Елена Врублевская

«Главное, чтобы не было напрасной суеты»

 
Премия для студентов театральных вузов «Золотой лист» прочно вошла в театральную жизнь столицы: пышная церемония каждую весну проходит в московском Доме актера на Арбате. Основатель награды Елена Врублевская была журналистом, а стала искусствоведом. Успешная и красивая женщина, она успевает все: от занятий индийскими танцами до поддержки молодежи. Журналу «Театрал» Врублевская рассказала, почему ей близок путь театрального мецената.
– Будучи хозяйкой «Галереи Современного искусства», ориентированной на искусство Дальнего Востока, Монголии и Тибета, создателем Тибетского дома в Москве, вы вдруг взялись за «Золотой лист» – премию студентам театральных вузов. Почему?

– Изучение древних культур дает мне «ключи» к пониманию, как быть счастливой в современном мире, ценить каждое мгновение жизни. А также все больше осознаешь, что именно языком искусства можно оставлять послания будущим поколениям и влиять на умы нынешних. Поэтому для меня всегда было важно поддерживать творческих людей. До того как возник «Золотой лист», мы с мужем размышляли о непростой учебе на актерских факультетах, о том, что у ребят практически весь день подчинен учебному процессу, когда нет возможности подработать, но при этом приходится себя как-то встраивать в эту жизнь, да еще в столичную, московскую. Появилось желание поддержать молодых, талантливых и перспективных ребят не только морально, но и финансово. Сначала хотели сделать стипендию, посоветоваться с ректорами, чтобы они назвали наиболее одаренных студентов. Но потом случился наш союз с доктором искусствознания, историком театра Видасом Силюнасом и режиссером, продюсером Ольгой Гарибовой, которые и предложили сделать премию. Нам понравилось, что мы сами будем иметь возможность смотреть спектакли и выбирать самые талантливые работы. Так возникла театральная премия «Золотой лист».

– Как вам пришла в голову идея представить церемонию в форме молодежного «Оскара» с красной дорожкой и большой золотой фигурой у входа?

– Это прежде всего желание порадовать и ободрить ребят. Мы высоко ценим их, понимаем, что за каждым дипломным спектаклем стоит колоссальный труд. Порой ловишь себя на мысли, что даже «взрослые» театры менее вдохновляют, чем «дипломники» выпускников: сколько энергии, желания доказать самому себе, что не случаен в профессии. Все это, безусловно, производит впечатление.

– Выбор Дома актера в качестве места проведения «Золотого листа» не случаен?

– Конечно. Стены Дома актера помогают: они намоленные, теплые. И личность Маргариты Александровны Эскиной, к которой я испытываю бесконечную любовь, служит нам примером, ведь Маргарита Александровна всегда молодежь поддерживала, и это настроение передается нашей премии. Это хорошо, что «Золотой лист» проходит не на какой-то пафосной концертной площадке, а именно там, где дом, где тепло. На сегодняшний момент на малой сцене Дома актера идет еще один наш проект: уже три года как дипломный спектакль ВГИКа «Осторожно, дети!» обрел свою вторую жизнь. Бывшие выпускники собираются вместе два раза в месяц, чтобы сыграть свой любимый спектакль.

– А вы, случаем, не хотели стать актрисой?

– Была такая мечта, и я даже прошла все отборочные туры на актерский факультет в Белорусский художественный институт. Но перед вступительными экзаменами декан обратился к нам с речью, и спросил, готовы ли мы всю свою жизнь отдать этой профессии, быть зависимыми, может быть, нищими, но зато в театре? И я поняла, что не готова, что искусство люблю, но хочу быть независимой от режиссеров и прочих обстоятельств в этой профессии, забрала документы и благополучно поступила на журфак. Возможно, что отчасти наш «Золотой Лист» – это ответ моим давнишним мечтам.

– Что такое для вас меценатство? Ведь именно так можно назвать вашу деятельность в связи с «Золотым листом».

– Не только с ним. Благотворительность – это форма существования наша с мужем. Мы оба занятые люди, у него – бизнес и много дел, у меня – работа, которая отнимает уйму времени, но у нас есть еще одна часть жизни. Это и Галерея современного искусства, которой исполняется десять лет: она хоть и позиционировалась как коммерческая, но я даю возможность реализовываться здесь самым безумным проектам. Это и Тибетский дом в Москве, который чистой воды благотворительная организация по поддержке исчезающей культуры, отсюда всяческие проекты, выставки, приглашения лам, историков-тибетологов, издательство книг.

– Благотворительность пока не стала нормой для нашего общества. Все больше стремятся заработать, чем отдать…

– Мне не видится, что все так плачевно. Я знаю очень многих людей, которые, достигнув определенного социального положения, готовы поделиться с другими. И большая радость, что эти люди не афишируют свое умение делиться, а значит, делают это точно от чистого сердца. В нашем случае получилось, что премия стала публичной – но на то она и актерская!..

– В жюри «Золотого листа» у вас много театральных звезд. Вам приходится их уговаривать принять участие в премии?

– Мы практически никогда не встречали отказов, невзирая на то что членам жюри приходится смотреть большое количество спектаклей. Очень радует, что такие известные люди готовы поделиться своим временем, чтобы поддержать ребят. Чуть забегая вперед, скажу, что председателем жюри этого года у нас будет Людмила Максакова.

– Как же вы попали в тибетскую культуру?

– Кармическая связь, отвечу я! Дело в том, что второе мое образование – психологическое, и в связи с написанием диплома я перечитала огромное количество буддийской литературы. Возле меня образовался круг людей, художников, которым эта тема тоже была близка, через них случилась моя встреча с первыми учителями. А потом мы пригласили четверых странствующих лам строить песочную мандалу в Музей современного искусства, и две недели общения с ними, видимо, вскрыли во мне какие-то тенденции. После этого моя жизнь была тесно связана с учением, и через четыре года возник Тибетский дом в Москве.

– А не реагируют ли окружающие странно на ваши жизненные взгляды?

– Уже нет. Те, кто реагировал странно, давно ушли из моего круга. Ведь, как известно, что внутри, то и вовне – есть такая гениальная психологическая мулька. Нас окружают те люди и обстоятельства, которые мы сами притянули.

– Несколько лет назад вы стали инициатором приезда в Москву Ричарда Гира – голливудского артиста, буддиста и, как оказалось, замечательного фотохудожника…

– Гир меня покорил. Он развеял мой миф, что талантливые, успешные и богатые люди закрыты от общества, мнительны и полны предрассудков. Предо мной предстал человек открытого и доброго сердца. До того, как стать актером, Гир окончил философский факультет, а также очень музыкально одарен, играет практически на всех музыкальных инструментах. Очень яркая личность и интереснейший собеседник. И конечно, поражает его благотворительная деятельность, которая имеет колоссальный размах: он поддерживает тибетских беженцев, создал фонд в поддержку индийских женщин – всех проектов не перечислить. Так что львиная доля его гонораров идет на благотворительность, и он всех призывает к этому. Важно, когда ты состоялся и внешне, и внутренне, иметь возможность отдавать себя людям.

– А вам времени хватает на все?

– Когда хочешь успевать, пространство раздвигается. Недавно я вернулась из экспедиции по Тибету, помимо работы, у меня много увлечений: занимаюсь индийским танцем, йогой, цигун, даосским и японским мечом. В этом году еще сын в первый класс пошел. Главное, чтобы не было напрасной суеты. Мы так любим встраивать себя в беличье колесо и бежать куда-то, но на самом деле, если ты видишь свою дорогу и понимаешь, как по ней двигаться, то ничто не сможет тебе помешать.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также