Гример «Геликон-оперы» - в спецпроекте «Театрала»

Результат налицо

 
В новом сезоне на страницах бумажного «Театрала» ищите постоянную рубрику «Мастер-класс». Одной из недавних ее героинь стала главный гример театра «Геликон-опера» Святослава ОСИПОВА.
 
Творческий процесс
В театре образ персонажа разрабатывает художник-постановщик. Он объясняет концепцию грима: это может быть простой макияж, а может быть и боди-арт. Кроме того, гримеры тесно работают с костюмерами, поскольку костюм и грим составляют неразрывное целое.
 
Отличительные черты  
В оперном театре грим немного «преувеличенный»: у нас большая сцена и большой зрительный зал, а значит, нужно делать мимику актеров более выразительной. В камерном пространстве грим легкий, он больше похож на кинематографический. Так что Евгений Онегин, вышедший на сцену драматического театра, не будет похож на своего собрата со сцены оперного.
 
Старинная оправа
Любой гример должен быть готов к решению неординарных задач. Так, в репертуаре нашего театра есть спектакль «Средство Макропулоса», для которого мы превращаем молодую актрису в 90-летнюю старушку. Обычно, чтобы «состарить» актера, мы используем высококачественные парики, накладные брови, а иногда и накладные щеки, которые делаются из силикона. Части лица можно изготавливать самостоятельно, но мы, как правило, покупаем их в готовом виде. Они крепятся на лицо при помощи специального клея, затем тонируются. После того как общий тон наложен, выполняется прорисовка – на лице появляются морщинки, старческие пигментные пятна, пупырышки, бородавки… 
 
Просто сказка
Отдельная графа в нашем творчестве – это превращение человека в сказочного или фантастического героя. Тут главное очень точно уловить пластику лица, чтобы природные черты «помогали» макияжу, который будет выполнен. В одном из спектаклей у нас есть Водяной. Ему мы прикрепляем парик, наклеиваем нос специфической формы, аквагримом рисуем тело, руки и ноги. Получается полноценный сказочный грим.
 
Тайм-менеджмент
По правилам грим должен занимать не больше часа – чтобы артист не устал и успел сосредоточиться на спектакле. Временные рамки соблюдаются очень жестко. Например, грим Водяного занимает около 50 минут. Для сравнения, мордочку Лисенка мы рисуем за полчаса.
 
Грим vs макияж
Может показаться, что работа гримера подчас ничем не отличается от работы визажиста. На самом деле разница колоссальная. Выполнение портретного грима требует глубокого художественного осмысления и специальной подготовки. Профессиональный гример отлично знает пластическую анатомию, расположение лицевых мышц, поэтому понимает, на каких участках лица можно делать затенение, на каких нет, где можно «закладывать» морщинку, а где она анатомически невозможна.
Сложность еще в том, что лицо легко «перекрасить» – переборщить с оттенками. Чтобы этого не случилось, гример должен очень деликатно подходить к процессу и расставлять акценты исходя из каждого конкретного случая.
В учебную программу театрально-художественного училища, которое я окончила, входило 28 предметов, среди которых были «Скульптура», «Композиция», «История прически»… Визажист, окончивший трехмесячный курс, просто не может знать таких нюансов.
 
Любительский уровень
Элементарный грим для праздничной вечеринки можно создать, даже если вы никогда не держали в руках кисть. Главное действовать строго по инструкции. Для начала нужно ознакомиться с практическими уроками (их множество, например, на YouTube) и понять, какой грим вы хотите получить в итоге. Наблюдать за процессом создания нужно очень внимательно. Только после этого начинающий творец может приступать к практике. Есть люди, которые после двух-трех уроков смогут сделать сносный карнавальный макияж, а кому-то и десяти занятий будет маловато.
 
Подручные средства
В театре мы обычно работаем сухими тенями, но иногда, если того требует образ, используем жирные краски или аквагрим – на водной основе. Те же материалы может использовать и бесстрашный гример-новичок. Профессионалы в основном работают с марками Kryolan и Make Up For Ever. Выбор той или другой зависит от концепции грима: если достаточно легких оттенков, подойдет Make Up For Ever (используется также в кино), если же необходим насыщенный, сочный грим, надо выбирать Kryolan.
 
Главный секрет 
Процесс создания грима очень увлекательный, хотя и требует кропотливого труда. Секрет мастерства на самом деле удивительно прост: у всех гримеров есть одна общая черта. Это терпение. Оно и помогает нам создавать неординарные образы. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Как познакомить ребенка с театром

    Сводить малыша на спектакль – задача не самая сложная. Сложнее укрепить его интерес и сделать так, чтобы этот поход не оказался последним. Секретами мастерства с «Театралом» делится руководитель детских программ РАМТа, педагог Алла ЛИСИЦИНА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Не заблуждайся К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. ...
  • Драма без трагедии

    Конкуренция, репетиционный запал, стресс… Конфликты в творческом коллективе – не такая уж редкость. Как выйти из ситуации достойно и не испортить отношений с коллегами, «Театралу» рассказал врач-психотерапевт, актер театра «Современник» Александр Рапопорт. ...
  • «Не приходите в театр с целью заработать»

    Я абсолютно уверен, что секретов нет ни у кого, даже у людей профессиональных. Если кто-то с умным лицом говорит, что имеет собственные секреты, то перед вами шарлатан. В фотографии есть физика, если хотите, химия и частичка души каждого, кто делает это, нажимая на кнопку именно в момент создания, а не во время работы в «редакторе». ...
Читайте также