Маньяк с Таганки подкрался к зрителю

Мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд» впервые поставлен в России.

 
Безумству храбрых поем мы песню – именно с этой фразы хочется начать рассказ о премьере мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в Театре на Таганке. Режиссеру Алексею Франдетти и раньше приходилось делать мюзиклы в драматических театрах: за «Рождество О'Генри» в Театре Пушкина он даже получил «Золотую маску», а премьера нынешнего сезона – «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова успешно собирает кассу.
 
Но поставить с драматическими артистами Стивена Сондхайма –  великого американского композитора, живого классика и авангардиста музыкального театра,  который раньше никогда не шел в России – для такого нужна недюжинная дерзость. Это был смелый шаг и со стороны директора театра Ирины Апексимовой: после первого эскиза в рамках проекта «Репетиции» она дала Франдетти зеленый свет и даже разрешила перекрыть ради спектакля большой зал Таганки, чтобы устроить там лондонский паб.
 
Помню, как вернувшись из очередной поездки на Вест Энд, Алексей Франдетти с воодушевлением рассказывал о камерных мюзиклах в маленьких кафе, где действие происходит буквально за вашим столиком. Теперь этот трюк ему удалось реализовать в театре. Публика тут тоже сидит за столиками на вертящихся стульях, а актеры снуют вокруг, предлагают мясные пирожки с подозрительной начинкой, могут дотронуться или доверительно заглянуть в глаза. Театр называет спектакль модным словом «иммерсивный», что не совсем верно – ведь сами зрители тут лишены свободы передвижения. Но когда за вашим плечом стоит фигура в черном плаще и с бритвой в руках, это, безусловно, обостряет восприятие... И значительно усложняет работу звукооператорам, которые должны поддерживать правильный баланс всех мигрирующих по залу микрофонов и живого оркестра, спрятанного за ширмой. В общем, через какие тернии прошли создатели спектакля, можно только догадываться. 
 
Надо отдать должное переводу Алексея Франдетти и Жени Беркович – корректному и довольно остроумному, особенно в феерической сцене с пирожками. Разве что некоторые фразы вроде «фарш невозможно провернуть назад» в трагической финальной коде режут ухо. 
 
Но кому нужно сразу выдать медаль, так это актерам – за освоение адски сложной партитуры Сондхайма с рваными ритмами, речитативами, причудливыми ансамблевыми построениями... Эту музыку не считают зазорным исполнять и в оперных домах. И вполне естественно, что драматические артисты не всегда справляются с ней на должном уровне. Но это приходится принять как данность, как условия игры. Зато какими выразительными и фактурными тут получились образы – готический грим, стильные костюмы, продуманная пластика. Настоящей удачей спектакля стала яркая, характерная, с цепкой женской хваткой, миссис Ловет в исполнении Екатерины Рябушинской. А единственный приглашенный со стороны артист мюзиклов Петр Маркин сыграл Тодда, можно сказать, с трагической мощью. 
 
Пятнадцать лет тюрьмы без суда и следствия для этого героя не прошли бесследно. Его обезображенное лицо – прямой отсыл к «Призраку оперы», где Маркин также играл, хоть и не главную роль. Порой в его Суини тоже сквозит что-то демоническое, монструозное (баритональная партия была специально переписана для его глубокого баса), но шрамы на теле – ничто по сравнению с невидимыми душевными ранами. Этот большой, мощный человек мечется загнанным зверем и начинает мстить миру от бессилия, от обиды – за отнятую жизнь, за потерянную жену и дочь.
 
На сцене Таганки мрачный триллер о цирюльнике-маньяке, пускающем клиентов на пирожки, неожиданно обретает новое звучание, близкое брехтовской зонг-опере, где важны не музыкальные красоты, а социальный посыл. Режиссер не делает упора на физиологию, кровь не льется ручьем, как в одноименном фильме Тима Бертона. Все ужасы и убийства показаны с изящной театральной условностью: вжик – и на лице жертв появляется застывшая улыбка-маска. Нас не пугают, не шокируют, но заставляют думать о причинно-следственных связях. Например, о том что чудовищный имморализм героев – это реакция на нищету, жестокость окружающего мира и подлость власть имущих. («Сначала хлеб, а нравственность потом» – как пели в знаменитой «Трехгрошовой опере».) И о том, что любое зло, даже вызванное благородной жаждой мести, возвращается к человеку бумерангом...
 
Так что в репертуаре Таганки новая премьера не выглядит чужеродным вставным зубом, а продолжает линию размышлений о человеке и обществе, столь важную для этого театра и Юрия Петровича Любимова, чье столетие он будет отмечать в 2017 году.      
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Александр Калягин прокомментировал ситуацию с Кириллом Серебренниковым

    Александр Калягин, художественный руководитель театра Et Сetera, председатель Союза театральных деятелей РФ в эфире программы «Разворот» на радиостанции «Эхо Москвы». . Насколько я понял, насколько я слышал – а для меня это как обухом по голове – единственное, что я могу сказать: нужно быть чрезвычайно осторожным, особенно с такой фамилией, с таким талантливым человеком. ...
  • «Зачем устраивать такой жесткий спектакль?»

    День 23 мая принес много тревожных новостей, связанных с обысками в «Гоголь-центре» и в квартире художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова. События вызвали беспокойство театральной общественности. ...
  • У Кирилла Серебренникова проходит обыск

    Об этом написала на своей странице в Facebook правозащитница, журналист, исполнительный директор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. Других подробностей пока не сообщается. «Театрал» будет следить за развитием событий. ...
  • «Черный вторник»

    23 мая 2017 года для многих в нашем театральном сообществе останется – «черным вторником» (вне зависимости от того как закончится история с расследованием вокруг «Седьмой студии»). «Черным» этот вторник запомнится хотя бы потому, что у многих впервые с обыском пришли в квартиру лично знакомых людей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры недели (22-28 мая)

    Под занавес сезона театры подготовили целую серию премьер. А на прошлой неделе, согласно опросу «Театрала», лидерами в листе зрительских ожиданий оказались спектакли «Ревизор» театра Et Cetera (25%), «Ваня и Соня, и Маша, и Гвоздь» театра «Сатирикон» (21%) и «Дом Бернарды Альбы» Электротеатра «Станиславски». ...
  • Александр Журбин приобщился к Фрейду

    Под занавес сезона на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоится мировая премьера оперы Александра Журбина «Метаморфозы любви». Показы будут проходить ежедневно с 25 по 28 мая. ...
  • Премьеры недели (15-21 мая)

    Сезон движется к завершению, но в театрах выходит много интересных премьер, заявленных еще вначале сезона. Напоминаем: понравившиеся работы зрители могут номинировать на премию «Звезда Театрала» (лонг-лист будет объявлен в июне). ...
  • Между Страхом и Отчаянием стоит Любовь

    Лев Додин объединил в авторской композиции два драматургических текста Бертольта Брехта: к философским рассуждениям Циффеля и Калле из «Разговоров беженцев» добавил гремучую смесь историй героев «Страха и отчаяния третьей империи». ...
Читайте также