Валерий Градковский: «Юрий Бутусов продолжает традиции, заложенные Игорем Владимировым»

Директор Театра им. Ленсовета в интервью «Театралу»

 
Театр имени Ленсовета не первое десятилетие остается одним из самых аншлаговых в Петербурге. С 1960 по 1999 год руководителем здесь был Игорь Владимиров, и в его спектаклях блистали Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич, Михаил Боярский, Анатолий Солоницын, Елена Соловей. Туристы стремились попасть на премьеры. С середины 90-х театром руководил режиссер Владислав Пази, который дал дорогу многим нынешним «звездам».
 
Здесь гремели постановки Юрия Бутусова «Войцек», «В ожидании Годо», «Калигула» с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным. В 2011 году Юрий Бутусов стал главным режиссером театра, и снова на спектакли с Сергеем Мигицко, Анной Ковальчук, Сергеем Перегудовым, Александром Новиковым трудно попасть. «Театрал» узнал, каково это десять лет находиться в директорском кресле Валерию Борисовичу Градковскому.

Валерий Борисович, вы коренной ленинградец. Можно сказать, росли на спектаклях Игоря Владимирова? Увлекались в детстве, юности театром? Или чем-то другим?
– Я больше увлекался музыкой, учился в музыкальном интернате на Расстанной. Мы ходили в Капеллу, в Филармонию. Музыкой занимались осознанно, фанатично, особенно в старших классах. Все свободное время я посвящал занятиям на валторне. Окончил музыкальное училище при Консерватории имени Римского-Корсакова, поступил в Консерваторию.
 
В жизни существует закон притяжения между людьми. Мысль материальна. Господь посылает определенные сигналы, важно увидеть, услышать и воспринять это как знак. Помню, моя мама собирала фотографии артистов, и я в детстве перебирал эти открытки. На одной из них был Игорь Владимиров. Я представить себе не мог, что когда-то буду работать рядом с ним.
 
И как это произошло?  
– У меня были личные обстоятельства оставить профессиональную исполнительскую карьеру. Искал любую работу. Однажды зашел в Капеллу, и мне повезло – меня приняли туда на должность администратора. Коллеги настояли, чтобы я поступил в наш ЛГИТМиК, на специальность «Организация и планирование театрального дела». В 1989 году я учился заочно на втором курсе, когда Игорь Владимиров пригласил меня главным администратором в Театр имени Ленсовета. Мне посчастливилось восемь лет работать с Игорем Петровичем. Это было чрезвычайно интересное время.
 
Как строилась ваша карьера в театре?
– После главного администратора я перешел на должность замдиректора. На полгода, правда, уходил из театра. При Владиславе Борисовиче Пази был исполнительным директором, а когда его не стало в 2006 году, Комитет по культуре предложил мне занять должность директора.
 
Наверное, у меня есть склонность к административной работе. По жизни я очень организованный человек и, как мне кажется, наблюдательный. Интерес к людям помог мне, например, сделать из потенциальных врагов людей, которые мне или театру помогли.
 
Кого вы считаете своими учителями в профессии?
– Я считаю своими учителями Игоря Петровича Владимирова и Владислава Борисовича Пази. Они научили меня навыкам общения с людьми, дипломатии в отношениях.  Владимиров был настоящим реформатором, любил строить – и творческие процессы, и взаимоотношения, и переделывать наше здание под все возрастающие нужды театра. В какой-то степени я и сейчас следую его подсказкам. Мы очень бережно относимся к традициям театра. Игорь Петрович всегда окружал себя молодежью, постоянно преподавал. Наши отношения, вероятно, потому и сложились, что я был одного возраста с ребятами его курса, с которыми у него были особые отношения.
 
В то время мы часто ездили на гастроли. Когда приезжали в новый город, Игорь Петрович непременно шел в горком или райком партии, чтобы завязать отношения с властями, и театр пользовался их преференциями. Иногда нас и сейчас называют «театр имени парламента».
 
С Игорем Петровичем всегда было весело, даже о самых серьезных вещах он говорил с юмором и улыбкой. Я тоже стараюсь проводить эту линию, создавать в театре такую атмосферу, чтобы людям было приятно находиться на работе. Наши небольшие зарплаты должны компенсироваться хорошим настроением.
 
Пази – тоже уникальный человек, в высшей степени интеллигент, настоящий петербуржец, эрудит, книгочей, знал о театре всё, увлекся им еще в детстве и посвятил ему жизнь. Он был такой ребе: всех усадит за стол, рассудит, примирит… Помню, как Владислав Борисович сказал на первом собрании коллектива театра: «Я буду работать с теми, кто здесь работает. Между художественным руководителем и труппой должен сложиться роман. Если роман не сложится, значит, у меня ничего не получилось».
 
И 10 лет он выстраивал этот роман, думал обо всех артистах – их занятости в спектаклях, их личной жизни… Никогда не боялся конкуренции со стороны других режиссеров, ставивших у нас спектакли. Делал все, чтобы раскрыть талант молодого режиссера. Сразу взял под крыло Юрия Бутусова.  
 
Владимиров и Пази были беззаветно преданы этому дому, они и сегодня продолжают жить здесь, мы все это ощущаем. И в творчестве тоже – Юрий Бутусов во многом продолжает  традиции, заложенные Игорем Владимировым. Поверьте, это не высокопарные слова.
 
Теперь расскажите про Юрия Бутусова, как сложились ваши отношения.
– Юрий Николаевич пришел в Театр Ленсовета еще при Пази – из театра «На Крюковом канале» под руководством Вениамина Михайловича Фильштинского, где он с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным, Андреем Зибровым и художником Александром Шишкиным сделал дипломный спектакль «В ожидании Годо». Владислав Борисович всю эту яркую компанию и пригласил в наш театр на работу, а после того как в связи со сносом ДК имени Первой Пятилетки театр «На Крюковом канале» закрылся, вообще взял этот замечательный спектакль в репертуар. Он принес театру первую «Золотую маску».  
 
После ухода из жизни Пази у меня, конечно, возникла мысль пригласить Юрия Николаевича возглавить театр. Был долгий период переговоров, размышлений, – он, плодотворно работавший в то время в московских театрах, решился на это не сразу, спустя почти пять лет.
 
У нас не такие простые отношения, как может показаться. Это человек, погруженный в стихию творчества, административно-хозяйственные вопросы видятся ему со стороны. Так и должно быть. Режиссеры и актеры вправе не углубляться в них. Я считаю своей обязанностью оберегать творческих людей от нетворческих  забот. Задача директора в том, чтобы найти компромисс между условиями государственно-бюджетного учреждения и театра с большой буквы, где основной задачей является работа души, фантазии. Это две разных стихии.
 
Руководитель должен быть жестким, чтобы была дисциплина в театре?
– Есть руководители, которые стремятся быть «самым главным», чтобы все их боялись. Мне кажется, что это слабость человека. Я могу перевести наши отношения в очень официальные, если кто-то не хочет общаться на волне доверия, иногда это приходится делать. Но, в общем, стараюсь подбирать людей так, чтобы они сами отдавали себя театру и получали удовольствие от работы.
 
Зинаида Шарко говорила: «Театр – дом не там, где у актера трудовая книжка, а там, где ему хорошо». От вас актеры уходят редко. Текучки кадров нет?
 
– Труппа Театра Ленсовета всегда считалась одной из самых сильных в городе. Думаю, что артистам интересно здесь работать. Для артиста самое главное – сцена, роли, хороший режиссер. Все художественные руководители и главные режиссеры нашего театра – состоявшиеся в профессии люди. Владимиров – легенда, история, глыба, Пази, Бутусов – первые люди в этой профессии.
 
Для меня понятие «театр – дом» это не только стены театра, а взаимоотношения с теми, кто обитает в этом доме. Курс Анны Алексахиной и Юрия Бутусова, который выпустился в 2014 году, наши студийцы - ребята возраста моего сына, отношусь к ним по-отечески, хочу помочь им. Игорь Петрович выпустил шесть актерских курсов, потом мы приняли в труппу курс Пази и Бутусова, и вот теперь уже восьмой актерский курс, выученный при театре, пополнил труппу, так что у нас представлены все поколения.
 
А приходят к вам артисты со своими проблемами – жилья нет, зарплата маленькая, роли не дают?
– Конечно, вопросов много. У нас с Юрием Николаевичем разделение обязанностей. Всё, что касается административно-хозяйственных вопросов, – это мое. Мы, как и другие театры, занимаемся жилищными вопросами. По договоренности с администрацией Центрального района взяли в коммерческий найм большую квартиру, и наши молодые артисты имеют возможность там жить. По сравнению с советским временем, когда многие артисты получали от города комнату или квартиру, сегодня такой практики нет.
 
Вам комфортно в директорском кресле успешного театра, где все идет хорошо?
– Я философски, с большой осторожностью отношусь к успеху. Созерцание успешности, самолюбование – это остановка. И вместе с тем я хорошо понимаю, что все руководители – это нанятые работники, поэтому у меня нет излишней уверенности в завтрашнем дне. Все меняется: внешние условия, законодательство, возможности финансирования, внутренняя обстановка в театре, от которой очень многое зависит. Поэтому никогда не нахожусь в раскрепощенном состоянии, все время – в напряжении. Заметил, что как только расслабляешься, господь посылает напоминание в виде каких-то вызовов, проблем, которые ты должен начать решать мгновенно.
 
Какие проблемы у вас сейчас основные? Обычно все называют недостаточное финансирование…
– Мы учреждение городского подчинения. Государственное задание нам формирует Комитет по культуре. Нам дают субсидии на новые постановки, это не меньше одного спектакля в год. Мы считаем, что этого недостаточно, поэтому находим деньги еще на несколько премьер – от продажи билетов, а также привлекая дополнительные средства. В сезон мы выпускаем не меньше трех-четырех постановок на большой сцене и двух-трех – на малой.
 
Недавно на Малой сцене состоялась премьера спектакля «Венчание» по пьесе Витольда Гомбровича в постановке Бениамина Коца, начинающего польского режиссера, выпускника нашей театральной академии. На 23 декабря запланирована премьера «Комната Шекспира» по пьесе «Сон в летнюю ночь», ставят Роман Кочержевский и Юрий Бутусов. Надеемся, что в этом сезоне выпустим еще три  спектакля.
 
Есть у театра спонсоры, меценаты?
– Мы всегда полагались на свои силы. Но благотворители есть.
 
У вас часто ставят спектакли приглашенные режиссеры. Кому доверить постановку – решает Бутусов?
– Это зависит от предпочтений главного режиссера и финансовых возможностей театра. Ведь по договору приглашенному режиссеру должен быть выплачен гонорар. Поэтому решение мы принимаем вместе.
 
Как обстоят дела с гастролями?
– У нас много предложений, но не всегда можем принять их. Были на гастролях в Москве, в рамках фестиваля-премии «Золотая маска» три года подряд показывали свои спектакли и не возвращались без наград, на Платоновском фестивале в Воронеже успешно играли, в Таллине, этой осенью – на фестивалях в Афинах, Минске. В прошлом году участвовали в программе «Большие гастроли» Министерства культуры России, ездили в Астрахань со спектаклями для взрослых и детей.
 
Как идет реконструкция театра?
– В свое время нам предложили встать на длительную реконструкцию с выездом из помещения. Но мы решили, что это сложный путь для труппы и договорились с Валентиной Матвиенко, в ту пору губернатором города, что будем проводить ремонт поэтапно, ежегодно, не скитаясь по чужим площадкам. Начали в 2007 году. Здание наше построено в 1828 году, было предназначено не для театра, но постепенно приспосабливалось под театральные нужды. И надо было учитывать при проведении работ, что это – историческое здание, архитектурный памятник («Дом Корсаковых»). Мы воссоздали интерьеры главной (парадной) лестницы, лепные декоры на стенах и потолках, которые существовали раньше, отреставрировали анфиладу фойе, которая идет вдоль Владимирского проспекта – так, как было при владельцах здания Корсаковых-Голицыных. Отреставрировали главное зрительское фойе – белоколонное (готическое). Восстанавливаем позолоту дверей. Будем заниматься укреплением фундамента. Сейчас активно идут реставрационные работы в зрительском ресторане, надеемся к концу сезона его открыть. Здание чрезвычайно интересное в плане истории, и долгие годы не подвергалось масштабной реставрации.
 
В вашей семье кто-то еще работает в театре?
– Моя супруга по образованию вокалистка, в свое время работала в Капелле. Дети любят театр, младший даже играл в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» маленького Фредерика – с народным артистом Сергеем Григорьевичем Мигицко. Но свое будущее дети с театром не связали, видя, как это непросто. На руководителе лежит вся ответственность за деятельность театра. С утра это административно-хозяйственные вопросы, вечером могут возникнуть обстоятельства, связанные со спектаклем: и артисты – живые люди, и что-то может неожиданно выйти из строя. В театре всё штучно. У нас не на все спектакли есть вторые составы артистов. В спектаклях Юрия Бутусова на сцену выходят монтировщики и костюмеры, реквизиторы и мебельщики. От каждого зависит не только качество спектакля, а даже то, состоится он сегодня или нет.
 
Справка
Валерий Градковский
Родился: 29 октября 1963 года в Ленинграде
Образование: В 1983 году окончил музыкальное училище при Консерватории имени Римского-Корсакова, учился в Консерватории. В 1994 году окончил ЛГИТМиК, театроведческий факультет, по специальности «Организация и планирование театрального дела»
Театральная карьера: Работал главным администратором Государственной академической Капеллы. В Театре имени Ленсовета - с 1989 года. Работал в должности главного администратора, затем заместителя директора и директора-распорядителя. С 2006 года - директор театра
Заслуженный работник культуры РФ

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин наградит Римаса Туминаса

    Лауреатом личной премии председателя СТД Александра Калягина в нынешнем году стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Об этом в понедельник, 18 февраля, «Театралу» сообщили в пресс-службе СТД. ...
  • «Мы учились у Мастера»

    Великий БДТ отмечает свой 100-летний юбилей! Театр, у истоков которого стоял великий Александр Блок, театр, в истории которого было много других имен выдающихся артистов, режиссеров, художников, и никто из них не исчез бесследно, а запечатлен в летописи театра навсегда. ...
  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
Читайте также