Маньяк с Таганки подкрался к зрителю

Мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд» впервые поставлен в России.

 
Безумству храбрых поем мы песню – именно с этой фразы хочется начать рассказ о премьере мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в Театре на Таганке. Режиссеру Алексею Франдетти и раньше приходилось делать мюзиклы в драматических театрах: за «Рождество О'Генри» в Театре Пушкина он даже получил «Золотую маску», а премьера нынешнего сезона – «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова успешно собирает кассу.
 
Но поставить с драматическими артистами Стивена Сондхайма –  великого американского композитора, живого классика и авангардиста музыкального театра,  который раньше никогда не шел в России – для такого нужна недюжинная дерзость. Это был смелый шаг и со стороны директора театра Ирины Апексимовой: после первого эскиза в рамках проекта «Репетиции» она дала Франдетти зеленый свет и даже разрешила перекрыть ради спектакля большой зал Таганки, чтобы устроить там лондонский паб.
 
Помню, как вернувшись из очередной поездки на Вест Энд, Алексей Франдетти с воодушевлением рассказывал о камерных мюзиклах в маленьких кафе, где действие происходит буквально за вашим столиком. Теперь этот трюк ему удалось реализовать в театре. Публика тут тоже сидит за столиками на вертящихся стульях, а актеры снуют вокруг, предлагают мясные пирожки с подозрительной начинкой, могут дотронуться или доверительно заглянуть в глаза. Театр называет спектакль модным словом «иммерсивный», что не совсем верно – ведь сами зрители тут лишены свободы передвижения. Но когда за вашим плечом стоит фигура в черном плаще и с бритвой в руках, это, безусловно, обостряет восприятие... И значительно усложняет работу звукооператорам, которые должны поддерживать правильный баланс всех мигрирующих по залу микрофонов и живого оркестра, спрятанного за ширмой. В общем, через какие тернии прошли создатели спектакля, можно только догадываться. 
 
Надо отдать должное переводу Алексея Франдетти и Жени Беркович – корректному и довольно остроумному, особенно в феерической сцене с пирожками. Разве что некоторые фразы вроде «фарш невозможно провернуть назад» в трагической финальной коде режут ухо. 
 
Но кому нужно сразу выдать медаль, так это актерам – за освоение адски сложной партитуры Сондхайма с рваными ритмами, речитативами, причудливыми ансамблевыми построениями... Эту музыку не считают зазорным исполнять и в оперных домах. И вполне естественно, что драматические артисты не всегда справляются с ней на должном уровне. Но это приходится принять как данность, как условия игры. Зато какими выразительными и фактурными тут получились образы – готический грим, стильные костюмы, продуманная пластика. Настоящей удачей спектакля стала яркая, характерная, с цепкой женской хваткой, миссис Ловет в исполнении Екатерины Рябушинской. А единственный приглашенный со стороны артист мюзиклов Петр Маркин сыграл Тодда, можно сказать, с трагической мощью. 
 
Пятнадцать лет тюрьмы без суда и следствия для этого героя не прошли бесследно. Его обезображенное лицо – прямой отсыл к «Призраку оперы», где Маркин также играл, хоть и не главную роль. Порой в его Суини тоже сквозит что-то демоническое, монструозное (баритональная партия была специально переписана для его глубокого баса), но шрамы на теле – ничто по сравнению с невидимыми душевными ранами. Этот большой, мощный человек мечется загнанным зверем и начинает мстить миру от бессилия, от обиды – за отнятую жизнь, за потерянную жену и дочь.
 
На сцене Таганки мрачный триллер о цирюльнике-маньяке, пускающем клиентов на пирожки, неожиданно обретает новое звучание, близкое брехтовской зонг-опере, где важны не музыкальные красоты, а социальный посыл. Режиссер не делает упора на физиологию, кровь не льется ручьем, как в одноименном фильме Тима Бертона. Все ужасы и убийства показаны с изящной театральной условностью: вжик – и на лице жертв появляется застывшая улыбка-маска. Нас не пугают, не шокируют, но заставляют думать о причинно-следственных связях. Например, о том что чудовищный имморализм героев – это реакция на нищету, жестокость окружающего мира и подлость власть имущих. («Сначала хлеб, а нравственность потом» – как пели в знаменитой «Трехгрошовой опере».) И о том, что любое зло, даже вызванное благородной жаждой мести, возвращается к человеку бумерангом...
 
Так что в репертуаре Таганки новая премьера не выглядит чужеродным вставным зубом, а продолжает линию размышлений о человеке и обществе, столь важную для этого театра и Юрия Петровича Любимова, чье столетие он будет отмечать в 2017 году.      
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Планы театров на новый сезон

    Еще не все театры начали сезон, но первые планы уже известны. «Театрал» составил карту событий, и она в ближайшее время будет пополняться.  Москва Большой театр Череду оперных премьер Большого театра откроет мюзикл «Кандид» (29-30 сентября, режиссер Алексей Франдетти, дирижер Туган Сохиев) и опера Россини «Севильский цирюльник» в постановке Евгения Писарева (3 ноября). ...
  • Сергей Проханов поставит спектакль про великих шахматистов

    Улыбки, цветы и поздравления – в «Театре Луны» открылся новый, 26-й по счету сезон. В этот раз артисты встретились после летнего антракта в особо приподнятом настроении. За время их отдыха в театре был сделан долгожданный ремонт – обновили сцену, крышу, зрительный зал и служебные помещения. ...
  • Марк Розовский покажет в новом сезоне 9 премьер

    В театре «У Никитских ворот» во вторник вечером, 14 августа, открылся 36-й по счету сезон. На традиционном сборе труппы художественный руководитель коллектива, народный артист России Марк Розовский рассказал о планах на предстоящий творческий год. ...
  • Барон Мюнхгаузен переселился в «Мастерскую Фоменко»

    Новый сезон «Мастерская Фоменко» откроет 8 сентября моноспектаклем о бароне Карле Фридрихе Иерониме Мюнхгаузене, чьи правдивые истории легли в основу многочисленных авантюрных сюжетов. Правда, как уточняет театр, не следует ждать пересказа давно известных историй о том, как барон летал на ядре, скакал на половинке лошади или вытаскивал себя за волосы из болота. ...
Читайте также