В Москве стартовал фестиваль «Solo»

 
Актер МХТ имени Чехова Максим Блинов написал инсценировку по «Запискам юного врача Михаила Булгакова». Его учитель Григорий Козлов сделал в своей «Мастерской» моноспектакль молодого артиста. До того моноспектакли Григорий Козлов ставил только дважды - с Алексеем Девотченко. И, надо сказать, Максим Блинов доказал свое право на «solo».
 
«Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу», - Максим Блинов с первых слов очерчивает границы игры, вступая со зрительным залом своего рода заговор. Вот шапка повернута козырьком назад - и перед нами извозчик, который везет героя в Мурьево. Вот кипа книг на столе закрыта белым покрывалом - и перед нами операционная, где лежит попавшая в мялку девушка с раздробленной ногой... Вот вспыхивает наверху фонарь при каждом упоминании Леопольда Леопольдовича, предшественника нашего героя, чья память свято хранится фельдшером и двумя акушерками.
 
Первый день на новом месте службы героя мучает страх перед ущемленной грыжей. Вот привезут и что с ней прикажете делать? Действительность превзойдет страхи во много раз...
 
Сценограф Николай Слободяник и художник по свету Дмитрий Албул, используя минимум средств сумели создать ощущение огромного пространства, подступающего к мирному огню печки и желтому фонарю больницы. За рядами медицинских халатов угадываются какие-то гиблые дали. Взлетев вверх, белые халаты начинают расти и становятся безразмерными, точно все эскулапы пришли на помощь юному коллеге, который в одиночку должен сражаться с дифтеритом, родами, грыжами, гнойными нарывами, сифилисом, раком, гонореей, саркомой, переломами и малярией.

Максим Блинов в этой роли очень похож на фотографии юного Михаила Булгакова: коротко стриженные волосы, четко очерченный рот, суровое выражение лица вчерашнего студента, который очень хочет казаться взрослее... Пока будни клиники не вышибут из головы все суетливые мысли.

В автобиографических рассказах о жизни врача у Булгакова смерть все время ходит рядом, живет на кончике хирургического ножа. Вот он скользит по шее трехлетней девочке, а горло все не открывается... А как делают трахеотомию ты даже никогда не видел. И только воля ведет руку (ну, и ангел, наверное, стоит за плечом). И когда напряжение доходит до высшей точки, артист как-то легко меняет интонацию, слегка виновато глядит куда-то в пустоту и говорит что-то будничное, легкое. О том, как хочется просто выспаться. Или посидеть у печки. О том, как в день рождения можно выпить разведенного спирта, и долго за чаем говорить о мужике, который поставил пластырь на тулуп. Или о сахаре в матке, которым у рожениц выманивают младенца...

Максим Блинов играет легко, умно, объемно, с точным соблюдением дистанции со зрителем, которого превращает в соучастника всех страхов и всех побед сельского доктора. Да и кому, как не молодому артисту, впервые выходящему один на один со зрительным залом, понятно волнение и страх первой операции под пристрастным взглядом ассистентов?

Трезвую интонацию Михаила Булгакова, описавшего в «Записках юного врача» собственный опыт, - актер совмещает с братским состраданием к герою. В реальности жизнь самого Булгакова, занимающегося врачеванием в далеком селе, привела к пристрастию к морфию (от которого он чудом избавился). Но создателям спектакля важнее другая линия текста - линия становления души, закаляющейся в страдании, распрямление духа и воли. Григорий Козлов музыкально выстроил партитуру спектакля, распахнув камерную историю юного врача в пространство большой истории. Нигде специально не педалируя, нам не дают забыть, что там за черными призрачными занавесками рушится тысячелетняя империя, растет и ширится кровавый поток, который может снести и доктора, и всех его многочисленных деревенских чудиков-пациентов...

Но блестят начищенные хирургические инструменты в операционной, шуршат крахмальные простыни кроватей. И долг доктора велит бороться даже тогда, когда надежды нет...
Шурша мелом по грифельной доске, юный доктор подведет итоги своего первого года: «принято пятнадцать тысяч шестьсот тридцать три человека. Двести человек в стационаре. Умерло шестеро»...
 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Ревизор» вернётся в Театр Табакова

    Спектакль Сергея Газарова «Ревизор» вернётся на сцену Театра Олега Табакова. Об этом в среду, 23 января, сообщил худрук театра Владимир Машков на встрече с представителями СМИ, посвящённой реконструкции легендарного спектакля «Табакерки» «Матросская тишина». ...
  • Домогаров и Большова стали английскими актерами

    Театральное агентство «Арт-Партнер XXI» на сцене театра им. Пушкина представило премьеру спектакля «Генри и Эллен» по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро.  В центре повествования реальная история любви знаменитых британских актеров конца XIX – начала ХХ вв. ...
  • Февральский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах заключительного зимнего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - какую помощь Александр Калягин просит у депутатов; - в чем сходство театра и власти: мнение Дмитрия Быкова; - как Егор Перегудов нашел свой ключ к Маркесу; - что общего у Даниила Страхова с шекспировским Макбетом; - о чем мечтает Василий Лановой; - кто вдохновил Галину Волчек: «Современник» вернулся на Чистые пруды; - за что Валентин Гафт любит «пишущих артистов»; - как российские театры покоряли Лондон; - какие сюрпризы готовит для зрителей «Московская оперетта»: интервью с директором Владимиром Тартаковским; - что пожелали коллеги Ирине Муравьевой: актриса отмечает юбилей; - кому Александр Коршунов признателен за счастливое детство; - в чем Лика Рулла видит причины кризиса для русского мюзикла; - как Музей им. ...
  • В «Театре.doc» покажут «28 дней»

    В «Театре.doc» представят пьесу Ольги Шиляевой «28 дней». Спектакль поставлен по принципу античной трагедии и посвящен взаимоотношениям женщины с обществом.  «Пьеса «28 дней» - серьезный вызов для театра и с точки зрения формы и содержания, - рассказал режиссер Юрий Муравицкий. ...
Читайте также