В музыкальный театр с ребенком: с чего начинать

Нежный возраст

 
Мастер-класс ведет художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий ИСААКЯН.
 
С каких лет ребенка можно водить в театр?
Основатель нашего театра Наталия Ильинична Сац считала, что ребенку младше 8 лет музыкальный театр посещать не стоит: для него это слишком серьезное искусство. Однако сегодня эти рамки расширились: в нашем репертуаре есть спектакли не только с отметкой «0+», но и «0-» – для будущих мам и еще не появившихся на свет малышей. Придя на спектакль, мама наслаждается гармонией звука и передает свои ощущения ребенку.
 
Следует ли родителям ориентироваться на возрастную маркировку при выборе спектакля?
Как ни печально, чаще всего родители либо не обращают на маркировку внимания, либо, глядя на нее, думают: «Мой ребенок достаточно развит, чтобы понять спектакль, рассчитанный на ребят постарше». Между тем именно целенаправленная работа на узкую возрастную категорию позволяет достичь наилучших результатов. Но это только одна сторона проблемы. Главная сложность в том, что маркировки, утвержденной правительством, недостаточно, потому что она делается исходя из шага, равного 6 годам. Обширный опыт ежедневной работы с детьми подсказывает, что шаг должен равняться году, ведь то, что годится для ребенка одного года или двух лет, не подойдет для 3-летнего. Он, конечно, сможет смотреть спектакль, но это будет нецелевое обращение. Поэтому мы с коллегами приняли решение ввести двойную маркировку: официальную (чтобы у проверяющих инстанций не возникало к нам вопросов) и нашу собственную (она предлагает более подробное ранжирование с шагом в 1–2 года). На нее и следует полагаться при выборе постановки.
 
С какого жанра начинать знакомство с музыкальным театром?
У нас есть серия спектаклей в жанре микро-оперы (это, в частности, «Теремок» и «Кошкин дом»). Они основаны на сказках, которые многие родители читают своим детям на ночь. Сюжет не требует дополнительного объяснения, так как малыш с ним уже знаком. Продолжительность спектакля не превышает 25 минут, поэтому ребенок не успевает устать.
 
Что необходимо объяснить малышу перед походом в театр?
У нас есть традиция вступительного слова, в котором мы рассказываем, что такое музыкальный театр и как в нем принято себя вести – внимательно слушать, следить за происходящим на сцене. Понятно, что дети иногда говорят во время спектакля, но это не противоречит эстетике нашего театра. Мы понимаем, что, если ребенку что-то непонятно, он не будет ждать, пока опустится занавес. Я бы посоветовал перед походом в театр перечитать с ребенком произведение, потому что во время спектакля многие вещи отвлекают детское внимание и проще ориентироваться в знакомом сюжете.  
 
Почему не надо переживать, что ребенок не усидит на месте?
Чопорность – не лучшая тактика для детского театра: регламентация, которая строго соблюдается на вечерних спектаклях, здесь не нужна. Поэтому в фойе мы организовали пространство, которое не ограничивает ребенка условностями зрительного зала. Рядом со зрительскими местами там располагается игровая площадка. Можно разговаривать, ходить, отвлекаться, возвращаться…  Главное для нас то, что происходит чудо первого соприкосновения с музыкальным театром.
 
Как быть, если малыш все-таки капризничает?
На помощь придут наши педагоги. В течение спектакля они внимательно наблюдают, как чувствуют себя дети. Не нужно ли помочь, например, проводить в игровую комнату погулять и отдышаться? Педагогический отдел возглавляет Роксана Николаевна Сац. Музыкальный театр – очень эмоциональное искусство. И ни в коем случае нельзя обвинять ребенка или одергивать за реакцию. Наоборот, это хорошо, что он отреагировал. Вопреки ожиданиям, родители – более сложная публика. Они все время торопятся, отвлекаются, не могут усидеть на месте и проявить терпение, отвечая на вопросы… К сожалению, взрослея, мы становимся не очень благодарными собеседниками.
 
Что делать, если ребенку неинтересно?
Я всегда говорю своим коллегам о том, что мы «обречены» на самого честного зрителя в мире. Он не руководствуется никакими условностями. Ему все равно, какая у вас репутация в Фейсбуке и сколько у вас почетных званий. Ему либо интересно, либо нет. Если ему скучно – это проблема режиссера, актеров и театра. Исключение составляет случай, когда спектакль не подходит ребенку по возрасту. Рецепт спектакля сложен и в то же время прост: он должен быть очень хорошо сделан. История должна быть настолько увлекательной, чтобы внимание не рассеивалось ни на секунду, а это требует интенсивной фантазии, доверительного тона и точного внутреннего ритма спектакля.
 
Зачем взрослому смотреть детские спектакли?
Расскажу на примере спектакля по «Съедобным сказкам» Маши Трауб. На самом деле с помощью наивных сказок о продуктах можно описать серьезные жизненные ситуации и раскрыть принципиальные темы. Это и взаимоотношения отцов и детей, и страх одиночества, и проблемы нелюбви, невнимания, ксенофобии, неприятия тех, кто кажется чужеродным… Какие странные сливы! Какая трогательная макаронина! Иногда родители обнаруживают в спектаклях  воспоминания своего детства – и уходят в слезах. А ребенку игровая манера позволяет заступить на территорию важных вопросов, которые в их прямом виде он пока не может ни сформулировать, ни обсудить. Посредством разыгранной в театре ситуации он очень точно формулирует то, что его волнует. Родителям в эти моменты нужно быть внимательными, ведь для них это возможность поговорить с ребенком по душам.
 
Зачем водить ребенка в театр?
Мы не преувеличиваем роль театра в воспитании ребенка, потому что его приводят к нам от силы раз в месяц на два часа. Соревноваться с той средой, в которой ребенок находится постоянно (семьей, школой, медиа), очень сложно. Но эти два часа можно использовать, чтобы заронить в душу маленького человека то, что он недополучает в остальном мире. Ребенок, который соприкасается с миром искусства, вырастает разносторонне развитым человеком. Поэтому и преуменьшать значение театра тоже не следует. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

Результат налицо (секреты гримера)

«Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна» (советы психолога)



  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
  • Стальные нервы

    Продолжаем напоминать читателям главные тексты 2018 года. На очереди мастер-класс о «самом распространенном страхе» – боязни сцены. *** Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель Школы профессионального актерского тренинга, педагог Александр ДЗЮБА. ...
Читайте также