбоя от предложений: он славится точнейшим попаданием в режиссерскую задумку не только в драматическом, но и в музыкальном театре, и даже в цирке. 
 
Временами можно бы и счесть, что постановка вполне могла бы обойтись и вовсе без декораций, как бывает с антрепризой в духе развлекательной юморески. Настолько лаконична и проста сценография Алексея Вотякова (грязно-белый кафель на стенах, черно-белая клетка линолеума на полу, видавшая виды мебель, стандартный офисно-медицинский наборчик предметов на столе). Но без нее недостижимо было бы завидное единство пространства и действия. Выгородка, разделяющая медпункт (средоточие всех бурных событий пьесы) и остальной мир (вокзал, улицу, чужие судьбы, всевозможные сценарии другой жизни героев), хитроумно подыгрывает исполнителям. Стена с окном, за которым мерцают огни перрона, содержит множество почти детских «секретиков», лазов и внутренних швов с художественной подоплекой. И дело не только в дверях, за которыми можно скрыться от гнета повседневности или через которые так и хочется выйти новым, переформатированным, человеком. Примечательно, что вывеска с надписью «Медпункт» обращена к заднику передом, к залу задом (и читается публикой «со спины»), помещая, таким образом, зрителей внутрь действия и заставляя ощутить себя на сцене, стать лицами заинтересованными, сопричастными.
 
Во втором действии, которого как бы и нет (сюрприз!), выгородка становится большим экраном, и вконец ошарашенная публика, разогретая к этому моменту всем происходящим до высокого градуса внутреннего подъема, лицезреет на этом экране беззвучное полудокументальное, полухудожественное кино о том, как герои (и сами зрители) приходят после спектакля домой и садятся ужинать. Казалось бы, что может быть скучнее этого ежевечернего ужина в обыденной жизни – но что может быть веселее его художественной имитации?
 
Постановка сродни сеансу массового гипноза, ударному курсу психотерапии, выявляющей как бы между прочим, очевидную истину: у каждого из нас где-то зарыта своя собака. Комплекс вины, несбывшаяся мечта, обманутые надежды, и тому подобное, вплоть до чеховского, отчаянного, кризисного, возрастного «Про-па-ла жи-изнь!..» Но прежде всего, этот хитроумный и сложносочиненный спектакль «делает» актерский кураж, помноженный на мастерство и украшенный харизмой. Каждый участник виртуозного квартета не только блестяще чередует амплуа и меняет маски, костюмы и грим, но и поет, вкрапляя в действие грустные и веселые, тихие и бойкие музыкальные номера, от шансона и попсы до бардовской и авторской песни, чем и превращает окончательно все происходящее на сцене в абсолютный праздник Его Величества Театра Воображения.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем формате

    Для петербургского Театра комедии им. Акимова Павел Сафонов – постановщик приглашенный, и это сразу чувствуется, ведь стилистика большинства спектаклей последних лет создана худруком Татьяной Казаковой.    Есть в премьере Сафонова еще двое приглашенных людей – это Илья Носков, который состоит в труппе театра «На Васильевском» и много снимается, и Наталья Ткаченко, которая вернулась в Комедию (пока не в труппу, а на конкретную постановку) после нескольких лет работы в разных театрах и тех же съемок в кино. ...
  • Московская оперетта готовит постановку по Штраусу

    В четверг и пятницу, 14 и 15 июня, на сцене Московского театра оперетты состоится премьера спектакля «Цыганский барон» по одноименному произведению Иоганна Штрауса. Эту оперетту театр ставит впервые за свою историю, сообщили журналистам в пресс-службе. ...
  • Александр Огарев открывает «Безымянную звезду»

    20 и 22 июня в Театре «Школа драматического искусства» Александр Огарев представит премьеру своего спектакля по известной пьесе «Безымянная звезда» Михайя Себастиана. Спектакль поставлен в одном из самых необычных залов театральной Москвы – трехъярусном «Глобусе», созданном по образцу шекспировского The Globe. ...
  • Театр им. Моссовета готовит очередную премьеру

    «Путешествие с тетушкой», спектакль по мотивам романа Грэма Грина, появится в репертуаре Театра им. Моссовета в новом сезоне. Комедию о жизни эксцентричной английской дамы, которая, не смотря на годы, сохранила страсть к авантюре, ставит режиссер Михаил Левитин-младший – сын Ольги Остроумовой. ...
Читайте также