«А вы ноктюрн сыграть могли бы»

В Маяковке обратились к культовой книге американского нейропсихолога

 
Вместе с командой единомышленников молодой режиссер Никита Кобелев впервые в России обратился к книге популярного американского нейропсихолога Оливера Сакса. Успешный практик и авторитетный теоретик, Оливер Сакс умел свои теории и многолетние наблюдения изложить в форме популярных книг. Его труды стоят на полках ученых и привлекают людей, от науки далеких. На основе книги «Человек, который принял жену за шляпу» Майклом Найманом написана опера, Питером Бруком поставлен драматический спектакль.
 
 
В эту работу Никита Кобелев позвал исключительно единомышленников. Не было предварительного распределения ролей, целый ряд людей пробовали себя в новых предложенных обстоятельствах. Все вместе отважно нырнули в мир пациентов клиник, завсегдатаев кабинетов неврологов, психологов и психиатров. В мир людей, страдающих тиками и слышащих музыку и голоса, теряющих ориентацию в пространстве и во времени, жонглирующих числами, теряющих контроль над телом, не узнающих родных и слышащих Бога.
Практически все занятые в спектакле исполнители по очереди примеряют белый докторский халат. Меняется реквизит — в центре сцены то каталка, то стул, то гоночный велосипед. То — ударная установка. По бокам сцены сменяют друг друга пятеро музыкантов, чьи импровизации сопровождают и ведут действие.
 
В каждом эпизоде — новый пациент со своей индивидуальной историей, со своей уникальной проблемой. Сакс занимался разнообразными повреждениями мозга — крючка головного мозга, амигдалы, лимбической системы и височной доли.  Повреждениями, которые приводят к потере способности различать лица и опознавать предметы, вызывают слуховые, визуальные галлюцинации,  полидипсию, сатириаз, булимию, афазию, конфабуляцию и прочее и прочее. Из комментариев доктора мы узнаем, что маленькая глиома в мозгу может привести к галлюцинациям столь красочным, что человек потеряет контакт с внешним миром. А наркотические вещества могут вдруг разбудить обоняние, придав ему «собачью» остроту.
 
Актеры Маяковки с неподдельным удовольствием изображают своих невероятных персонажей с их тиками, дисфункциями, фобиями и психозами.
Наталья Палагушина легко и лихо показывает 89-летнюю Наташу К., в которой вдруг проснувшиеся спирохеты сифилиса пробудили «амурную болезнь». Из-за этих невидимых возбудителей почтенная вдова в один прекрасный день вдруг ощутила молодой задор и прилив игривости. Напялив кроссовки с крупными стразами, Наташа К. беспечно флиртует со зрителями, а к зрительницам обращается по-приятельски: «Ну, девушки, вы же понимаете о чем я?» 
 
Павел Пархоменко с удовольствием и незаурядным мимическим мастерством показывает все «тики» своего героя барабанщика Рэя: смену гримас, вывалившийся язык, яростные залпы ругательств. А потом, устроившись за ударной установкой, выбивает из барабанов вдохновенные ритмические импровизации. Темперамент Рэя, нестерпимый в обыденной жизни, - здесь стимулирует вдохновение и завораживает слушателей.
«Какое совершенное создание — человек!» - вздыхал принц Гамлет.
Но ведь какое уязвимое!
 
Одной песчинки, попавшей в механизм довольно, чтобы он разладился весь. Вам кажется, что ваша давняя знакомая просто сошла с ума и превратилась в ненавидящую мир злобную стерву? Это от съедающей ее болезни у нее сменился гормональный фон. Вам кажется, что этот нахал, залезающий в автобус и толкающий всех вокруг, пьян? Это у него потеряна проприоцепция.
Маленького тромба, ненадолго закупорившего кровоснабжение части головы, хватит, чтобы полностью стереть целую часть вашей личности. Алкоголь может уничтожить память. Наркотик превратить в жестокого убийцу. Наконец, таинственные причины взаимодействия, которые докторам не удастся установить, в одночасье лишат вас ощущения собственного тела, так что вам заново придется выстраивать свои отношения с ходьбой, сидением, моторикой.
 
Так одним прекрасным утром потеряла свое «суставно-мышечное» чувство Кристина. Актриса Юлия Силаева принимает на стуле совершенно невозможную позу, пытаясь передать попытки своей героини сохранить положение своего тела в пространстве, когда «чувство» этого тела полностью исчезло. И ты смотришь на свои руки как на посторонние предметы. И не ощущаешь кожу, суставы, мускулы. И надо месяцами учиться сидеть, ходить, опираясь только на зрительный контроль... И все равно не рассчитать усилия, с каким надо держать вилку или ложку, чтобы суставы не белели от напряжения.
Жизнь в обществе— штука, требующая постоянных усилий даже от совершенно здоровых людей. Пациентам Оливера Сакса приходится прикладывать вдесятеро, в сотни раз больше усилий, чтобы компенсировать возможности, отнятые болезнью.
 
Плотник Макгрегор (Роман Фомин) изобретает для себя приспособление, крепящееся к очкам, которое заменяет внутренний ватерпас — чувство равновесия.
Профессор П., страдающий агнозией и не различающий ни лиц людей, ни форм предметов, разрабатывает целую систему музыкальных мелодий, которые помогают ему совершать простейшие бытовые действия: самостоятельно умываться, одеваться, принимать пищу. И Алексей Золотовицкий чудно показывает эти нескончаемые мелодии, которые ведут его героя по безличному миру.
Герои спектакля — люди, которые ведут постоянную и изнурительную войну со своим недугом. И тем шлифуют волю и разум, учатся смирению и доброте.
 
Не до конца простроенный логически (прошли только премьерные показы) и ритмически спектакль Маяковки главную тему Оливера Сакса — тему удивления перед чудом человеческой личности — ведет на удивление отчетливо.
 
Пожалуй, самый пронзительный момент — эпизод с Ребеккой.
Инвалид с детства, неуклюжая, неловкая, часами пытающаяся натянуть левую перчатку на правую руку, она умеет радоваться ветру и солнцу,  распускающимся листочкам. Умеет слышать музыку и стихи. Умеет любить и горевать. Когда прекрасная Ольга Ергина, подхваченная мелодией, вдруг становится невесомой, пластичной, светящейся, — этот момент преображения  становится высшей точкой путешествия в мир такой далекий от нашего повседневного опыта и такой близкий опыту душевному, мир полный чудес, тайн, открытий и приключений.
 
Подводя итоги своей жизни, Оливер Сакс написал так: «Я любил и был любим; мне было многое дано и я кое-что отдал взамен; я много читал, путешествовал, размышлял, писал. Я общался с миром тем особенным образом, каким писатели общаются с читателями. Самое главное: на этой прекрасной планете я чувствовал и мыслил, что само по себе являлось огромной привилегией и приключением». Пожалуй, многие герои «Человека, который принял свою жену за шляпу» могли бы повторить его слова.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также