Революция свершилась

«Пламя Парижа» в Большом театре

 
Все сомнения по поводу актуальности возвращения на сцену советского драмбалета «Пламя Парижа» исчезли, как только на зрителей двинулась толпа победивших французов. Под революционную песню Cа ira* танцовщики не только поставили жирную точку в деятельности Алексея Ратманского как художественного руководителя балета Большого театра, но и утвердили новое поколение на сцене первого театра России.
Старый спектакль переделан балетмейстером полностью – от либретто до хореографии. В интерпретации Ратманского сюжет о французах, победивших аристократию, обрел человеческое лицо. До сегодняшнего дня сохранились лишь фрагменты изначальной хореографии – бравурное па-де-де да пара псевдонародных танцев, поставленных Василием Вайноненом, которые бережно перенесены в новое «Пламя». Все остальное Алексей Ратманский придумал сам, искусно стилизуя классическую хореографию под народные или галантные придворные танцы. Опыт реставрации наследия («Корсар») и ироничной имитации соцреализма («Светлый ручей») позволили ему сделать это остроумно и насытить спектакль нюансами.

Из нескольких составов исполнителей, танцевавших премьеру, самыми интересными оказались молодые и еще не «заслуженные». «Молодежное» «Пламя» буквально взорвало зрительный зал. Квартет Наталья Осипова – Иван Васильев – Вячеслав Лопатин – Анастасия Горячева на сегодняшний день, наверное, лучший ансамбль на сцене Большого театра. Они не только танцуют, но и великолепно чувствуют друг друга, взаимодействуя в дуэтах и игровых мизансценах. Совершенно разные по данным, по индивидуальности, они, тем не менее, «одной крови» в этом спектакле.

Совсем юная, но не по-детски серьезная, убежденная в своей миссии и правоте Жанна – Наталья Осипова. Ее любовь к Филиппу непосредственна и откровенна, но еще не сильна, для героини Осиповой сейчас важнее стихийность и порыв революции, мятежность и упоение победой. В ней есть почти сумасшедшая одержимость, что роднит ее с легендарными балеринами, танцевавшими Жанну в прошлом – Суламифью Мессерер и Ольгой Лепешинской.

Филипп Ивана Васильева уже вошел в историю. И не только поразительной, недостижимой сейчас ни для кого техникой танца (впервые в мировой истории танцовщик сделал на сцене тройной сотбаск**). Но, прежде всего, яркостью и точностью образа, обаянием, перехлестывающей через рампу энергетикой, поднимающей не только «революционных марсельцев», но и весь зрительный зал.

Вячеслав Лопатин, не сразу нашедший свое место в Большом театре, раскрылся в партии Жерома как тонко чувствующий драматический актер. Его нежный и трепетный герой играет «в войну», братается с Филиппом, бросается на баррикады, но, главное, любит, самоотверженно и преданно любит свою Аделину. С потерей возлюбленной для него кончается все, и трагедия Жерома едва ли не сильнее жизнеутверждающего финала балета.

Особую роль в спектакле занимает Аделина, дочь маркиза де Борегара, столь же особую, как и ее исполнительница, Анастасия Горячева, в театре. Светлая, очаровательная в своей женственности и искренности, Аделина не совсем вписывается ни в сюжет балета, ни в музыкальную драматургию. Точно так же, как удивительная и превосходная балерина Анастасия Горячева не по своей вине до сих пор никак не займет достойного места в бурной и драматичной жизни Большого балета.

* Cа ira, Ca ira – припев революционной песни времен французской революции 1789 года.

** Сотбаск – просторечное название движения enturnent или temps leve (тан леве – поднимать), прыжок одной ногой, с возвращением на нее же, без продвижения, преимущественно сохраняя заданную позу.



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Коллективу Театра Луны представили нового директора

    Заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Леонид Ошарин представил коллективу Театра Луны нового директора. Напомним, летом в эту должность вступил Олег Митченков.   «У вашего театра замечательные перспективы для роста – как творческого, так и экономического, – отметил Леонид Ошарин в четверг, 12 сентября, на сборе труппы по случаю открытия 27-го сезона. ...
  • Иван Демидов возглавит «Зарядье»

    Экс-ведущий программы «МузОбоз» и бывший замминистра культуры РФ Иван Демидов возглавит столичный парк «Зарядье». Об этом сообщают СМИ со ссылкой на источник в московской мэрии. В частности, по сведениям РБК, Павел Трехлеб, который сейчас является директором «Зарядья», возглавит парк Горького, сменив на этом посту руководителя учреждения «Мосгорпарк» Вячеслава Дунаева. ...
  • В московском метро появится поезд в честь Олега Табакова

    В ночь с 12 на 13 сентября в 02.30 на станции метро «Сухаревская» состоится запуск тематического поезда «Великий русский артист Олег Табаков». «Новый состав расскажет о творческом пути выдающегося актера и режиссера, его ролях в кино, основании театра, знаменитых учениках», - сообщили в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Мариинка запускает новые образовательные программы

    В сезоне 2019/20 Мариинский театр запускает в Высшей школе музыкального и театрального искусства две новые образовательные программы: профессиональной переподготовки по специальности «Осветитель» и дополнительную общеразвивающую программу для школьников старших классов «3T: трамплин в театральные технологии». ...
Читайте также