Елена Врублевская

«Главное, чтобы не было напрасной суеты»

 
Премия для студентов театральных вузов «Золотой лист» прочно вошла в театральную жизнь столицы: пышная церемония каждую весну проходит в московском Доме актера на Арбате. Основатель награды Елена Врублевская была журналистом, а стала искусствоведом. Успешная и красивая женщина, она успевает все: от занятий индийскими танцами до поддержки молодежи. Журналу «Театрал» Врублевская рассказала, почему ей близок путь театрального мецената.
– Будучи хозяйкой «Галереи Современного искусства», ориентированной на искусство Дальнего Востока, Монголии и Тибета, создателем Тибетского дома в Москве, вы вдруг взялись за «Золотой лист» – премию студентам театральных вузов. Почему?

– Изучение древних культур дает мне «ключи» к пониманию, как быть счастливой в современном мире, ценить каждое мгновение жизни. А также все больше осознаешь, что именно языком искусства можно оставлять послания будущим поколениям и влиять на умы нынешних. Поэтому для меня всегда было важно поддерживать творческих людей. До того как возник «Золотой лист», мы с мужем размышляли о непростой учебе на актерских факультетах, о том, что у ребят практически весь день подчинен учебному процессу, когда нет возможности подработать, но при этом приходится себя как-то встраивать в эту жизнь, да еще в столичную, московскую. Появилось желание поддержать молодых, талантливых и перспективных ребят не только морально, но и финансово. Сначала хотели сделать стипендию, посоветоваться с ректорами, чтобы они назвали наиболее одаренных студентов. Но потом случился наш союз с доктором искусствознания, историком театра Видасом Силюнасом и режиссером, продюсером Ольгой Гарибовой, которые и предложили сделать премию. Нам понравилось, что мы сами будем иметь возможность смотреть спектакли и выбирать самые талантливые работы. Так возникла театральная премия «Золотой лист».

– Как вам пришла в голову идея представить церемонию в форме молодежного «Оскара» с красной дорожкой и большой золотой фигурой у входа?

– Это прежде всего желание порадовать и ободрить ребят. Мы высоко ценим их, понимаем, что за каждым дипломным спектаклем стоит колоссальный труд. Порой ловишь себя на мысли, что даже «взрослые» театры менее вдохновляют, чем «дипломники» выпускников: сколько энергии, желания доказать самому себе, что не случаен в профессии. Все это, безусловно, производит впечатление.

– Выбор Дома актера в качестве места проведения «Золотого листа» не случаен?

– Конечно. Стены Дома актера помогают: они намоленные, теплые. И личность Маргариты Александровны Эскиной, к которой я испытываю бесконечную любовь, служит нам примером, ведь Маргарита Александровна всегда молодежь поддерживала, и это настроение передается нашей премии. Это хорошо, что «Золотой лист» проходит не на какой-то пафосной концертной площадке, а именно там, где дом, где тепло. На сегодняшний момент на малой сцене Дома актера идет еще один наш проект: уже три года как дипломный спектакль ВГИКа «Осторожно, дети!» обрел свою вторую жизнь. Бывшие выпускники собираются вместе два раза в месяц, чтобы сыграть свой любимый спектакль.

– А вы, случаем, не хотели стать актрисой?

– Была такая мечта, и я даже прошла все отборочные туры на актерский факультет в Белорусский художественный институт. Но перед вступительными экзаменами декан обратился к нам с речью, и спросил, готовы ли мы всю свою жизнь отдать этой профессии, быть зависимыми, может быть, нищими, но зато в театре? И я поняла, что не готова, что искусство люблю, но хочу быть независимой от режиссеров и прочих обстоятельств в этой профессии, забрала документы и благополучно поступила на журфак. Возможно, что отчасти наш «Золотой Лист» – это ответ моим давнишним мечтам.

– Что такое для вас меценатство? Ведь именно так можно назвать вашу деятельность в связи с «Золотым листом».

– Не только с ним. Благотворительность – это форма существования наша с мужем. Мы оба занятые люди, у него – бизнес и много дел, у меня – работа, которая отнимает уйму времени, но у нас есть еще одна часть жизни. Это и Галерея современного искусства, которой исполняется десять лет: она хоть и позиционировалась как коммерческая, но я даю возможность реализовываться здесь самым безумным проектам. Это и Тибетский дом в Москве, который чистой воды благотворительная организация по поддержке исчезающей культуры, отсюда всяческие проекты, выставки, приглашения лам, историков-тибетологов, издательство книг.

– Благотворительность пока не стала нормой для нашего общества. Все больше стремятся заработать, чем отдать…

– Мне не видится, что все так плачевно. Я знаю очень многих людей, которые, достигнув определенного социального положения, готовы поделиться с другими. И большая радость, что эти люди не афишируют свое умение делиться, а значит, делают это точно от чистого сердца. В нашем случае получилось, что премия стала публичной – но на то она и актерская!..

– В жюри «Золотого листа» у вас много театральных звезд. Вам приходится их уговаривать принять участие в премии?

– Мы практически никогда не встречали отказов, невзирая на то что членам жюри приходится смотреть большое количество спектаклей. Очень радует, что такие известные люди готовы поделиться своим временем, чтобы поддержать ребят. Чуть забегая вперед, скажу, что председателем жюри этого года у нас будет Людмила Максакова.

– Как же вы попали в тибетскую культуру?

– Кармическая связь, отвечу я! Дело в том, что второе мое образование – психологическое, и в связи с написанием диплома я перечитала огромное количество буддийской литературы. Возле меня образовался круг людей, художников, которым эта тема тоже была близка, через них случилась моя встреча с первыми учителями. А потом мы пригласили четверых странствующих лам строить песочную мандалу в Музей современного искусства, и две недели общения с ними, видимо, вскрыли во мне какие-то тенденции. После этого моя жизнь была тесно связана с учением, и через четыре года возник Тибетский дом в Москве.

– А не реагируют ли окружающие странно на ваши жизненные взгляды?

– Уже нет. Те, кто реагировал странно, давно ушли из моего круга. Ведь, как известно, что внутри, то и вовне – есть такая гениальная психологическая мулька. Нас окружают те люди и обстоятельства, которые мы сами притянули.

– Несколько лет назад вы стали инициатором приезда в Москву Ричарда Гира – голливудского артиста, буддиста и, как оказалось, замечательного фотохудожника…

– Гир меня покорил. Он развеял мой миф, что талантливые, успешные и богатые люди закрыты от общества, мнительны и полны предрассудков. Предо мной предстал человек открытого и доброго сердца. До того, как стать актером, Гир окончил философский факультет, а также очень музыкально одарен, играет практически на всех музыкальных инструментах. Очень яркая личность и интереснейший собеседник. И конечно, поражает его благотворительная деятельность, которая имеет колоссальный размах: он поддерживает тибетских беженцев, создал фонд в поддержку индийских женщин – всех проектов не перечислить. Так что львиная доля его гонораров идет на благотворительность, и он всех призывает к этому. Важно, когда ты состоялся и внешне, и внутренне, иметь возможность отдавать себя людям.

– А вам времени хватает на все?

– Когда хочешь успевать, пространство раздвигается. Недавно я вернулась из экспедиции по Тибету, помимо работы, у меня много увлечений: занимаюсь индийским танцем, йогой, цигун, даосским и японским мечом. В этом году еще сын в первый класс пошел. Главное, чтобы не было напрасной суеты. Мы так любим встраивать себя в беличье колесо и бежать куда-то, но на самом деле, если ты видишь свою дорогу и понимаешь, как по ней двигаться, то ничто не сможет тебе помешать.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин наградит Римаса Туминаса

    Лауреатом личной премии председателя СТД Александра Калягина в нынешнем году стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Об этом в понедельник, 18 февраля, «Театралу» сообщили в пресс-службе СТД. ...
  • «Мы учились у Мастера»

    Великий БДТ отмечает свой 100-летний юбилей! Театр, у истоков которого стоял великий Александр Блок, театр, в истории которого было много других имен выдающихся артистов, режиссеров, художников, и никто из них не исчез бесследно, а запечатлен в летописи театра навсегда. ...
  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
Читайте также