Гример «Геликон-оперы» - в спецпроекте «Театрала»

Результат налицо

 
В новом сезоне на страницах бумажного «Театрала» ищите постоянную рубрику «Мастер-класс». Одной из недавних ее героинь стала главный гример театра «Геликон-опера» Святослава ОСИПОВА.
 
Творческий процесс
В театре образ персонажа разрабатывает художник-постановщик. Он объясняет концепцию грима: это может быть простой макияж, а может быть и боди-арт. Кроме того, гримеры тесно работают с костюмерами, поскольку костюм и грим составляют неразрывное целое.
 
Отличительные черты  
В оперном театре грим немного «преувеличенный»: у нас большая сцена и большой зрительный зал, а значит, нужно делать мимику актеров более выразительной. В камерном пространстве грим легкий, он больше похож на кинематографический. Так что Евгений Онегин, вышедший на сцену драматического театра, не будет похож на своего собрата со сцены оперного.
 
Старинная оправа
Любой гример должен быть готов к решению неординарных задач. Так, в репертуаре нашего театра есть спектакль «Средство Макропулоса», для которого мы превращаем молодую актрису в 90-летнюю старушку. Обычно, чтобы «состарить» актера, мы используем высококачественные парики, накладные брови, а иногда и накладные щеки, которые делаются из силикона. Части лица можно изготавливать самостоятельно, но мы, как правило, покупаем их в готовом виде. Они крепятся на лицо при помощи специального клея, затем тонируются. После того как общий тон наложен, выполняется прорисовка – на лице появляются морщинки, старческие пигментные пятна, пупырышки, бородавки… 
 
Просто сказка
Отдельная графа в нашем творчестве – это превращение человека в сказочного или фантастического героя. Тут главное очень точно уловить пластику лица, чтобы природные черты «помогали» макияжу, который будет выполнен. В одном из спектаклей у нас есть Водяной. Ему мы прикрепляем парик, наклеиваем нос специфической формы, аквагримом рисуем тело, руки и ноги. Получается полноценный сказочный грим.
 
Тайм-менеджмент
По правилам грим должен занимать не больше часа – чтобы артист не устал и успел сосредоточиться на спектакле. Временные рамки соблюдаются очень жестко. Например, грим Водяного занимает около 50 минут. Для сравнения, мордочку Лисенка мы рисуем за полчаса.
 
Грим vs макияж
Может показаться, что работа гримера подчас ничем не отличается от работы визажиста. На самом деле разница колоссальная. Выполнение портретного грима требует глубокого художественного осмысления и специальной подготовки. Профессиональный гример отлично знает пластическую анатомию, расположение лицевых мышц, поэтому понимает, на каких участках лица можно делать затенение, на каких нет, где можно «закладывать» морщинку, а где она анатомически невозможна.
Сложность еще в том, что лицо легко «перекрасить» – переборщить с оттенками. Чтобы этого не случилось, гример должен очень деликатно подходить к процессу и расставлять акценты исходя из каждого конкретного случая.
В учебную программу театрально-художественного училища, которое я окончила, входило 28 предметов, среди которых были «Скульптура», «Композиция», «История прически»… Визажист, окончивший трехмесячный курс, просто не может знать таких нюансов.
 
Любительский уровень
Элементарный грим для праздничной вечеринки можно создать, даже если вы никогда не держали в руках кисть. Главное действовать строго по инструкции. Для начала нужно ознакомиться с практическими уроками (их множество, например, на YouTube) и понять, какой грим вы хотите получить в итоге. Наблюдать за процессом создания нужно очень внимательно. Только после этого начинающий творец может приступать к практике. Есть люди, которые после двух-трех уроков смогут сделать сносный карнавальный макияж, а кому-то и десяти занятий будет маловато.
 
Подручные средства
В театре мы обычно работаем сухими тенями, но иногда, если того требует образ, используем жирные краски или аквагрим – на водной основе. Те же материалы может использовать и бесстрашный гример-новичок. Профессионалы в основном работают с марками Kryolan и Make Up For Ever. Выбор той или другой зависит от концепции грима: если достаточно легких оттенков, подойдет Make Up For Ever (используется также в кино), если же необходим насыщенный, сочный грим, надо выбирать Kryolan.
 
Главный секрет 
Процесс создания грима очень увлекательный, хотя и требует кропотливого труда. Секрет мастерства на самом деле удивительно прост: у всех гримеров есть одна общая черта. Это терпение. Оно и помогает нам создавать неординарные образы. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
  • Чайковский для «чайников»

    22 октября в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» в постановке художественного руководителя Дмитрия Бертмана. Подробнее о спектакле читайте в «Театрале» в ближайшее время, а пока мы публикуем мастер-класс, который Дмитрий Бертман провел специально для нашего издания. ...
  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
Читайте также