Валерий Градковский: «Юрий Бутусов продолжает традиции, заложенные Игорем Владимировым»

Директор Театра им. Ленсовета в интервью «Театралу»

 
Театр имени Ленсовета не первое десятилетие остается одним из самых аншлаговых в Петербурге. С 1960 по 1999 год руководителем здесь был Игорь Владимиров, и в его спектаклях блистали Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич, Михаил Боярский, Анатолий Солоницын, Елена Соловей. Туристы стремились попасть на премьеры. С середины 90-х театром руководил режиссер Владислав Пази, который дал дорогу многим нынешним «звездам».
 
Здесь гремели постановки Юрия Бутусова «Войцек», «В ожидании Годо», «Калигула» с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным. В 2011 году Юрий Бутусов стал главным режиссером театра, и снова на спектакли с Сергеем Мигицко, Анной Ковальчук, Сергеем Перегудовым, Александром Новиковым трудно попасть. «Театрал» узнал, каково это десять лет находиться в директорском кресле Валерию Борисовичу Градковскому.

Валерий Борисович, вы коренной ленинградец. Можно сказать, росли на спектаклях Игоря Владимирова? Увлекались в детстве, юности театром? Или чем-то другим?
– Я больше увлекался музыкой, учился в музыкальном интернате на Расстанной. Мы ходили в Капеллу, в Филармонию. Музыкой занимались осознанно, фанатично, особенно в старших классах. Все свободное время я посвящал занятиям на валторне. Окончил музыкальное училище при Консерватории имени Римского-Корсакова, поступил в Консерваторию.
 
В жизни существует закон притяжения между людьми. Мысль материальна. Господь посылает определенные сигналы, важно увидеть, услышать и воспринять это как знак. Помню, моя мама собирала фотографии артистов, и я в детстве перебирал эти открытки. На одной из них был Игорь Владимиров. Я представить себе не мог, что когда-то буду работать рядом с ним.
 
И как это произошло?  
– У меня были личные обстоятельства оставить профессиональную исполнительскую карьеру. Искал любую работу. Однажды зашел в Капеллу, и мне повезло – меня приняли туда на должность администратора. Коллеги настояли, чтобы я поступил в наш ЛГИТМиК, на специальность «Организация и планирование театрального дела». В 1989 году я учился заочно на втором курсе, когда Игорь Владимиров пригласил меня главным администратором в Театр имени Ленсовета. Мне посчастливилось восемь лет работать с Игорем Петровичем. Это было чрезвычайно интересное время.
 
Как строилась ваша карьера в театре?
– После главного администратора я перешел на должность замдиректора. На полгода, правда, уходил из театра. При Владиславе Борисовиче Пази был исполнительным директором, а когда его не стало в 2006 году, Комитет по культуре предложил мне занять должность директора.
 
Наверное, у меня есть склонность к административной работе. По жизни я очень организованный человек и, как мне кажется, наблюдательный. Интерес к людям помог мне, например, сделать из потенциальных врагов людей, которые мне или театру помогли.
 
Кого вы считаете своими учителями в профессии?
– Я считаю своими учителями Игоря Петровича Владимирова и Владислава Борисовича Пази. Они научили меня навыкам общения с людьми, дипломатии в отношениях.  Владимиров был настоящим реформатором, любил строить – и творческие процессы, и взаимоотношения, и переделывать наше здание под все возрастающие нужды театра. В какой-то степени я и сейчас следую его подсказкам. Мы очень бережно относимся к традициям театра. Игорь Петрович всегда окружал себя молодежью, постоянно преподавал. Наши отношения, вероятно, потому и сложились, что я был одного возраста с ребятами его курса, с которыми у него были особые отношения.
 
В то время мы часто ездили на гастроли. Когда приезжали в новый город, Игорь Петрович непременно шел в горком или райком партии, чтобы завязать отношения с властями, и театр пользовался их преференциями. Иногда нас и сейчас называют «театр имени парламента».
 
С Игорем Петровичем всегда было весело, даже о самых серьезных вещах он говорил с юмором и улыбкой. Я тоже стараюсь проводить эту линию, создавать в театре такую атмосферу, чтобы людям было приятно находиться на работе. Наши небольшие зарплаты должны компенсироваться хорошим настроением.
 
Пази – тоже уникальный человек, в высшей степени интеллигент, настоящий петербуржец, эрудит, книгочей, знал о театре всё, увлекся им еще в детстве и посвятил ему жизнь. Он был такой ребе: всех усадит за стол, рассудит, примирит… Помню, как Владислав Борисович сказал на первом собрании коллектива театра: «Я буду работать с теми, кто здесь работает. Между художественным руководителем и труппой должен сложиться роман. Если роман не сложится, значит, у меня ничего не получилось».
 
И 10 лет он выстраивал этот роман, думал обо всех артистах – их занятости в спектаклях, их личной жизни… Никогда не боялся конкуренции со стороны других режиссеров, ставивших у нас спектакли. Делал все, чтобы раскрыть талант молодого режиссера. Сразу взял под крыло Юрия Бутусова.  
 
Владимиров и Пази были беззаветно преданы этому дому, они и сегодня продолжают жить здесь, мы все это ощущаем. И в творчестве тоже – Юрий Бутусов во многом продолжает  традиции, заложенные Игорем Владимировым. Поверьте, это не высокопарные слова.
 
Теперь расскажите про Юрия Бутусова, как сложились ваши отношения.
– Юрий Николаевич пришел в Театр Ленсовета еще при Пази – из театра «На Крюковом канале» под руководством Вениамина Михайловича Фильштинского, где он с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным, Андреем Зибровым и художником Александром Шишкиным сделал дипломный спектакль «В ожидании Годо». Владислав Борисович всю эту яркую компанию и пригласил в наш театр на работу, а после того как в связи со сносом ДК имени Первой Пятилетки театр «На Крюковом канале» закрылся, вообще взял этот замечательный спектакль в репертуар. Он принес театру первую «Золотую маску».  
 
После ухода из жизни Пази у меня, конечно, возникла мысль пригласить Юрия Николаевича возглавить театр. Был долгий период переговоров, размышлений, – он, плодотворно работавший в то время в московских театрах, решился на это не сразу, спустя почти пять лет.
 
У нас не такие простые отношения, как может показаться. Это человек, погруженный в стихию творчества, административно-хозяйственные вопросы видятся ему со стороны. Так и должно быть. Режиссеры и актеры вправе не углубляться в них. Я считаю своей обязанностью оберегать творческих людей от нетворческих  забот. Задача директора в том, чтобы найти компромисс между условиями государственно-бюджетного учреждения и театра с большой буквы, где основной задачей является работа души, фантазии. Это две разных стихии.
 
Руководитель должен быть жестким, чтобы была дисциплина в театре?
– Есть руководители, которые стремятся быть «самым главным», чтобы все их боялись. Мне кажется, что это слабость человека. Я могу перевести наши отношения в очень официальные, если кто-то не хочет общаться на волне доверия, иногда это приходится делать. Но, в общем, стараюсь подбирать людей так, чтобы они сами отдавали себя театру и получали удовольствие от работы.
 
Зинаида Шарко говорила: «Театр – дом не там, где у актера трудовая книжка, а там, где ему хорошо». От вас актеры уходят редко. Текучки кадров нет?
 
– Труппа Театра Ленсовета всегда считалась одной из самых сильных в городе. Думаю, что артистам интересно здесь работать. Для артиста самое главное – сцена, роли, хороший режиссер. Все художественные руководители и главные режиссеры нашего театра – состоявшиеся в профессии люди. Владимиров – легенда, история, глыба, Пази, Бутусов – первые люди в этой профессии.
 
Для меня понятие «театр – дом» это не только стены театра, а взаимоотношения с теми, кто обитает в этом доме. Курс Анны Алексахиной и Юрия Бутусова, который выпустился в 2014 году, наши студийцы - ребята возраста моего сына, отношусь к ним по-отечески, хочу помочь им. Игорь Петрович выпустил шесть актерских курсов, потом мы приняли в труппу курс Пази и Бутусова, и вот теперь уже восьмой актерский курс, выученный при театре, пополнил труппу, так что у нас представлены все поколения.
 
А приходят к вам артисты со своими проблемами – жилья нет, зарплата маленькая, роли не дают?
– Конечно, вопросов много. У нас с Юрием Николаевичем разделение обязанностей. Всё, что касается административно-хозяйственных вопросов, – это мое. Мы, как и другие театры, занимаемся жилищными вопросами. По договоренности с администрацией Центрального района взяли в коммерческий найм большую квартиру, и наши молодые артисты имеют возможность там жить. По сравнению с советским временем, когда многие артисты получали от города комнату или квартиру, сегодня такой практики нет.
 
Вам комфортно в директорском кресле успешного театра, где все идет хорошо?
– Я философски, с большой осторожностью отношусь к успеху. Созерцание успешности, самолюбование – это остановка. И вместе с тем я хорошо понимаю, что все руководители – это нанятые работники, поэтому у меня нет излишней уверенности в завтрашнем дне. Все меняется: внешние условия, законодательство, возможности финансирования, внутренняя обстановка в театре, от которой очень многое зависит. Поэтому никогда не нахожусь в раскрепощенном состоянии, все время – в напряжении. Заметил, что как только расслабляешься, господь посылает напоминание в виде каких-то вызовов, проблем, которые ты должен начать решать мгновенно.
 
Какие проблемы у вас сейчас основные? Обычно все называют недостаточное финансирование…
– Мы учреждение городского подчинения. Государственное задание нам формирует Комитет по культуре. Нам дают субсидии на новые постановки, это не меньше одного спектакля в год. Мы считаем, что этого недостаточно, поэтому находим деньги еще на несколько премьер – от продажи билетов, а также привлекая дополнительные средства. В сезон мы выпускаем не меньше трех-четырех постановок на большой сцене и двух-трех – на малой.
 
Недавно на Малой сцене состоялась премьера спектакля «Венчание» по пьесе Витольда Гомбровича в постановке Бениамина Коца, начинающего польского режиссера, выпускника нашей театральной академии. На 23 декабря запланирована премьера «Комната Шекспира» по пьесе «Сон в летнюю ночь», ставят Роман Кочержевский и Юрий Бутусов. Надеемся, что в этом сезоне выпустим еще три  спектакля.
 
Есть у театра спонсоры, меценаты?
– Мы всегда полагались на свои силы. Но благотворители есть.
 
У вас часто ставят спектакли приглашенные режиссеры. Кому доверить постановку – решает Бутусов?
– Это зависит от предпочтений главного режиссера и финансовых возможностей театра. Ведь по договору приглашенному режиссеру должен быть выплачен гонорар. Поэтому решение мы принимаем вместе.
 
Как обстоят дела с гастролями?
– У нас много предложений, но не всегда можем принять их. Были на гастролях в Москве, в рамках фестиваля-премии «Золотая маска» три года подряд показывали свои спектакли и не возвращались без наград, на Платоновском фестивале в Воронеже успешно играли, в Таллине, этой осенью – на фестивалях в Афинах, Минске. В прошлом году участвовали в программе «Большие гастроли» Министерства культуры России, ездили в Астрахань со спектаклями для взрослых и детей.
 
Как идет реконструкция театра?
– В свое время нам предложили встать на длительную реконструкцию с выездом из помещения. Но мы решили, что это сложный путь для труппы и договорились с Валентиной Матвиенко, в ту пору губернатором города, что будем проводить ремонт поэтапно, ежегодно, не скитаясь по чужим площадкам. Начали в 2007 году. Здание наше построено в 1828 году, было предназначено не для театра, но постепенно приспосабливалось под театральные нужды. И надо было учитывать при проведении работ, что это – историческое здание, архитектурный памятник («Дом Корсаковых»). Мы воссоздали интерьеры главной (парадной) лестницы, лепные декоры на стенах и потолках, которые существовали раньше, отреставрировали анфиладу фойе, которая идет вдоль Владимирского проспекта – так, как было при владельцах здания Корсаковых-Голицыных. Отреставрировали главное зрительское фойе – белоколонное (готическое). Восстанавливаем позолоту дверей. Будем заниматься укреплением фундамента. Сейчас активно идут реставрационные работы в зрительском ресторане, надеемся к концу сезона его открыть. Здание чрезвычайно интересное в плане истории, и долгие годы не подвергалось масштабной реставрации.
 
В вашей семье кто-то еще работает в театре?
– Моя супруга по образованию вокалистка, в свое время работала в Капелле. Дети любят театр, младший даже играл в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» маленького Фредерика – с народным артистом Сергеем Григорьевичем Мигицко. Но свое будущее дети с театром не связали, видя, как это непросто. На руководителе лежит вся ответственность за деятельность театра. С утра это административно-хозяйственные вопросы, вечером могут возникнуть обстоятельства, связанные со спектаклем: и артисты – живые люди, и что-то может неожиданно выйти из строя. В театре всё штучно. У нас не на все спектакли есть вторые составы артистов. В спектаклях Юрия Бутусова на сцену выходят монтировщики и костюмеры, реквизиторы и мебельщики. От каждого зависит не только качество спектакля, а даже то, состоится он сегодня или нет.
 
Справка
Валерий Градковский
Родился: 29 октября 1963 года в Ленинграде
Образование: В 1983 году окончил музыкальное училище при Консерватории имени Римского-Корсакова, учился в Консерватории. В 1994 году окончил ЛГИТМиК, театроведческий факультет, по специальности «Организация и планирование театрального дела»
Театральная карьера: Работал главным администратором Государственной академической Капеллы. В Театре имени Ленсовета - с 1989 года. Работал в должности главного администратора, затем заместителя директора и директора-распорядителя. С 2006 года - директор театра
Заслуженный работник культуры РФ

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
  • «Без новаторства любая традиция мертва»

    В этот день (23 мая) 30 лет назад не стало Георгия Товстоногова, выдающегося режиссера, автора спектаклей, которые по силе своего психологизма, по многозначности заложенных в них мыслей стали вершиной драматического театра ХХ столетия. ...
Читайте также