В Москве стартовал фестиваль «Solo»

 
Актер МХТ имени Чехова Максим Блинов написал инсценировку по «Запискам юного врача Михаила Булгакова». Его учитель Григорий Козлов сделал в своей «Мастерской» моноспектакль молодого артиста. До того моноспектакли Григорий Козлов ставил только дважды - с Алексеем Девотченко. И, надо сказать, Максим Блинов доказал свое право на «solo».
 
«Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу», - Максим Блинов с первых слов очерчивает границы игры, вступая со зрительным залом своего рода заговор. Вот шапка повернута козырьком назад - и перед нами извозчик, который везет героя в Мурьево. Вот кипа книг на столе закрыта белым покрывалом - и перед нами операционная, где лежит попавшая в мялку девушка с раздробленной ногой... Вот вспыхивает наверху фонарь при каждом упоминании Леопольда Леопольдовича, предшественника нашего героя, чья память свято хранится фельдшером и двумя акушерками.
 
Первый день на новом месте службы героя мучает страх перед ущемленной грыжей. Вот привезут и что с ней прикажете делать? Действительность превзойдет страхи во много раз...
 
Сценограф Николай Слободяник и художник по свету Дмитрий Албул, используя минимум средств сумели создать ощущение огромного пространства, подступающего к мирному огню печки и желтому фонарю больницы. За рядами медицинских халатов угадываются какие-то гиблые дали. Взлетев вверх, белые халаты начинают расти и становятся безразмерными, точно все эскулапы пришли на помощь юному коллеге, который в одиночку должен сражаться с дифтеритом, родами, грыжами, гнойными нарывами, сифилисом, раком, гонореей, саркомой, переломами и малярией.

Максим Блинов в этой роли очень похож на фотографии юного Михаила Булгакова: коротко стриженные волосы, четко очерченный рот, суровое выражение лица вчерашнего студента, который очень хочет казаться взрослее... Пока будни клиники не вышибут из головы все суетливые мысли.

В автобиографических рассказах о жизни врача у Булгакова смерть все время ходит рядом, живет на кончике хирургического ножа. Вот он скользит по шее трехлетней девочке, а горло все не открывается... А как делают трахеотомию ты даже никогда не видел. И только воля ведет руку (ну, и ангел, наверное, стоит за плечом). И когда напряжение доходит до высшей точки, артист как-то легко меняет интонацию, слегка виновато глядит куда-то в пустоту и говорит что-то будничное, легкое. О том, как хочется просто выспаться. Или посидеть у печки. О том, как в день рождения можно выпить разведенного спирта, и долго за чаем говорить о мужике, который поставил пластырь на тулуп. Или о сахаре в матке, которым у рожениц выманивают младенца...

Максим Блинов играет легко, умно, объемно, с точным соблюдением дистанции со зрителем, которого превращает в соучастника всех страхов и всех побед сельского доктора. Да и кому, как не молодому артисту, впервые выходящему один на один со зрительным залом, понятно волнение и страх первой операции под пристрастным взглядом ассистентов?

Трезвую интонацию Михаила Булгакова, описавшего в «Записках юного врача» собственный опыт, - актер совмещает с братским состраданием к герою. В реальности жизнь самого Булгакова, занимающегося врачеванием в далеком селе, привела к пристрастию к морфию (от которого он чудом избавился). Но создателям спектакля важнее другая линия текста - линия становления души, закаляющейся в страдании, распрямление духа и воли. Григорий Козлов музыкально выстроил партитуру спектакля, распахнув камерную историю юного врача в пространство большой истории. Нигде специально не педалируя, нам не дают забыть, что там за черными призрачными занавесками рушится тысячелетняя империя, растет и ширится кровавый поток, который может снести и доктора, и всех его многочисленных деревенских чудиков-пациентов...

Но блестят начищенные хирургические инструменты в операционной, шуршат крахмальные простыни кроватей. И долг доктора велит бороться даже тогда, когда надежды нет...
Шурша мелом по грифельной доске, юный доктор подведет итоги своего первого года: «принято пятнадцать тысяч шестьсот тридцать три человека. Двести человек в стационаре. Умерло шестеро»...
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • Выпускники Щукинского института сочинили «Комедию о вдове»

    В понедельник, 25 марта на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоится пресс-показ спектакля «Комедия о вдове» (сочинение единомышленников по пьесе Гольдони «Валенсианская вдова»). Авторы и создатели спектакля - выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, курс режиссёра Александра Коручекова. ...
  • «Свидетельские показания» дадут на Другой сцене «Современника»

    В рамках проекта «Поиск» на Другой сцене Московского театра «Современник» состоялся предпремьерный показ спектакля режиссера Андрея Маника «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Премьера спектакля намечена  на 18 апреля. ...
  • Анна Нахапетова выйдет на сцену Театра на Перовской

    В пятницу, 22 марта, в Театре на Перовской состоится премьера спектакля «Отцы и дети» по одноименному роману Тургенева в инсценировке Гульнары Галавинской.   Свой взгляд на классическое произведение представит режиссер, а с этого года и художественный руководитель Театра на Перовской Гульнара Галавинская. ...
Читайте также