Борис Эйфман привез в Большой театр Чайковского

Лебеди в бреду

 
Гастролеры показали балет «Чайковский. PRO et CONTRA». Спектакль  этот в принципе не нов. Он создан в 1993 году. Как говорит Борис Эйфман, тогда, всех,  в том числе  и его,  захлестывала «эйфория свободы», и всякие «фигуры умолчания» не приветствовались.
 
Прежний балет был главным образом о том, что Чайковский в личной жизни был не как все, но стыдился своей нетрадиционной ориентации. Теперь, когда «эйфория» сгинула, спектакль переделали. В новой версии Эйфману «важно не погружаться в сферу сексуальных и психопатических комплексов, а исследовать творческую жизнь Чайковского». То есть композитор, стыдясь своей «инаковости», создавал великие произведения – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин» и «Пиковую даму», в которых изо всех сил сублимировал стыд.
 
Это предопределило, как говорит Эйфман, «трагически-исповедальное звучание» произведений. По замыслу автора балета, герои перечисленных шедевров композитора – его психологические вторые «я». Выразители комплексов композитора. Что Онегин, что Злой гений, что Дроссельмейер, что Германн (последний – особенно). Недаром всех упомянутых персонажей танцует один и тот же солист (Сергей Волобуев) – многоликий Двойник Чайковского.
 
Теперь посмотрим,  как выглядит «трагически-исповедальное».
Начать с того, что балет получил новую сценографию Зиновия Марголина, совсем условную: мостки, занавеси, какая-то нависшая над творцом «крыша». Спектакль идет под нарезку из симфоний Чайковского плюс фрагменты некоторых других произведений. Все увиденное, по замыслу – предсмертные видения корчащегося Чайковского (Олег Габышев). Стыдящийся общественного суда композитор идет к кончине, согласно легенде, как самоубийца, выпив холерной воды из рук светского хлыща.  В белой рубахе Петр Ильич агонизирует на кровати (а также под кроватью и рядом с кроватью).  То есть все что видишь на сцене,  нужно относить к предсмертному бреду героя. Это, конечно, снимает многие вопросы – бред, он и есть бред.
 
По ходу видений мятущийся гений соприкоснется со многими. С меценаткой Надеждой фон Мекк (Мария Абашова), которая сперва символически прикроет его зонтиком от житейских невзгод, а потом любовно пройдет по сцене с его письмом. Дама в прямом смысле осыпает творца банкнотами, от которых он не отказывается, но при этом Чайковского трясет – в буквальном смысле. Потому что «тяжело жить на подаяние». Ближе к финалу в финансировании откажут, отчего композитор снова захлебнется в пластической истерике. Снова – потому что в истерике Петр Ильич, то и дело хватающий себя руками за голову, пребывает практически все время. Он так стыдится. После меценатки придет очередь Антонины Милюковой (Любовь Андреева) – несчастной жены композитора. Дама без тормозов не только выбрасывает дирижерскую палочку художника, но и помешана на сексе. Милюкова назойливо тянет Петра Ильича под венец, похотливо прижимаясь к творцу и, стягивая его шею свадебным шарфом, взасос, как вампир, целует, и герою не  вырваться (хотя вырывается все-таки),  а перед тем,  как сойти  с ума, занимается – все на той же кровати – групповой любовью с двумя  мускулистыми мужиками. Общество тем временем то аплодирует гению музыки (толпа дамочек- поклонниц), то показывает на изгоя пальцем. Такова мол, участь каждого творца.  
 
 Параллельно биографическим аллюзиям возникают парафразы из творений. Фон Мекк – конечно, Пиковая дама. И почему-то злая фея Карабос из «Спящей красавицы». Идет краткий пластический пересказ сюжета «Евгения Онегина» (письмо к фон Мекк перебрасывается в творчество, переходя от Татьяны к Онегину и обратно). Танцуют Черные лебеди (мужчины в трико) – демоны соблазна, одолевающего Чайковского. Сюда же, к соблазну, относим и напряженный дуэт Петра Ильича с Двойником. В иные моменты Двойник пускается во все тяжкие, но лучшее в Чайковском, его дух, а не плоть, от этого наглядно дистанцируется. Белые лебеди (во всем знакомых «пачках») традиционно машут крыльями. Знак возвышенного, конечно.  Как и Принц с Машей из «Шелкунчика», побеждающие хвостатых мышей. Вновь является телесно распущенный Двойник, в образе Германна впадающий в эротический экстаз. Сцена в игорном доме – загляденье. Полуголые юноши в подтяжках с раскрашенными телами – это карты. Германн тоже раздевается, бросаясь вглубь игры. Все неистово смешиваются вокруг  зеленого карточного стола. Двойник танцует на столе в окружении мужского кордебалета (цитата из «Болеро» Бежара). Вдруг тела исчезают, и на поднятом вертикально столе появляется Чайковский вниз головой, чтобы зависнуть в страдальческом предчувствии смерти. Он, правда, еще успеет раздеться до трусов (то есть символически обнажить  душу) и попрощаться с белыми лебедями.  Все это подано в напористом, быстро текущем, акробатическом танце. Головоломные позы и поддержки, перманентная ломка тел.  Точно так же, экстатически, рвался из себя, например, эйфмановский Роден.
 
История про Чайковского – частный случай излюбленной схемы хореографа: одиночество трепетного художника на фоне враждебного окружения. В любви к этой схеме явно есть что-то автобиографическое. На спектакле (показанном в рамках фестиваля «Черешневый лес») вспоминалась недавняя премьера «Пиковой дамы» режиссера Стефана Херхейма в Голландской национальной опере. Там идея напрямую, как по проводу, связать жизнь творца с его творениями, доведена до комического абсурда: все мужские персонажи спектакля, включая лакеев на балу, загримированы под Чайковского, с его характерной  седой бородкой.  Автор балета «Чайковский» фактически делает то же самое, только без грима, и со зверской серьезностью.  При этом искренне считая, что уморительные в своем «неистовстве» оргии на кровати и столе, и вообще, все это шоу с намеками – исследование творческой жизни композитора. Впрочем, интерес публики обеспечен.   

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Петербурге стартует фестиваль спектаклей Римаса Туминаса

    По случаю своего столетнего юбилея БДТ им. Товстоногова организовал гастрольную программу, в рамках которой на прославленной сцене Северной столицы свои спектакли сыграют театры Москвы.   Так, в частности, 19 февраля здесь начнется фестиваль спектаклей Театра им. ...
  • Столичные театры посвятят гастроли в Подмосковье памяти Олега Табакова

    Московские театры впервые за несколько лет проведут гастроли в Подмосковье. Проект под названием «Подмосковная афиша московских театров» будет посвящен памяти Олега Табакова. «Одним из главных событий Года театра в Подмосковье станет возрождение «Подмосковной афиша московских театров» - гастроли ведущих московских театров, которые в этом году пройдут под общим названием «Памяти Олега Табакова», - сказала министр культуры Московской области Нармин Ширалиева на брифинге, итоги которого представлены на сайте Минкультуры МО. ...
  • «Эта неделя была магической»

    В одном из самых крупных театральных центров Европы, лондонском «Барбикане» завершаются гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. Суббота 9 февраля - последний и самый насыщенный день, в течение которого сразу в двух зала «Барбикана» - в большом и малом будут дважды сыграны известные спектакли Пушкинского театра: в малом зале днём и вечером покажут «Материнское поле» Чингиза Айтматова в постановке Сергея Землянского, а в большом дважды пройдёт «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова. ...
  • Фильмы-дебюты представят Россию на Берлинале

    Режиссерский дебют Александра Золотухина «Мальчик русский» и первая режиссерская работа актера театра «Гоголь-центр» Александра Горчилина «Кислота» представят Россию на 69-м Международном Берлинском кинофестивале, который будет проходить с 7 по 17 февраля. ...
Читайте также