Под властью режиссера

 
Постановщики опер, чьи спектакли можно увидеть в ближайшее время

Флорис Виссер

Журнал Opera Magazine пишет о молодом актере, режиссере и педагоге как о «самом перспективном в оперном мире». Виссер, имеющий собственную оперную компанию и активно работающий по всей Европе, стал первым голландским режиссером, которого пригласили в Большой театр на постановку шедевра Моцарта. Молодой постановщик так свежо использовал прием «театра в театре», как будто придумал его сам.

Он поместил действие оперы «Так поступают все женщины» (на фото вверху) в стены многоярусного барочного оперного дома и насытил картинку прелестной архаикой: «морские волны» из дерева, люстра со свечами, «старинные» сценические механизмы и вмешивающиеся в любовный расклад амурчики с крылышками. Спектакль, в котором веселая костюмная драма смешена с рискованной эротической игрой, вырастает у Виссера в философскую сказку о сложности бытия. В финале, по словам режиссера, герои «получают очень, очень суровый урок того, что такое жизнь и что такое любовь».
Где увидеть: «Так поступают все женщины». 22-25 декабря.  Большой театр
 
Ричард Джонс
Английский режиссер много знает о человеческой природе – он изучал антропологию в университете. Да и занятия джазом явно повлияли на его непредсказуемые и дерзкие театральные концепции. Некоторые критики считают Джонса «легкомысленным вандалом». Но в прошлом году «вандал» получил престижную премию Лоуренса Оливье – за выдающиеся достижения в опере. И даже ревнивые к чужому успеху режиссеры отмечают богатое воображение коллеги, его «индивидуальный и изворотливый ответ на материал» и острый юмор.

В Большом театре идет постановка Джонса – опера Генделя «Роделинда», действие которой происходит в итальянско-гангтерской среде с акцентом на «черную» комедию.Режиссер считает спектакль «судебной экспертизой для семи персонажей, которые оказываются в более чем экстремальных ситуациях».
Где увидеть: «Роделинда». 13, 17 и 19 декабря. Большой театр
 
Евгений Писарев
Драматический режиссер и художественный руководитель Театра имени Пушкина не так давно пришел в музыкальную сферу, но уже получил неофициальный статус «умельца» по постановкам комических опер. Писарев принял приглашение в ГАБТ после того, как удачно поставил драматическую «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Комедия нравов в Большом – второй опыт работы Писарева в оперном театре. По словам режиссера, он хотел обратить внимание публики на «праздничную стихию сюжета и музыки». Получилась и впрямь нарядная, энергичная сказка, с яркими типажами, роскошными костюмами «от кутюр» и уморительными, доходящими до клоунад, мизансценами. В спектакле, оформленном по мотивам живописи Мондриана, царит всеобщий вдохновенный флирт, а живущие, по Писареву, полвека назад персонажи этой истории как будто пьяны от любви. Как говорит постановщик, «у героев спектакля слишком много тестостерона, жажды радости и счастья. Мне кажется, что в этом и есть моцартианство».
Где увидеть: «Свадьба Фигаро». 1115 января. Большой театр
 
Александр Титель
Титель уже четверть века «рулит» оперой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Его тщательно продуманные концепции всегда раскрывают музыку, а с певцами Титель работает, «до мельчайшей степени разбирая жизненную позицию персонажа, вплоть до того, как он ест, ходит, смотрит». При этом спектакли, наполненные яркими метафорами и нетривиальными ходами, не имеют ничего общего со скучным буквализмом. «Сопротивляться живому в театре – по меньшей мере, глупо. Он создан для волнений, переживаний и открытий. Это душевный и интеллектуальный душ. Я рассчитываю на зрителей, которые ходят именно за этим», – говорит мастер.
«Медея» Тителя – античная трагедия, искусно сплетенная с музыкой восемнадцатого и реалиями двадцатого века. Страшная история оскорбленного женского самолюбия, рухнувшего в черную бездну, развернута на морском берегу, среди громадных тетраподов. Древний миф и повседневный быт южной Европы между двумя мировыми войнами – в глубокой концепции Тителя одно и то же.

А «Сказки Гофмана», по словам режиссера, «спектакль о Театре, который есть и прибежище, и тайна, и испытание». Сценические фантазии в трех мирах сливаются с воображением романтического поэта, рождая спектакль о недостижимом идеале женщины и горькой сладости художественного вымысла.
Где увидеть: «Медея» 18 декабря. «Сказки Гофмана» 22 декабря.  Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
 
Дмитрий Черняков 
О Чернякове много спорят, но невозможно представить оперную карту мира без его будоражащих, многозначных находок. Претензии консерваторов Дмитрий с ходу отвергает. «Я не знаю никого, кто подвергает сознательно злобному осмеянию те произведения, которые выбирает для постановки. Они их ставят, потому что они их любят. И я делаю это потому, что люблю», –говорит Черняков. Лишь один спектакль всемирно известного постановщика идет в Большом театре – «Евгений Онегин». Один из лучших спектаклей современного российского оперного театра. Через годы с момента создания, творение Чернякова производит гипнотическое воздействие – цельностью в высказывании о переплетениях людских судеб. И тонкой проработкой деталей, эту цельность создающих. Эмоциональные вибрации тут фантастические. Героев оперы жалко так же, как чеховских трех сестер.  Несмотря на анти-хрестоматийный подход, Черняков с Чайковским говорит на одной волне и об одном. Это лирические сцены в чистом виде.
Где увидеть: «Евгений Онегин» 19-24 января.  Большой театр

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • Увидеть музыку

    Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками. ...
  • Конкурс Галины Вишневской начинается в Москве

    Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, основательницей которого была певица в 2006 году, пройдет в Москве с 3 по 7 июня пройдет в Москве.   «Было подано более 200 заявок из США, Канады, ЮАР, Кении, Словакии, Польши, Монголии, Южной Кореи, Китая, Узбекистана и Казахстана. ...
  • Валерий Гергиев готовит «Тангейзера»

    В эти дни на сцене Концертного зала Мариинского театра завершаются репетиции оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Вячеслава Стародубцева. Премьера состоится 1 июня, дирижировать оперой будет Валерий Гергиев. ...
  • Андрей Кончаловский представит постановку оперы «Отелло»

    Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко под занавес сезона представит премьеру оперы Джузеппе Верди «Отелло» по трагедии Шекспира в постановке Андрея Кончаловского. Премьерные показы пройдут 30-31 мая и 1-2 июня   «Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет последнюю премьеру юбилейного сезона - новую постановку оперы Джузеппе Верди «Отелло», -  цитирует ТАСС слова пресс-атташе театра Ирины Горбуновой. ...
Читайте также