Гример «Геликон-оперы» - в спецпроекте «Театрала»

Результат налицо

 
В новом сезоне на страницах бумажного «Театрала» ищите постоянную рубрику «Мастер-класс». Одной из недавних ее героинь стала главный гример театра «Геликон-опера» Святослава ОСИПОВА.
 
Творческий процесс
В театре образ персонажа разрабатывает художник-постановщик. Он объясняет концепцию грима: это может быть простой макияж, а может быть и боди-арт. Кроме того, гримеры тесно работают с костюмерами, поскольку костюм и грим составляют неразрывное целое.
 
Отличительные черты  
В оперном театре грим немного «преувеличенный»: у нас большая сцена и большой зрительный зал, а значит, нужно делать мимику актеров более выразительной. В камерном пространстве грим легкий, он больше похож на кинематографический. Так что Евгений Онегин, вышедший на сцену драматического театра, не будет похож на своего собрата со сцены оперного.
 
Старинная оправа
Любой гример должен быть готов к решению неординарных задач. Так, в репертуаре нашего театра есть спектакль «Средство Макропулоса», для которого мы превращаем молодую актрису в 90-летнюю старушку. Обычно, чтобы «состарить» актера, мы используем высококачественные парики, накладные брови, а иногда и накладные щеки, которые делаются из силикона. Части лица можно изготавливать самостоятельно, но мы, как правило, покупаем их в готовом виде. Они крепятся на лицо при помощи специального клея, затем тонируются. После того как общий тон наложен, выполняется прорисовка – на лице появляются морщинки, старческие пигментные пятна, пупырышки, бородавки… 
 
Просто сказка
Отдельная графа в нашем творчестве – это превращение человека в сказочного или фантастического героя. Тут главное очень точно уловить пластику лица, чтобы природные черты «помогали» макияжу, который будет выполнен. В одном из спектаклей у нас есть Водяной. Ему мы прикрепляем парик, наклеиваем нос специфической формы, аквагримом рисуем тело, руки и ноги. Получается полноценный сказочный грим.
 
Тайм-менеджмент
По правилам грим должен занимать не больше часа – чтобы артист не устал и успел сосредоточиться на спектакле. Временные рамки соблюдаются очень жестко. Например, грим Водяного занимает около 50 минут. Для сравнения, мордочку Лисенка мы рисуем за полчаса.
 
Грим vs макияж
Может показаться, что работа гримера подчас ничем не отличается от работы визажиста. На самом деле разница колоссальная. Выполнение портретного грима требует глубокого художественного осмысления и специальной подготовки. Профессиональный гример отлично знает пластическую анатомию, расположение лицевых мышц, поэтому понимает, на каких участках лица можно делать затенение, на каких нет, где можно «закладывать» морщинку, а где она анатомически невозможна.
Сложность еще в том, что лицо легко «перекрасить» – переборщить с оттенками. Чтобы этого не случилось, гример должен очень деликатно подходить к процессу и расставлять акценты исходя из каждого конкретного случая.
В учебную программу театрально-художественного училища, которое я окончила, входило 28 предметов, среди которых были «Скульптура», «Композиция», «История прически»… Визажист, окончивший трехмесячный курс, просто не может знать таких нюансов.
 
Любительский уровень
Элементарный грим для праздничной вечеринки можно создать, даже если вы никогда не держали в руках кисть. Главное действовать строго по инструкции. Для начала нужно ознакомиться с практическими уроками (их множество, например, на YouTube) и понять, какой грим вы хотите получить в итоге. Наблюдать за процессом создания нужно очень внимательно. Только после этого начинающий творец может приступать к практике. Есть люди, которые после двух-трех уроков смогут сделать сносный карнавальный макияж, а кому-то и десяти занятий будет маловато.
 
Подручные средства
В театре мы обычно работаем сухими тенями, но иногда, если того требует образ, используем жирные краски или аквагрим – на водной основе. Те же материалы может использовать и бесстрашный гример-новичок. Профессионалы в основном работают с марками Kryolan и Make Up For Ever. Выбор той или другой зависит от концепции грима: если достаточно легких оттенков, подойдет Make Up For Ever (используется также в кино), если же необходим насыщенный, сочный грим, надо выбирать Kryolan.
 
Главный секрет 
Процесс создания грима очень увлекательный, хотя и требует кропотливого труда. Секрет мастерства на самом деле удивительно прост: у всех гримеров есть одна общая черта. Это терпение. Оно и помогает нам создавать неординарные образы. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
  • Стальные нервы

    Продолжаем напоминать читателям главные тексты 2018 года. На очереди мастер-класс о «самом распространенном страхе» – боязни сцены. *** Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель Школы профессионального актерского тренинга, педагог Александр ДЗЮБА. ...
Читайте также