Классическая музыка. Обзор предстоящих событий

 
Больше ста тысяч человек стали обладателями абонементов Московской филармонии. Многие названия раскуплены, что называется, «с концами». Пресс-секретарь директора Наталья Уварова говорит: «Это не только успех филармонии, это скорее показатель, что классическая музыка становится все  интересней  людям разных поколений». Ведь сто тысяч,  как пишут в социальных  сетях в откликах на эту новость, как «целый российский город любителей музыки».
 
Московская филармония
Список абонементов Филармонии в новом сезоне обновлен. Теперь есть, например,  «Опера!» (вечера с Владимиром Федосеевым, дирижирующим «Фаустом» Гуно, и с Владимиром Юровским – он представит «Ариадну на Наксосе» Штрауса). Есть два новых цикла московских театров: Большого и «Геликон-оперы». Как всегда, абонемент «Великие  оратории». На этот раз – «Иван Грозный Прокофьева и редкий у нас Онеггер  – «Жанна д’Арк на костре».
 
Еще одна гениальная  оратория,  но старинная («Мессия» Генделя) числится в цикле «Вершины мастерства. Барокко». Любителям Генделя (а их  мало не бывает) частично предназначен абонемент «Оперные  шедевры»: там дают «Тезея» – впервые в России. Упомянем абонемент «Звезды мировой оперы в Москве». Звезд вообще будет достаточно, и не только в цикле «Звезды мирового фортепианного искусства», но и, например, концерт Юлии Лежневой (одной из лучших в мире исполнительниц барочного репертуара и музыки XVIII века) объявленный на 14 декабря… Возможно, она  будет петь Генделя, диск с музыкой которого примадонна выпускает этой осенью.  
 
Нельзя пропустить также «Шедевры и премьеры» – проект Московского камерного оркестра Musica Viva. В рамках этого абонемента  особенно привлекает оратория Мендельсона «Павел» – редкость наших афиш. Есть еще абонементы органные и виолончельные, гитарные и джазовые, программы молодых исполнителей и духовные песнопения, «Бетховен в зеркале эпох» и авторский цикл Геннадия Рождественского, «Ода святой Цецилии» Перселла и «Великие инструментальные концерты» – с любимцем публики Николаем Луганским. А про уйму детских программ нечего и говорить – они в рекламе не нуждаются. Напомним,  что, кроме зала  имени Чайковского,  теперь есть и зал на юго-западе Москвы – «Филармония»-2.
 
Московская государственная консерватория
Многие концерты в Консерватории посвящены 150-летию со дня ее основания. Предложены абонементы в честь Эмиля Гилельса и Мстислава Ростроповича, выступления победителей конкурсов имени Чайковского, два цикла «Камерных собраний», абонемент «Оперный диалог», несколько циклов пианистического и скрипичного искусства, «Вселенная Баха» и «Век Булеза».

Разумеется, детские абонементы, среди которых – любопытный цикл «Великие композиторы и из великие покровители». Здесь расскажут  о музыке (и покажут старинные танцы) при дворе Людовика XIV, и поведают о творениях Гайдна для князей Эстерхази.  
 
А 3 октября в Консерватории собирают деньги детям, больным ДЦП. Вечер под названием «Встань и иди» одновременно станет «празднеством оркестрового труда во имя благородной цели». Именно так назывался первый концерт Персимфанса (оркестра без дирижера),  который состоялся в 1932 году в том же Большом зале. Деятельность Персимфанса была возобновлена в 2008 году, после 65-летнего вынужденного перерыва. В программе  вечера многие  имена – от Вагнера до Прокофьева.
 
Московский международный Дом музыки
Сезон в Светлановском зале откроется выступлением фаворита публики. французского пианиста Люки Дебарга. Будет Рахманинов, концерт №2 для фортепиано с оркестром. И с необычным продолжением:  демонстрацией  фильма Чарли Чаплина «Малыш»  с живым музыкальным сопровождением. В октябре Дебарг представит  концерт, где прозвучат три его композиторских сочинения.
 
Камерный зал  отметит Год кино концертом «Музыка российского кино». Автор идеи, пианист Алексей Гориболь, намерен включить в программу популярнейшие песни и киномузыку. Шлягеры Шварца («Станционный смотритель», «Мелодии белой ночи», «Спасатель», «Надежда»), Таривердиева («17 мгновений весны», «Судьба резидента»), Десятникова («Закат», «Мишень», «Москва»),  Гаврилина («Анюта»),  Шостаковича («Овод»), Петрова («Укрощение огня», «Берегись автомобиля») и Бориса Чайковского («Подросток»).
 
Дом музыки пропагандирует широкий диапазон жанров музыки,  вплоть до популярной.  И предлагает музыкальные  утешения испанского королевского двора, пермский балет Евгения Панфилова, вечер Софии Губайдулиной, аргентинское танго, музыку с поэзией Иосифа Бродского,  «Кармен-гала» с солистами театра La Scala, романтический триллер «Русский Гамлет», вечера оперных примадонн – Альбины Шагимуратовой и Екатерины Семенчук и  хиты The Beatles и Queen, а также многое другое.
 
Евангелический собор Петра и Павла
Это площадка, на которой часто звучит старинная аутентичная музыка  и не только «церковная». Причем то, что играют в соборе, как правило, нигде больше не услышишь. Взять, например, октябрьские программы  средневековой музыки. В этом году они включают среди прочего Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.), искусство инструментальной импровизации XIII века («Менестрель в Париже») и  средневековые песни на латыни о любви земной и небесной («Абеляр и Элоиза»).
 
Но 1 октября здесь исполнят одно из наиболее значимых хоровых произведений конца двадцатого  века – «Страсти по Иоанну» Арво Пярта. Причем впервые в России. Партитура со звучанием евангельской латыни –  характерный для композитора стиль tintinnabuli («колокольчики»), или, как называет его автор, «добровольная бедность», создаваемая здесь вокальным квартетом в сопровождении двух струнных, двух духовых инструментов и органа.
 
Фестивали
Фестиваль «Опера априори»  всегда приглашает музыкантов и солистов первой величины. На этот раз три концерта с февраля по апрель  представят знаменитого контртенора Франко Фаджоли (на фото) с ариями из опер Россини, европейскую музыку XVI века (с  рефлексией на нее  в веке двадцать первом)  и две оперы,  сходные по теме и настроению  («Дева в башне» Сибелиуса – премьера в России, плюс «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.)
 
Большой фестиваль РНО  начнется совсем скоро – в сентябре. Это традиционный (седьмой по счету) проект Российского национального оркестра во главе с  Михаилом Плетневым. И с  роскошной программой: редчайшая в России опера  Россини «Эрмиона», оратория Гайдна «Сотворение мира», «Иоланта» в концертном исполнении – и везде международные команды лучших вокалистов.     
 
«Возвращение». Этот январский фестиваль будет праздновать юбилей – двадцатилетие. Программа пока держится в секрете. Но фестивальный  принцип неизменен: «Возвращение уехавших творцов для творчества на родине. Радостная встреча однокашников: почти все участники учились в Гнесинке. Нестандартные программы и возвращение в российский обиход незаслуженно подзабытых или малоизвестных партитур».
 
«Другое пространство».  Фестиваль актуальной музыки с таким названием пройдет уже в пятый раз. Проект обеспечат Госоркестр имени Светланова и дирижер Владимир  Юровский, который целенаправленно пропагандирует современное искусство. В программе – десять композиторов  ХХ и XXI веков, от Штокхаузена и Берио до Адамса и Уствольской, которые  как будто сочиняли «музыку не для всех»,  но на самом  деле их творчеством с каждым годом интересуется все больше людей.
 
P.S.
В нашем обзоре упомянута лишь малая часть событий нового сезона. Как видим, музыкальные  залы столицы, на волне народного  интереса, соревнуются в разнообразии. Концертов, несмотря на кризис – бескрайнее море. Сухой паек никому не грозит. Программы есть на любой возраст и вкус. Так что, сезон обещает быть занимательным.  
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Минкин расскажет об Онегине то, чего прежде никто не замечал

    В воскресенье, 24 марта, в 16.00 в Арт-кафе Театра Вахтангова журналист и театральный критик Александр Минкин расскажет о своем исследовании пушкинского романа в стихах. Беседа «ОНЕГИН в книге и на сцене» состоится в рамках бесплатных лекций о театральном искусстве, ставших традиционными в Вахтанговском театре. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • Выпускники Щукинского института сочинили «Комедию о вдове»

    В понедельник, 25 марта на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоится пресс-показ спектакля «Комедия о вдове» (сочинение единомышленников по пьесе Гольдони «Валенсианская вдова»). Авторы и создатели спектакля - выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, курс режиссёра Александра Коручекова. ...
  • «Свидетельские показания» дадут на Другой сцене «Современника»

    В рамках проекта «Поиск» на Другой сцене Московского театра «Современник» состоялся предпремьерный показ спектакля режиссера Андрея Маника «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Премьера спектакля намечена  на 18 апреля. ...
Читайте также