Шукшин с грехом пополам

 
Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский представил собственную интерпретацию рассказа Шукшина «Чередниченко и цирк», окрестив премьерный спектакль «веселым представлением с грехом пополам».
 
Спектакль «…И цирк» сделан в декорациях подчеркнуто советского времени. Пивной ларек (как полагается – с мухами), скамейка где-то на берегу южного моря (оно плещется на заднике видеопроектора), да незамысловатая комната главной героини-циркачки. И, конечно, улица Ленина, площадь Ленина и… тупик имени Ильича. В общем, полный набор!
 
Как и в большинстве произведений Василия Шукшина, главным действующем лицом рассказа становится обыкновенный русский мужик из глубинки. На сей раз – плановщик мебельного цеха Чередниченко. Немного чудаковатый, наивный и прямолинейный. Он мечтает стать директором цеха… На худой конец замом. У него есть дом, сад, счет на сберкнижке. Ему немного за сорок. Не хватает только хозяйки.
 
В отпуске Чередниченко (Владимир Давиденко) отправляется в южные края, где случайно оказывается на цирковом представлении и влюбляется в гимнастку Еву (Яна Прыжанкова). Хряпнув для храбрости пару стаканов портвейна, он в местной пивной покупает бутылку про запас и идет к даме… знакомиться.  
 
Марк Розовский вместе с командой умело вырисовывает шукшинские характеры, обнажает, доводя до гротеска, внутренние конфликты героев. Причем в своей версии он выводит на сцену еще одного персонажа – рассказчика (Юрий Голубцов), который становится вровень с Чередниченко – поясняет, комментирует действие. Надо заметить, что редакция весьма удачна: и без того театральный Шукшин вдруг оборачивается новыми гранями, проявляются примечательные актерские нюансы.
 
Юрий Голубцов и Владимир Давиденко создают на сцене блистательный дуэт, вызывающий в зале благодарный отклик. Режиссер позволил им по-хорошему подурачиться. Они легко могут обратиться с вопросом к залу, увлечь зрителя на сцену, попросить о помощи или же присмотреть себе невест среди зрительниц.
 
Терзания главного героя, как бы не были наивны, но по сути своей архаичны. Выбор женщины – дело непростое, как не ошибиться? А вдруг стерва или того хуже?! Вдруг он ее введет к себе в дом, а она начнет изменять, забеременеет, а скажет, что от Чередниченко?! «В жизни каждого мужчины должна быть своя Бриджит Бардо», – замечает рассказчик. Мужчины в зале согласно кивают. По сути, на сцене сталкивают два мира: «богемный» (его олицетворяет гимнастка) и размеренный, деревенский (в лице плановика).
 
Легкая, ироничная Яна Прыжанкова четко ведет линию гимнастки, влюбленной в свою профессию. И менять ее на обещанное семейное счастье не собирается. А вот к странному ночному гостю относится с толикой сочувствия. Собственно, она и прекращает мучения главного героя, написав ему записку: «Николай Петрович, в 40 лет надо быть умнее». В общем, и  актерам есть про что поиграть, и зрителям над чем посмеяться. Шукшин все же отлично знал природу русского чудака, а Марк Розовский сумел раскрыть ее на сцене.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • МДТ готовит премьеру

    Спектакль по повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» в январе пополнит репертуар МДТ – Театра Европы. Над постановкой работает режиссер Яна Тумина (сценограф Эмиль Капелюш). Дина Сабитова через судьбу своих героев говорит про одиночество детей, их беззащитность и абсолютную зависимость от взрослых, поскольку центральными темами повести являются сиротство, дом, приют и… семья. ...
  • В Мариинском театре представят балет «Дафнис и Хлоя»

    В Концертном зале Мариинского театра готовится премьерный показ балета «Дафнис и Хлоя» хореографа Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля. Главные партии исполнят Виктория Брилева, Екатерина Петрова, Альбина Сатыналиева, Эрвин Загидуллин и другие. ...
  • «Инъекция реальности»

    Режиссер Юрий Квятковский представил в театре «Практика» новую работу «Пограничное состояние». Документальный спектакль основан на интервью с жителями Ивангорода и Нарвы, двух населенных пунктов, находящихся на границе России и Эстонии. ...
  • Премьеру «Макбета» сыграют в «Глобусе»

    В театре «Школа драматического искусства» представят премьеру «Макбета» в постановке Александра Огарева. Первые показы состоятся 22 и 23 ноября в «шекспировском» зале ШДИ – «Глобус». Новую версию шекспировского «Макбета» в современном переводе Андрея Чернова Заслуженный артист России, режиссер Александра Огарёв создал в соавторстве с художником Александром Моховым. ...
Читайте также