В Екатеринбурге поставили оперу про Освенцим

«Пассажирка»: вальс из ада

 
Российская премьера оперы Моисея (Мечислава) Вайнберга «Пассажирка» состоялась в Екатеринбургском театре оперы и балета.
 
До этого спектакля «Пассажирку» исполняли в России лишь в концертном варианте, хотя  творчество Вайнберга в последние годы привлекает всеобщее внимание. Британская студия звукозаписи выпустила 17 альбомов CD с его музыкой. Сценическая версия на фестивале в Брегенце,  где «Пассажирку» поставил Дэвид Паунтни – лишь один  пример из многих. Московская «Новая опера» этой зимой тоже обращается к «Пассажирке». А Мариинский и  Большой театры – к опере Вайнберга «Идиот» по Достоевскому. 
Екатеринбургский проект был объявлен за полтора года до премьеры – в дни 70-летия освобождения Освенцима и в преддверии 100-летия со дня рождения Вайнберга, которое будет отмечаться в 2019 году. Кроме того, это очередная веха театра в замечательном деле – пропаганде современной оперы, и директор Андрей Шишкин не зря гордится этим: «Когда выйду на пенсию, буду с удовлетворением вспоминать о том, что театр под моим руководством не только «Травиаты» и «Тоски» ставил».  
 
…В 1939 году молодой Вайнберг, живший в Польше, чудом избежал гибели (его семья погибла  в нацистских концлагерях). Спасло бегство в СССР, где талантливый юноша учился в Минской консерватории, потом оказался в эвакуации, и в то время с его музыкой познакомился Шостакович. Дмитрий Дмитриевич был восхищен талантом Вайнберга, добился его переезда в Москву,  а после войны, когда композитора арестовали как «врага народа», реально спасал ему жизнь, хлопоча об освобождении. (Вайнберг считал Шостаковича своим учителем, и композиторы дружили всю жизнь.)  Далеко не все  из обширного списка сочинений Вайнберга исполнялось и ставилось, хотя в активе было немало опер и балетов, не одна симфония и многое другое. (Широкая публика знала и любила композитора  за музыку к мультфильмам «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация», за саунд-треки к фильмам «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Афоня» и «Тегеран 43»).
Тема войны Вайнберга никогда не отпускала. Либретто «Пассажирки» (1968 год) создано по повести польской писательницы Зофьи Посмыш, депортированной нацистами в Освенцим. Буквально это история о том, как спустя пятнадцать лет после войны на океанском лайнере, плывущем в Бразилию, встречаются бывшая узница Марта, чудом выжившая, и ее лагерная надзирательница, эсэсовка Лизхен (теперь жена дипломата). Небуквально – повесть о бездонной бездне людской мерзости и святости противостояния абсолютному злу. Партитура «Пассажирки» была принята к постановке Большим театром, но сценической жизни не получила. Спектакль  попал под запрет. Игра велась, разумеется, закулисно. Партийным «верхам», не нравился «абстрактный гуманизм» композитора и возможные  «неконтролируемые ассоциации»  со сталинскими лагерями. 
 О музыке оперы  Шостакович сказал  так: «Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» Вайнберга. Трижды слушал ее, изучал партитуру и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по стилю и форме произведение».
Знаменитый скрипач наших дней Гидон Кремер называет партитуры  композитора «фантастическим наследием». Вайнберг написал «Пассажирку» как бы на разных и контрастных стилистических «уровнях». Лейтмотив вальса смыкается с лейтмотивом колокола. Протяжная русская песня сталкивается с проникновенным  «пением» скрипок и рыданием «органа». Арии живут радом с мелодекламацией и взвинченным речитативом. Цитата из Шуберта соседствует с додекафонией. 

«Обрывки фраз, стук ударных, рев низких тембров, обрывки официозного марша и на этом фоне развязный джаз, искаженный ритмическими сломами», говорит дирижер спектакля.  Эмоции рвутся в клочья или льются лирическим потоком, взмывают «вверх», бьются в «истерике» или взывают к высшим силам  и  резко падают «вниз», превращая патетику в скорбь,  а ужас – в печаль. Это очень исповедальная  и одновременно сокровенная музыка, при этом – еще и  «говорящая» (не путать с иллюстративностью): чего стоит хотя бы  роль ударных, означающая буквальный черный страх - и вместе с тем символическая. А насыщенная экспрессивной борьбой тембров  полифония оркестра поражает воображение.

Для работы над спектаклем театр привлек ту же постановочную команду,  что сделала в прошлом сезоне  удачную «Сатьяграху» (оперу Гласса о Ганди). Это дирижер Оливер фон Дохнаньи (ныне главный дирижер Екатеринбургского театра) и режиссер, сценограф и художник по свету Тадэуш Штрасбергер. Им удалось создать незаурядный спектакль не только  о ранах войны, но и о проблемах мира. «Пассажирка» это вопрос: наш мир – бесконечное царство злого абсурда или в жизни все-таки бывает что-то, ради чего не стоит быть окончательным пессимистом? И как один человек может отрезать в себе все человеческое – и лишить другого человека права быть?
 
Сделать такой спектакль было непросто: концлагерь на сцене, тем более оперной – задача со многими неизвестными. С одной  стороны, сюжет  говорит сам за себя, но с другой – нужно не впасть в открытую публицистику. Сердце после спектакля,  конечно, болит. А как иначе при такой теме? Но художественная сверхзадача, решенная в сплаве условности  и реальности, контрастов актерской динамики и статики, тоже раскрыта сполна,  конечно, и через качественную певческую работу солистов и хора.
Действие движется в двух пластах: на палубе корабля, среди танцующих нарядных пар, и в бараке концлагеря, где день и ночь горят трубы крематория. Там пьют шампанское, смотрят на море в бинокли и носятся в рок-н-ролле, тут – нацисты жалуются на почетную, но скучную работу – убивать, и горой лежат вещи убитых. Контраст веселой беззаботности и кромешного ада – ужасающий и точный. Режиссер еще и мастер по постановке «подводных течений». На наших глазах, например, спокойно курят, а оркестр беснуется, выдавая, чего стоит это спокойствие. Хор много поет  за сценой, трагически комментируя действие: «Освенцим только впускает». Дети эсэсовцев получают подарки на счастливое Рождество - от родителей-убийц. У нар молятся «незримые» еврейские ребе  и кружатся счастливые жених с невестой – воспоминания о мире, «где существуют помолвки». И пронзительна сцена, когда заключенные женщины из разных стран,  не веря самим себе,  но чтобы не сойти с ума,  строят планы о жизни после освобождения.

На стыке эмоциональных полярностей растет противостояние бывшей надзирательницы, «доброй» Лизхен, которая «никого даже не ударила»,  только ломала морально и «убивала чужими руками» Теперь она, потрясенная встречей с Мартой, которую считала мертвой, исповедуется своему лощеному мужу, А муж боится потерпеть карьерный крах, если узнают,  что у него жена – бывшая эсэсовка. Забыть – вот чего жаждут супруги. Помнить – вот к чему призывает бывшая узница, чья лагерная история любви и смерти разворачивается у нас на глазах. В финале жених Марты, прежде чем быть убитым, должен «выдать» коменданту Освенцима его любимый вальс, («пусть сыграет, прежде чем обратиться в дым»),  но исполняет вместо этого бессмертную баховскую «Чакону». А через пятнадцать лет после этой смерти две женщины на корабле, морально сломленный палач и несломленная жертва  палача,  в упор смотрят друг на друга.  Их разделяет всё. И победа,  несмотря ни на что, не за палачом.   
  В феврале 2017 года уральская «Пассажирка» приедет на гастроли в Москву, где будет показана на сцене Большого театра в рамках  международной конференции «Композитор Моисей Вайнберг. Возвращение».    


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • МХТ готовит спектакль про выбор

    Спектакль по пьесе Шекспира «Венецианский купец» в постановке Екатерины Половцевой пополнит репертуар Московского Художественного театра под занавес сезона. Премьера состоится 7 июня и, как сообщает пресс-служба театра, эта работа – не историческая реконструкция: «текст Шекспира сегодня так же современен, как и 400 лет назад». ...
  • «Люди редко живут «по Гамбургскому счету»

    21 и 22 мая В филиале театра им. Пушкина премьера спектакля режиссера Владимира Бельдияна «Дорога перемен» по роману Ричарда Йетса. Главные роли Фрэнка и Эйприл Уиллеров исполняют актеры Владимир Жеребцов и Анастасия Панина. ...
  • Юрий Грымов обратился к психологам

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов пригласил психологов для обсуждения премьеры спектакля Nirvana, которая состоится 27 июня. Как сообщает пресс-служба театра, психологи расскажут о театральном искусстве как одном из современных методов профилактики зависимостей и суицидов. ...
  • «Пустые кресла – как символ жертв сталинизма»

    Во вторник, 21 мая, на Основной сцене Театра Маяковского выходит заключительная премьера 96-го сезона – постановка Никиты Кобелева «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. Спектакль, действие которого происходит в середине 50-х, после смерти Сталина, расскажет историю трех поколений большой и некогда дружной семьи, которая переживает разобщение. ...
Читайте также