«Гордость и предубеждение» спели в МХТ им. Чехова

Пятьдесят оттенков розового

 
В Художественном театре продолжают эксперименты с жанром мюзикла. После успешного иронично-лубочного «Конька-горбунка» Евгения Писарева, хлесткой «Трехгрошовой оперы» и «Зойкиной квартиры» Кирилла Серебренникова здесь выпустили премьеру по знаменитому роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Автор этого смелого проекта – молодой режиссер Алексей Франдетти, большой поклонник и пропагандист жанра мюзикла. На его счету уже немало любопытных постановок, в том числе  и милейшее «Рождество О' Генри» Питера Экстрома в Театре Пушкина, за которое постановщик получил «Золотую маску».

Окрыленный успехом, режиссер решил продолжить сотрудничество с Питером Экстромом над новым мюзиклом по культовому роману Джейн Остин. Музыку к «Гордости и предубеждению» композитор писал еще в 2005 году для спектакля американского режиссера Джона Джори – в нынешней постановке используется его же пьеса. Но для МХТ была создана новая партитура, так что мюзикл можно считать мировой премьерой. По крайней мере, такого феерического прочтения роман Остин наверняка еще не видел.

Первое что бросается в глаза и затмевает все прочие плюсы и минусы постановки – это красочная картинка от сценографа Тимофея Рябушинского и художника по костюмам Анастасии Бугаевой. Вся сцена тут затянута искусственной зеленью, символизирующей английский парк, а по нему гуляют девушки-букеты всевозможных оттенков розового. Женские платья украшены множеством мелких накладных цветочков, а наряд матери семейства, миссис Беннет, и вовсе похож на гигантскую клумбу.
В этом броском оформлении, безусловно, угадывается ирония постановщиков, решивших не следовать точной исторической моде, а поиграть с жанром женского романа, доведя его слащавость до гротеска. Но за два с половиной часа такой иронии возникает ощущение, что ты переел кремовых пирожных, и срочно хочется соленого огурца. Впрочем, это дело вкуса, и многим такое кондитерское пиршество вполне понравится.

Если попытаться продраться через всю эту страшную красоту к сути, надо констатировать, что «Гордость и предубеждение» – не совсем мюзикл, а скорее музыкально-драматический спектакль. И слава Богу! Он сделан так, что драматическим актерам не приходится прыгать выше головы. Тут почти нет больших сольных номеров, когда герой выходит к рампе и, воздевая руки, рассказывает миру о своих глубоких чувствах. Ну, есть парочка, но их Франдетти умно и выгодно подает. Одну из таких партий главная героиня поет под дождем, и публика наблюдает, как красиво капли отскакивают от её зонта, не особо прислушиваясь к словам. А исторический экскурс в темное прошлое мистера Дарси сопровождается стилизованным черно-белым кино, так что зрителям тоже не приходится скучать.

Но большинство сцен построено на динамичном чередовании диалогов, танцев и хорового пения, и даже среди декоративного бала герои успевают контрапунктом объясниться и сообщить, что они думают друг о друге. Кстати, специального хора и данс-ансамбля в спектакле нет, все солисты участвуют в массовых сценах, старательно поют и хорошо двигаются, благо хореография Анатолия Войнова, танцующая от салонных мазурок и полонезов, не требует особой балетной подготовки.

В труппе спектакля всего трое приглашенных со стороны. Опытный артист мюзиклов Станислав Беляев органично смотрится в роли мистера Дарси – холодного, высокомерного и деревянного, как доска. Очень смешно сыграна им сцена предложения руки и сердца, когда спесивый джентльмен пытается преодолеть свою гордость и дать волю чувствам. Актер Театра Наций Олег Савцов хорош в роли влюбленного мистера Бингли – такого восторженного Ленского рядом с хмурым Дарси-Онегиным. «Темная лошадка» этого каста – юная Дарья Авратинская, дочь Ирины Апексимовой, которой доверили главную партию. И она оказалась вполне убедительной в образе скромной девушки с сильным характером, хотя в драматическом театре хотелось бы увидеть более глубокую разработку этой роли.

Звезду мюзиклов Лику Руллу в МХТ считают своей, ведь она солирует в уже упомянутой «Зойкиной квартире». Ей негде вокально развернуться в роли миссис Беннет, но она небезуспешно пробует себя в эксцентрическом амплуа, изображая хлопотливую и недалекую мамашу-наседку. Но, пожалуй, лучше всех отработал Артем Волобуев (конферансье в спектакле Молочникова «19.14»). Маленькую роль священника он сыграл легко, пластично и точно, буквально несколькими штрихами обозначив сущность и характер персонажа, чем-то похожего на героя Андрея Миронова из «Небесных ласточек».

В идеале весь спектакль должен напоминать этот чудесный водевиль, порхать и искриться, так сказать, брызгами шампанского. Но пока ему не хватает легкости и полётности. Возможно, они придут, когда артисты преодолеют премьерную робость и начнут получать удовольствие от процесса. В спектакле Алексея Франдетти есть потенциал: тут много интересных находок и деталей, шуток, заставляющих зрительный зал взрываться хохотом, и трогательных моментов, вызывающих слезу. И он наверняка будет пользоваться успехом у публики, которой не претят розочки и кремовые торты.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «За мной, читатель!»

    Нынешним июнем, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах открылся новый театр. Толпы людей стояли в наушниках и с гаджетами в руках, а затем тронулись вдоль пруда и скрылись за поворотом. Вернуться на Патриаршие им предстояло через пару часов, проведенных в плутаниях по переулкам, подворотням и тайным скверикам. ...
  • Июльский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах летнего номера (см. подписка) вы прочтете: - как проходил в Берлине международный фестиваль журнала «Театрал»  «Мир русского театра»; - о чем мечтает Юлия Хлынина; - почему так опасна мода на сталинизм: мнение председателя Совета по правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова; - каким был театральный сезон: «Театрал» и критики подводят итоги; - что вы знаете о настоящей дружбе: в РАМТе вышла премьера спектакля «Манюня»; - почему режиссер Семён Спивак стал «заложником» Чехова; - как Александр Ширвиндт спасает юмором: заметки о юбиляре; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - почему Римас Туминас не смотрит своих спектаклей; - какие секреты таит закулисье театра «Практика»; - о чем нельзя забывать в театре: заметки про этикет; - что такое квипрокво: ответ в рубрике «Театральный словарь»; - почему традиция и авангард неразделимы: колонка Дмитрия Трубочкина; - чем вдохновляла Евгения Евтушенко поэтесса Новелла Матвеева; - как в Китае принимали «Евгения Онегина» Театра им. ...
  • На Чеховском фестивале представили «Медведя»

    В Центре драматургии и режиссуры накануне вечером представили премьерную постановку «Медведь» по одноименной пьесе Чехова. Это совместный проект ЦДР и Международного театрального фестиваля им. Чехова. Корреспондент «Театрала» побывал на новом спектакле и пообщался с режиссером-постановщиком Владимиром Панковым и исполнительницей главной женской роли Еленой Яковлевой. ...
  • «Положи меня, как печать на сердце твоё…»

    Мадам Роза и Момо – неожиданно интенсивный, пронзительный и глубокий дуэт Светланы Крючковой и  Ивана Федорука в новом спектакле Романа Мархолиа «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара в БДТ им. Товстоногова.   Созданы объемные, мифологически-бытийные образы: мать мира – дитя, посланное в мир. ...
Читайте также