«Гордость и предубеждение» спели в МХТ им. Чехова

Пятьдесят оттенков розового

 
В Художественном театре продолжают эксперименты с жанром мюзикла. После успешного иронично-лубочного «Конька-горбунка» Евгения Писарева, хлесткой «Трехгрошовой оперы» и «Зойкиной квартиры» Кирилла Серебренникова здесь выпустили премьеру по знаменитому роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Автор этого смелого проекта – молодой режиссер Алексей Франдетти, большой поклонник и пропагандист жанра мюзикла. На его счету уже немало любопытных постановок, в том числе  и милейшее «Рождество О' Генри» Питера Экстрома в Театре Пушкина, за которое постановщик получил «Золотую маску».

Окрыленный успехом, режиссер решил продолжить сотрудничество с Питером Экстромом над новым мюзиклом по культовому роману Джейн Остин. Музыку к «Гордости и предубеждению» композитор писал еще в 2005 году для спектакля американского режиссера Джона Джори – в нынешней постановке используется его же пьеса. Но для МХТ была создана новая партитура, так что мюзикл можно считать мировой премьерой. По крайней мере, такого феерического прочтения роман Остин наверняка еще не видел.

Первое что бросается в глаза и затмевает все прочие плюсы и минусы постановки – это красочная картинка от сценографа Тимофея Рябушинского и художника по костюмам Анастасии Бугаевой. Вся сцена тут затянута искусственной зеленью, символизирующей английский парк, а по нему гуляют девушки-букеты всевозможных оттенков розового. Женские платья украшены множеством мелких накладных цветочков, а наряд матери семейства, миссис Беннет, и вовсе похож на гигантскую клумбу.
В этом броском оформлении, безусловно, угадывается ирония постановщиков, решивших не следовать точной исторической моде, а поиграть с жанром женского романа, доведя его слащавость до гротеска. Но за два с половиной часа такой иронии возникает ощущение, что ты переел кремовых пирожных, и срочно хочется соленого огурца. Впрочем, это дело вкуса, и многим такое кондитерское пиршество вполне понравится.

Если попытаться продраться через всю эту страшную красоту к сути, надо констатировать, что «Гордость и предубеждение» – не совсем мюзикл, а скорее музыкально-драматический спектакль. И слава Богу! Он сделан так, что драматическим актерам не приходится прыгать выше головы. Тут почти нет больших сольных номеров, когда герой выходит к рампе и, воздевая руки, рассказывает миру о своих глубоких чувствах. Ну, есть парочка, но их Франдетти умно и выгодно подает. Одну из таких партий главная героиня поет под дождем, и публика наблюдает, как красиво капли отскакивают от её зонта, не особо прислушиваясь к словам. А исторический экскурс в темное прошлое мистера Дарси сопровождается стилизованным черно-белым кино, так что зрителям тоже не приходится скучать.

Но большинство сцен построено на динамичном чередовании диалогов, танцев и хорового пения, и даже среди декоративного бала герои успевают контрапунктом объясниться и сообщить, что они думают друг о друге. Кстати, специального хора и данс-ансамбля в спектакле нет, все солисты участвуют в массовых сценах, старательно поют и хорошо двигаются, благо хореография Анатолия Войнова, танцующая от салонных мазурок и полонезов, не требует особой балетной подготовки.

В труппе спектакля всего трое приглашенных со стороны. Опытный артист мюзиклов Станислав Беляев органично смотрится в роли мистера Дарси – холодного, высокомерного и деревянного, как доска. Очень смешно сыграна им сцена предложения руки и сердца, когда спесивый джентльмен пытается преодолеть свою гордость и дать волю чувствам. Актер Театра Наций Олег Савцов хорош в роли влюбленного мистера Бингли – такого восторженного Ленского рядом с хмурым Дарси-Онегиным. «Темная лошадка» этого каста – юная Дарья Авратинская, дочь Ирины Апексимовой, которой доверили главную партию. И она оказалась вполне убедительной в образе скромной девушки с сильным характером, хотя в драматическом театре хотелось бы увидеть более глубокую разработку этой роли.

Звезду мюзиклов Лику Руллу в МХТ считают своей, ведь она солирует в уже упомянутой «Зойкиной квартире». Ей негде вокально развернуться в роли миссис Беннет, но она небезуспешно пробует себя в эксцентрическом амплуа, изображая хлопотливую и недалекую мамашу-наседку. Но, пожалуй, лучше всех отработал Артем Волобуев (конферансье в спектакле Молочникова «19.14»). Маленькую роль священника он сыграл легко, пластично и точно, буквально несколькими штрихами обозначив сущность и характер персонажа, чем-то похожего на героя Андрея Миронова из «Небесных ласточек».

В идеале весь спектакль должен напоминать этот чудесный водевиль, порхать и искриться, так сказать, брызгами шампанского. Но пока ему не хватает легкости и полётности. Возможно, они придут, когда артисты преодолеют премьерную робость и начнут получать удовольствие от процесса. В спектакле Алексея Франдетти есть потенциал: тут много интересных находок и деталей, шуток, заставляющих зрительный зал взрываться хохотом, и трогательных моментов, вызывающих слезу. И он наверняка будет пользоваться успехом у публики, которой не претят розочки и кремовые торты.
  • Нравится

Комментарии

  1. Oksana Sova 3 Октября 2016, 06:31

    Театральные люди, а странные вещи пишете. Олег Савцов - "приглашенный актер из Театра Наций". Но он в состав труппы МХТ попал сразу после выпуска, а в Театре Наций большинство актёров приглашены из других театров. Мистер Дарси - Станислав Беляев тоже начинал в МХТ. В Театр мюзикла ушёл в 2012 году. Теперь все возвращаются (я надеюсь) в родные стены художественного театра.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Цена улыбки

    24 апреля в Москве погиб актер, педагог Школы-студии МХАТ, уроженец Денвера (штат Колорадо, США) Казимир Лиске. По факту гибели проводится расследование. Обстоятельства смерти артиста пока не называются. Потерю Кэза сегодня оплакивают не только в России, он остался своим и для театральной и студенческой Америки. ...
  • В Сети появились редкие записи театральных капустников

    Видеозаписи юмористических выступлений Зиновия Гердта и Петра Тодоровского, Ростислава Плятта и Владимира Канделаки, Александра Ширвиндта и Михаила Державина, Александра Филиппенко и Марка Розовского теперь доступны любому пользователю. ...
  • Юрий Бутусов: «Здание театра, основанного великим Аркадием Райкиным, уничтожается»

    Открытое письмо театральной общественности, коллегам, зрителям от главного режиссера Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова появилось в воскресенье, 23 апреля, на сайте радиостанции «Эхо Москвы». ...
  • Бесконечные барьеры

    Я очень подвел свой любимый вполне интеллигентный журнал «Театрал», не сдав вовремя материал для своей рубрики «В промежутках между…». Винюсь. Просто в недавних «промежутках» было столько событийных соблазнов, что поневоле пришлось переключать организм на сторону. ...
Читайте также


Читайте также

  • Борис Эйфман представит новую версию «Русского Гамлета»

    Обновленная версия балета о судьбе Павла I будет показана 26 апреля  на сцене Александринского театра.   Обновление спектакль приурочено к 40-летию Академического театра балета Бориса Эйфмана. Для возрожденного спектакля художником Вячеславом Окуневым были созданы новые костюмы и декорации, наполненные глубокой символикой. ...
  • «У всех давно ворота заперты и собаки спущены»

    В системе Станиславского есть термин «лучеиспускание». По мысли К.С., достичь его можно лишь в том спектакле, где между партнерами устанавливается крепкая связь, которая помогает им органично существовать на сцене. ...
  • Премьеры недели (24-30 апреля)

    В ближайшие дни любителей театра ждет сразу несколько интересных работ. А на минувшей неделе, согласно опросу «Театрала», самой ожидаемой премьерой стала постановка Романа Виктюка «Крылья из пепла» (24% голосов). ...
  • Et Cetera объявил дату премьеры «Ревизора» с Калягиным в роли Хлестакова

    Премьера гоголевского «Ревизора» в постановке главного режиссера театра Et Cetera Роберта Стуруа была заявлена еще в начале сезона – на сборе труппы. Однако точная дата не называлась. По сведениям «Театрала», дату премьеры Александр Калягин переносил не раз. ...
Читайте также