Под властью режиссера

 
Постановщики опер, чьи спектакли можно увидеть в ближайшее время

Флорис Виссер

Журнал Opera Magazine пишет о молодом актере, режиссере и педагоге как о «самом перспективном в оперном мире». Виссер, имеющий собственную оперную компанию и активно работающий по всей Европе, стал первым голландским режиссером, которого пригласили в Большой театр на постановку шедевра Моцарта. Молодой постановщик так свежо использовал прием «театра в театре», как будто придумал его сам.

Он поместил действие оперы «Так поступают все женщины» (на фото вверху) в стены многоярусного барочного оперного дома и насытил картинку прелестной архаикой: «морские волны» из дерева, люстра со свечами, «старинные» сценические механизмы и вмешивающиеся в любовный расклад амурчики с крылышками. Спектакль, в котором веселая костюмная драма смешена с рискованной эротической игрой, вырастает у Виссера в философскую сказку о сложности бытия. В финале, по словам режиссера, герои «получают очень, очень суровый урок того, что такое жизнь и что такое любовь».
Где увидеть: «Так поступают все женщины». 22-25 декабря.  Большой театр
 
Ричард Джонс
Английский режиссер много знает о человеческой природе – он изучал антропологию в университете. Да и занятия джазом явно повлияли на его непредсказуемые и дерзкие театральные концепции. Некоторые критики считают Джонса «легкомысленным вандалом». Но в прошлом году «вандал» получил престижную премию Лоуренса Оливье – за выдающиеся достижения в опере. И даже ревнивые к чужому успеху режиссеры отмечают богатое воображение коллеги, его «индивидуальный и изворотливый ответ на материал» и острый юмор.

В Большом театре идет постановка Джонса – опера Генделя «Роделинда», действие которой происходит в итальянско-гангтерской среде с акцентом на «черную» комедию.Режиссер считает спектакль «судебной экспертизой для семи персонажей, которые оказываются в более чем экстремальных ситуациях».
Где увидеть: «Роделинда». 13, 17 и 19 декабря. Большой театр
 
Евгений Писарев
Драматический режиссер и художественный руководитель Театра имени Пушкина не так давно пришел в музыкальную сферу, но уже получил неофициальный статус «умельца» по постановкам комических опер. Писарев принял приглашение в ГАБТ после того, как удачно поставил драматическую «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Комедия нравов в Большом – второй опыт работы Писарева в оперном театре. По словам режиссера, он хотел обратить внимание публики на «праздничную стихию сюжета и музыки». Получилась и впрямь нарядная, энергичная сказка, с яркими типажами, роскошными костюмами «от кутюр» и уморительными, доходящими до клоунад, мизансценами. В спектакле, оформленном по мотивам живописи Мондриана, царит всеобщий вдохновенный флирт, а живущие, по Писареву, полвека назад персонажи этой истории как будто пьяны от любви. Как говорит постановщик, «у героев спектакля слишком много тестостерона, жажды радости и счастья. Мне кажется, что в этом и есть моцартианство».
Где увидеть: «Свадьба Фигаро». 1115 января. Большой театр
 
Александр Титель
Титель уже четверть века «рулит» оперой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Его тщательно продуманные концепции всегда раскрывают музыку, а с певцами Титель работает, «до мельчайшей степени разбирая жизненную позицию персонажа, вплоть до того, как он ест, ходит, смотрит». При этом спектакли, наполненные яркими метафорами и нетривиальными ходами, не имеют ничего общего со скучным буквализмом. «Сопротивляться живому в театре – по меньшей мере, глупо. Он создан для волнений, переживаний и открытий. Это душевный и интеллектуальный душ. Я рассчитываю на зрителей, которые ходят именно за этим», – говорит мастер.
«Медея» Тителя – античная трагедия, искусно сплетенная с музыкой восемнадцатого и реалиями двадцатого века. Страшная история оскорбленного женского самолюбия, рухнувшего в черную бездну, развернута на морском берегу, среди громадных тетраподов. Древний миф и повседневный быт южной Европы между двумя мировыми войнами – в глубокой концепции Тителя одно и то же.

А «Сказки Гофмана», по словам режиссера, «спектакль о Театре, который есть и прибежище, и тайна, и испытание». Сценические фантазии в трех мирах сливаются с воображением романтического поэта, рождая спектакль о недостижимом идеале женщины и горькой сладости художественного вымысла.
Где увидеть: «Медея» 18 декабря. «Сказки Гофмана» 22 декабря.  Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
 
Дмитрий Черняков 
О Чернякове много спорят, но невозможно представить оперную карту мира без его будоражащих, многозначных находок. Претензии консерваторов Дмитрий с ходу отвергает. «Я не знаю никого, кто подвергает сознательно злобному осмеянию те произведения, которые выбирает для постановки. Они их ставят, потому что они их любят. И я делаю это потому, что люблю», –говорит Черняков. Лишь один спектакль всемирно известного постановщика идет в Большом театре – «Евгений Онегин». Один из лучших спектаклей современного российского оперного театра. Через годы с момента создания, творение Чернякова производит гипнотическое воздействие – цельностью в высказывании о переплетениях людских судеб. И тонкой проработкой деталей, эту цельность создающих. Эмоциональные вибрации тут фантастические. Героев оперы жалко так же, как чеховских трех сестер.  Несмотря на анти-хрестоматийный подход, Черняков с Чайковским говорит на одной волне и об одном. Это лирические сцены в чистом виде.
Где увидеть: «Евгений Онегин» 19-24 января.  Большой театр

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Мариинском театре исполнят все оперы Римского-Корсакова

    Все оперы Николая Римского-Корсакова будут исполнены в Мариинском театре в дни фестиваля, посвященного 175-летию классика. Праздник открылся в воскресенье, 17 марта, гала-концертом из произведений композитора на Новой сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а затем пройдет и в других городах страны   «Мариинский театр подготовил к юбилею композитора обширную фестивальную программу «Римский-Корсаков 175», которая охватит Санкт-Петербург, Владивосток, Владикавказ и Москву, - цитирует ТАСС сообщение пресс-службы театра. ...
  • Валерий Гергиев будет дирижировать на премьере «Хованщины» в «Ла Скала»

    Валерий Гергиев приглашен итальянской стороной продирижировать шестью премьерными спектаклями оперы «Хованщина» в миланском театре «Ла Скала». «Валерий Гергиев продирижирует 27 февраля премьерой оперы Мусоргского «Хованщина» в оперном театре «Ла Скала. ...
  • В «Геликон-опере» пройдет конкурс для молодых режиссеров

    В «Геликон-опере» в четвертый раз пройдет конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера». Заявки на участие принимаются до 1 апреля. Идея конкурса для начинающих оперных режиссеров родилась у художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана. ...
  • «Итальянка в Алжире» возвращается на сцену

    Комическая опера Россини в постановке Евгения Писарева восстановлена в репертуаре Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 4 марта после долгого перерыва спектакль вновь будет идти на Основной сцене. ...
Читайте также