«Считаю себя разбившимся летчиком»

 
В Театральном центре «На Страстном» состоялся творческий вечер актера Александра Михайлова. «Театрал» приводит наиболее интересные фрагменты монолога.
 
О мечте стать моряком
 
– Многие считают, что я служил во флоте. Это не так. Я родился в бурятском поселке Цугольский дацан. В четырех километрах от моей землянки была река Анон. Она не очень широкая, но судоходная. Однажды я случайно увидел в журнале «Огонек» картину Айвазовского «Девятый вал». Это картина меня потрясла – огромные волны! Кончилось тем, что в четвертом классе я записался в Нахимовское училище в Ленинграде: солгал, что сирота, чтобы взяли, и бежал. Вернули. Мать очень крепко меня пожурила. Через полмесяца я собрался во второй раз, но тут уже получил хорошую порку мокрым полотенцем. Всю ночь простоял в углу. Думал, мать спит, и пытался сесть на пол, но тут слышу ее голос: «Стоять!». Мощная женщина была, с характером. 

После седьмого класса я ее все-таки уговорил: «Мам, я без моря не могу. Все равно сбегу». Делать нечего – согласилась. Мы собрали маленький чемоданчик и поехали во Владивосток. В «мореходку» меня не взяли – года не хватило, зато поступил в ремесленное училище. Хотя пошел туда только потому, что там выдавали тельняшки. Потом стал сварщиком и все-таки сбежал на корабль. В команде было 75 человек. Меня взяли учеником моториста. Первый мой поход был в Охотское, Японское, Берингово море и Тихий океан.
 
В Охотском море случилась катастрофа. Было сильное обледенение, и три судна перевернулись. Погибло много ребят. Наше судно по тоннажности было больше, поэтому мы вышли без потерь, хотя забрасывало сильно. В порту Владивостока меня встретила мама, и я увидел проседь в ее волосах. Она сказала: «Все, Шурка, либо море, либо я». Я списался – думал, когда улягутся страсти, снова вернусь к морякам. Но получилось иначе. 
 
О профессии актера 
 
– В 1965 году я случайно увидел дипломный спектакль по Чехову, который играли студенты театрального института во Владивостоке. Помню этот 4-й ряд, 17-ое место. Помню, как меня стало колотить, трясти. Пьеса возрастная, а тут мальчишки и девчонки с наклеенными бородами... Я увидел такую чистоту восприятия, такой нерв, что рыдал, как ребенок. После спектакля пошел на берег Амурского залива и стал прощаться с Тихим океаном: дал себе слово во что бы то ни стало стать актером. С грехом пополам поступил, два года подряд хотели выгнать, но в конце концов оставили в покое. 

После окончания учебы работал в Саратовском театре драмы, затем – в Московском театре имени Ермоловой, а уж потом – в Малом театре, где прослужил 23 года. И вот уже боле 10 лет я свободный художник. 
 
О студентах
 
– Не так давно меня пригласили преподавать во ВГИК. До сих пор задаю себе вопрос, мое ли это. Но я очень люблю студентов, и быстро к ним привыкаю. В этот раз вместо 25 человек набрал 36. Что будет – не знаю. Ребята очень способные. А слова «талант» я, честно говоря, боюсь – талантлив ли человек, покажет время. Главное трудиться, и всегда надеяться. Его величество случай – это пятьдесят процентов успеха. Но он выпадает при одном условии: когда ты пашешь с утра и до вечера. Просыпаешься в холодном поту, и работаешь. Я частенько представляю, как Господь раздвигает облака, смотрит на свое творение и восклицает: «Какой талант! Хорошо, что я подарил его человеку». Возвращается через год – а человек не работает, не развивается. И то же через два года, и через три. В итоге Бог разочаруется, махнет рукой, и скроется за облаками. А человек задыхается, и остается с этим талантом. Кому-то, напротив, дали немного, а он пашет и пашет. И однажды случается чудо. Так в любой профессии: будь ты актер или рабочий.
 
Об известности
 
Я очень трезво отношусь к узнаваемости. Знаю, что такое высота, но считаю себя разбившимся лётчиком. Стою как-то на остановке, а рядом со мной – женщина. Сначала с одной стороны посмотрела, отвернулась. Потом с другой стороны обошла, взглянула. Пристроилась ко мне поближе, стоит, смелости набирается. Наконец, спрашивает:
– А вы случайно не Михайлов?
– Случайно Михайлов, – говорю.
­– А чего такой старый-то?
– В каком смысле?
– Да в прямом. В кино мордастенький, бравенький. Не заболели часом?
– Да нет, – отвечаю, – все хорошо. А про фильм какой говорите?
–Как какой? «Мужики». Три года назад смотрела.
– Милая моя, так фильму-то уже 33 года.
 Она удивились, попросила прощения, сказала, что не знала.

О матери

Я знаю, что такое работа. Вспоминаю мою маму – удивительной красоты женщина, тонкокостная, стройная. Она очень любила петь, наверное, поэтому я испытываю такую любовь к национальной, я бы сказал, корневой культуре. После работы мама приходила в землянку уставшая, и первое, что просила, – балалайку. Меня всегда удивляло, почему мама такая стройная, тонкокожая, а пальцы – толстые, грубые, немножко горбатенькие. Прошли годы, и мне стало стыдно за эти мысли, потому что я понял причину. Боже мой, какие тогда были руки у наших матерей, когда и голод, и холод, и мор кругом. Морозы доходили до 40 градусов. Идешь по дороге в школу, а перед тобой комочек – бух. Воробьи замерзали. Соберешь штук шесть по дороге за пазуху, они отогреются, а потом в классе выпускаешь. Это я помню всегда. И поэтому, когда о России говорят хулительные слова, я отвечаю, что не пережил ты, мой дорогой, вот этого всего, поэтому ты так...

О войне на Украине

Тема Украины – это моя рана, и она кровоточит. Только началась война, обстрелы, я сразу поехал в Луганск, потом в Первомайск к своему другу – мэру Евгению Ищенко. И я видел, что это такое: разрушенный на треть город, выбитые окна, фундамент в крови. Женя показал мне весь район. И как-то мы поднялись на чердак – а там голуби. Оказывается, это его страсть. Я, говорит, обязательно на праздник 1 мая выпущу всех голубей. Сейчас, мол, дрессирую. Пусть будет тихая радость для наших людей. После моего отъезда Женю убили. Он ехал с гуманитарной помощью, и его расстреляли. Дай бог, чтобы все это скорее кончилось. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Зураб Церетели подарил студентам ГИТИСа звезду

    В среду, 17 июля, Зураб Церетели подарил Российскому институту театрального искусства (ГИТИС) свою композицию «Монумент будущим звездам». Ее установили во дворе института в Малом Кисловском переулке. Скульптура выглядит как большая золотая звезда на темном фоне и выполнена в технике выколотки из меди. ...
  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
  • Валерий Градковский: «Когда людей объединяет творчество, интриги отступают»

    Весной Театр им. Ленсовета выбрал своим художественным руководителем актрису Ларису Луппиан, которая заняла этот пост после того, как в марте 2018 года труппу покинул режиссер Юрий Бутусов. Мы поговорили с директором Театра им. ...
  • «Социальный театр»: искусство учиться языку собеседника

    «Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. ...
Читайте также