«Гордость и предубеждение» спели в МХТ им. Чехова

Пятьдесят оттенков розового

 
В Художественном театре продолжают эксперименты с жанром мюзикла. После успешного иронично-лубочного «Конька-горбунка» Евгения Писарева, хлесткой «Трехгрошовой оперы» и «Зойкиной квартиры» Кирилла Серебренникова здесь выпустили премьеру по знаменитому роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Автор этого смелого проекта – молодой режиссер Алексей Франдетти, большой поклонник и пропагандист жанра мюзикла. На его счету уже немало любопытных постановок, в том числе  и милейшее «Рождество О' Генри» Питера Экстрома в Театре Пушкина, за которое постановщик получил «Золотую маску».

Окрыленный успехом, режиссер решил продолжить сотрудничество с Питером Экстромом над новым мюзиклом по культовому роману Джейн Остин. Музыку к «Гордости и предубеждению» композитор писал еще в 2005 году для спектакля американского режиссера Джона Джори – в нынешней постановке используется его же пьеса. Но для МХТ была создана новая партитура, так что мюзикл можно считать мировой премьерой. По крайней мере, такого феерического прочтения роман Остин наверняка еще не видел.

Первое что бросается в глаза и затмевает все прочие плюсы и минусы постановки – это красочная картинка от сценографа Тимофея Рябушинского и художника по костюмам Анастасии Бугаевой. Вся сцена тут затянута искусственной зеленью, символизирующей английский парк, а по нему гуляют девушки-букеты всевозможных оттенков розового. Женские платья украшены множеством мелких накладных цветочков, а наряд матери семейства, миссис Беннет, и вовсе похож на гигантскую клумбу.
В этом броском оформлении, безусловно, угадывается ирония постановщиков, решивших не следовать точной исторической моде, а поиграть с жанром женского романа, доведя его слащавость до гротеска. Но за два с половиной часа такой иронии возникает ощущение, что ты переел кремовых пирожных, и срочно хочется соленого огурца. Впрочем, это дело вкуса, и многим такое кондитерское пиршество вполне понравится.

Если попытаться продраться через всю эту страшную красоту к сути, надо констатировать, что «Гордость и предубеждение» – не совсем мюзикл, а скорее музыкально-драматический спектакль. И слава Богу! Он сделан так, что драматическим актерам не приходится прыгать выше головы. Тут почти нет больших сольных номеров, когда герой выходит к рампе и, воздевая руки, рассказывает миру о своих глубоких чувствах. Ну, есть парочка, но их Франдетти умно и выгодно подает. Одну из таких партий главная героиня поет под дождем, и публика наблюдает, как красиво капли отскакивают от её зонта, не особо прислушиваясь к словам. А исторический экскурс в темное прошлое мистера Дарси сопровождается стилизованным черно-белым кино, так что зрителям тоже не приходится скучать.

Но большинство сцен построено на динамичном чередовании диалогов, танцев и хорового пения, и даже среди декоративного бала герои успевают контрапунктом объясниться и сообщить, что они думают друг о друге. Кстати, специального хора и данс-ансамбля в спектакле нет, все солисты участвуют в массовых сценах, старательно поют и хорошо двигаются, благо хореография Анатолия Войнова, танцующая от салонных мазурок и полонезов, не требует особой балетной подготовки.

В труппе спектакля всего трое приглашенных со стороны. Опытный артист мюзиклов Станислав Беляев органично смотрится в роли мистера Дарси – холодного, высокомерного и деревянного, как доска. Очень смешно сыграна им сцена предложения руки и сердца, когда спесивый джентльмен пытается преодолеть свою гордость и дать волю чувствам. Актер Театра Наций Олег Савцов хорош в роли влюбленного мистера Бингли – такого восторженного Ленского рядом с хмурым Дарси-Онегиным. «Темная лошадка» этого каста – юная Дарья Авратинская, дочь Ирины Апексимовой, которой доверили главную партию. И она оказалась вполне убедительной в образе скромной девушки с сильным характером, хотя в драматическом театре хотелось бы увидеть более глубокую разработку этой роли.

Звезду мюзиклов Лику Руллу в МХТ считают своей, ведь она солирует в уже упомянутой «Зойкиной квартире». Ей негде вокально развернуться в роли миссис Беннет, но она небезуспешно пробует себя в эксцентрическом амплуа, изображая хлопотливую и недалекую мамашу-наседку. Но, пожалуй, лучше всех отработал Артем Волобуев (конферансье в спектакле Молочникова «19.14»). Маленькую роль священника он сыграл легко, пластично и точно, буквально несколькими штрихами обозначив сущность и характер персонажа, чем-то похожего на героя Андрея Миронова из «Небесных ласточек».

В идеале весь спектакль должен напоминать этот чудесный водевиль, порхать и искриться, так сказать, брызгами шампанского. Но пока ему не хватает легкости и полётности. Возможно, они придут, когда артисты преодолеют премьерную робость и начнут получать удовольствие от процесса. В спектакле Алексея Франдетти есть потенциал: тут много интересных находок и деталей, шуток, заставляющих зрительный зал взрываться хохотом, и трогательных моментов, вызывающих слезу. И он наверняка будет пользоваться успехом у публики, которой не претят розочки и кремовые торты.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры середины весны

    Сезон движется к завершению, однако театры не сбавили темп и приготовили множество новых спектаклей. Напоминаем, что наиболее яркие, интересные премьеры каждый зритель может номинировать на «Звезду Театрала»-2018. Заявки принимаются до конца мая на странице премии. ...
  • Юрский выпускает интеллектуальный триллер

    Во вторник, 17 апреля, на сцене Театра им. Моссовета состоится пресс-показ постановки Сергея Юрского «Reception» по пьесе Игоря Вацетиса. Премьера спектакля, в котором Сергей Юрский выступит в качестве режиссера и исполнителя главной роли, назначена на среду, 18 апреля, сообщает пресс-служба. ...
  • В Театре сатиры появятся «Горгоны»

    Бенефисный спектакль Алёны Яковлевой и Марины Ильиной под занавес сезона (27 мая) пополнит репертуар Театра сатиры: комедию об актрисах-соперницах ставит на Малой сцене («Чердак сатиры») актриса Наталия Фекленко.   «Пьесы американского драматурга Дона Нигро более сорока лет не сходят с подмостков, – поясняет пресс-служба театра. ...
  • Адольф Шапиро начал репетиции в Et Cetera

    Спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Это так, если вам так кажется» появится в репертуаре театра Et Cetera в конце нынешнего сезона. Читка и первые репетиции пьесы, не имеющей, кстати, своей сценической истории в России, начались здесь на нынешней неделе. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru