Маньяк с Таганки подкрался к зрителю

Мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд» впервые поставлен в России.

 
Безумству храбрых поем мы песню – именно с этой фразы хочется начать рассказ о премьере мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в Театре на Таганке. Режиссеру Алексею Франдетти и раньше приходилось делать мюзиклы в драматических театрах: за «Рождество О'Генри» в Театре Пушкина он даже получил «Золотую маску», а премьера нынешнего сезона – «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова успешно собирает кассу.
 
Но поставить с драматическими артистами Стивена Сондхайма –  великого американского композитора, живого классика и авангардиста музыкального театра,  который раньше никогда не шел в России – для такого нужна недюжинная дерзость. Это был смелый шаг и со стороны директора театра Ирины Апексимовой: после первого эскиза в рамках проекта «Репетиции» она дала Франдетти зеленый свет и даже разрешила перекрыть ради спектакля большой зал Таганки, чтобы устроить там лондонский паб.
 
Помню, как вернувшись из очередной поездки на Вест Энд, Алексей Франдетти с воодушевлением рассказывал о камерных мюзиклах в маленьких кафе, где действие происходит буквально за вашим столиком. Теперь этот трюк ему удалось реализовать в театре. Публика тут тоже сидит за столиками на вертящихся стульях, а актеры снуют вокруг, предлагают мясные пирожки с подозрительной начинкой, могут дотронуться или доверительно заглянуть в глаза. Театр называет спектакль модным словом «иммерсивный», что не совсем верно – ведь сами зрители тут лишены свободы передвижения. Но когда за вашим плечом стоит фигура в черном плаще и с бритвой в руках, это, безусловно, обостряет восприятие... И значительно усложняет работу звукооператорам, которые должны поддерживать правильный баланс всех мигрирующих по залу микрофонов и живого оркестра, спрятанного за ширмой. В общем, через какие тернии прошли создатели спектакля, можно только догадываться. 
 
Надо отдать должное переводу Алексея Франдетти и Жени Беркович – корректному и довольно остроумному, особенно в феерической сцене с пирожками. Разве что некоторые фразы вроде «фарш невозможно провернуть назад» в трагической финальной коде режут ухо. 
 
Но кому нужно сразу выдать медаль, так это актерам – за освоение адски сложной партитуры Сондхайма с рваными ритмами, речитативами, причудливыми ансамблевыми построениями... Эту музыку не считают зазорным исполнять и в оперных домах. И вполне естественно, что драматические артисты не всегда справляются с ней на должном уровне. Но это приходится принять как данность, как условия игры. Зато какими выразительными и фактурными тут получились образы – готический грим, стильные костюмы, продуманная пластика. Настоящей удачей спектакля стала яркая, характерная, с цепкой женской хваткой, миссис Ловет в исполнении Екатерины Рябушинской. А единственный приглашенный со стороны артист мюзиклов Петр Маркин сыграл Тодда, можно сказать, с трагической мощью. 
 
Пятнадцать лет тюрьмы без суда и следствия для этого героя не прошли бесследно. Его обезображенное лицо – прямой отсыл к «Призраку оперы», где Маркин также играл, хоть и не главную роль. Порой в его Суини тоже сквозит что-то демоническое, монструозное (баритональная партия была специально переписана для его глубокого баса), но шрамы на теле – ничто по сравнению с невидимыми душевными ранами. Этот большой, мощный человек мечется загнанным зверем и начинает мстить миру от бессилия, от обиды – за отнятую жизнь, за потерянную жену и дочь.
 
На сцене Таганки мрачный триллер о цирюльнике-маньяке, пускающем клиентов на пирожки, неожиданно обретает новое звучание, близкое брехтовской зонг-опере, где важны не музыкальные красоты, а социальный посыл. Режиссер не делает упора на физиологию, кровь не льется ручьем, как в одноименном фильме Тима Бертона. Все ужасы и убийства показаны с изящной театральной условностью: вжик – и на лице жертв появляется застывшая улыбка-маска. Нас не пугают, не шокируют, но заставляют думать о причинно-следственных связях. Например, о том что чудовищный имморализм героев – это реакция на нищету, жестокость окружающего мира и подлость власть имущих. («Сначала хлеб, а нравственность потом» – как пели в знаменитой «Трехгрошовой опере».) И о том, что любое зло, даже вызванное благородной жаждой мести, возвращается к человеку бумерангом...
 
Так что в репертуаре Таганки новая премьера не выглядит чужеродным вставным зубом, а продолжает линию размышлений о человеке и обществе, столь важную для этого театра и Юрия Петровича Любимова, чье столетие он будет отмечать в 2017 году.      
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Цена улыбки

    24 апреля в Москве погиб актер, педагог Школы-студии МХАТ, уроженец Денвера (штат Колорадо, США) Казимир Лиске. По факту гибели проводится расследование. Обстоятельства смерти артиста пока не называются. Потерю Кэза сегодня оплакивают не только в России, он остался своим и для театральной и студенческой Америки. ...
  • В Сети появились редкие записи театральных капустников

    Видеозаписи юмористических выступлений Зиновия Гердта и Петра Тодоровского, Ростислава Плятта и Владимира Канделаки, Александра Ширвиндта и Михаила Державина, Александра Филиппенко и Марка Розовского теперь доступны любому пользователю. ...
  • Юрий Бутусов: «Здание театра, основанного великим Аркадием Райкиным, уничтожается»

    Открытое письмо театральной общественности, коллегам, зрителям от главного режиссера Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова появилось в воскресенье, 23 апреля, на сайте радиостанции «Эхо Москвы». ...
  • Бесконечные барьеры

    Я очень подвел свой любимый вполне интеллигентный журнал «Театрал», не сдав вовремя материал для своей рубрики «В промежутках между…». Винюсь. Просто в недавних «промежутках» было столько событийных соблазнов, что поневоле пришлось переключать организм на сторону. ...
Читайте также


Читайте также

  • Борис Эйфман представит новую версию «Русского Гамлета»

    Обновленная версия балета о судьбе Павла I будет показана 26 апреля  на сцене Александринского театра.   Обновление спектакль приурочено к 40-летию Академического театра балета Бориса Эйфмана. Для возрожденного спектакля художником Вячеславом Окуневым были созданы новые костюмы и декорации, наполненные глубокой символикой. ...
  • «У всех давно ворота заперты и собаки спущены»

    В системе Станиславского есть термин «лучеиспускание». По мысли К.С., достичь его можно лишь в том спектакле, где между партнерами устанавливается крепкая связь, которая помогает им органично существовать на сцене. ...
  • Премьеры недели (24-30 апреля)

    В ближайшие дни любителей театра ждет сразу несколько интересных работ. А на минувшей неделе, согласно опросу «Театрала», самой ожидаемой премьерой стала постановка Романа Виктюка «Крылья из пепла» (24% голосов). ...
  • Et Cetera объявил дату премьеры «Ревизора» с Калягиным в роли Хлестакова

    Премьера гоголевского «Ревизора» в постановке главного режиссера театра Et Cetera Роберта Стуруа была заявлена еще в начале сезона – на сборе труппы. Однако точная дата не называлась. По сведениям «Театрала», дату премьеры Александр Калягин переносил не раз. ...
Читайте также