Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы»

«Одесса не умеет беречь свои таланты»

 
К театральной Одессе у меня непростое отношение, которое сложилось из нескольких растянутых во времени впечатлений. Одесса – безусловно, великий город. Город-театр, город-литература, город-музыка. Тем не менее Одесса, как сказал один из великих одесситов, – «город, в котором прекрасно родиться, но главное, вовремя из него уехать». Когда я был мальчиком, то считал, что одесские театры прекрасны (правда, в детстве все кажется прекрасным и неповторимым). Там действительно были хорошие театры, они имели свои лица, которые отчетливо отличались одно от другого. Главным театральным зданием Одессы была, конечно, Опера. Туда ходили не слушать оперу и не смотреть балет, а любоваться зданием. Часто люди покупали билеты, смотрели первое действие минут двадцать, а потом бродили по вестибюлям и лестницам, разглядывая живопись и лепнину. Серьезной оперы и серьезного балета в Одессе не было. А главным театром всегда была Оперетта. Там работали любимцы города, которых знали, как своих близких родственников: Михаил Водяной (именем которого теперь назван театр), Юрий Дынов, Маргарита Дембская, Семен Крупник. Руководил театром замечательный режиссер – Матвей Абрамович Ошеровский, который, по счастью, до сих пор работает. Он, как и многие вовремя уехавшие из Одессы, живет в Москве и преподает музыкальную режиссуру в ГИТИСе.
Рядом с Опереттой был тогда очень сильный Русский театр. В нем играли выдающиеся актеры, которые много снимались в кино (провинциальный актер, снимающийся в кино, – это знак качества). Например, Борис Зайденберг, игравший в фильме «Освобождение», Лия Бугова. Русским театром в разное время руководили сильнейшие режиссеры: Владимир Владимирович Бортко (отец кинорежиссера Владимира Бортко) и Виктор Стрижов. И, разумеется, Одесский Украинский театр – настоящий «музычно-драматичный» классический украинский театр. Там ставили Лесю Украинку и Ивана Франко, Гоголя и Шолом-Алейхема. Главный режиссер, один из ближайших соратников Леся Курбаса, сам классик украинского театра – Василь Степанович Василько.

А одесский ТЮЗ, который играл то по-русски, то по-украински! Этот театр дал России многих главных режиссеров. В возрасте шестнадцати лет меня выгнали из Харьковского театрального института, я вернулся в Одессу и стал искать работу. Без образования меня приняли в ТЮЗ артистом вспомогательного состава. Я им подошел по размеру. Потому что один молодой артист покинул театр, уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. У нас с ним оказались одинаковые размеры. Звали молодого артиста Коля Губенко, который через много лет стал последним министром культуры СССР, выдающимся артистом и кинорежиссером, а последние лет пятнадцать руководит театром Содружество актеров Таганки. Михаил Левитин и Юрий Погребничко, Петр Фоменко и Михаил Жванецкий, вовремя покинувшие «жемчужину у моря», – все родом из Одессы. Одесса дала направление и в сценографии. Я уже не говорю о великом Давиде Львовиче Боровском, который там родился и сделал несколько замечательных работ. Это и Олег Шейнцис, на долгое время вместе с Марком Захаровым определивший лицо московского «Ленкома». Это и уникальный художник Михаил Борисович Ивницкий, который работал в «Современнике», в БДТ с Товстоноговым, но из родного города так до смерти и не уехал.

К сожалению, Одесса не умеет беречь свои таланты. И если говорить о нынешней театральной жизни, она окончательно захирела. Театрами сегодня руководят не главные режиссеры, а директора. Не имея художественного образования, но имея одну цель – заколачивать деньги, они определяют, какие артисты хорошие, какие плохие. Руководитель Русского театра приглашает из Москвы на московские же деньги режиссеров, которых в столице близко к театру не подпускают.

В Одессе гастролируют чудовищные московские антрепризы. Что-то вроде «Пятеро в одних трусах» или «Трое под кроватью». За родной город обидно. Я обратился к мэру Эдуарду Гурвицу с предложением создать Одесский городской театр. Мэр откликнулся и предложил обратиться к министру культуры Украины. Двадцать с лишним народных артистов России, профессоров, деятелей культуры и науки, бывших одесситов, написали министру письмо – «Помогите открыть Одесский городской театр». Министр ответил что-то положительное насчет общности славянских культур. Дальше, как вы понимаете, дело не пошло…

Из Одессы нужно вовремя уехать…


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль – это всегда большая ответственность»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет датско-российский театр «Диалог». Художественный руководитель коллектива Татьяна Дербенева-Якобсен рассказала о деталях предстоящего выступления: - В Берлин мы привозим спектакль «Дурман, или Игра воображения» по мотивам пьесы Питера Шеффера в сценической версии Жанны Герасимовой – нашей коллеги из русского театра Варшавы. ...
  • Театр Zero привезет в Берлин свой новый спектакль

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр Zero из Тель-Авива. О предстоящем выступлении рассказывает основатель и художественный руководитель театра Олег РОДОВИЛЬСКИЙ: - Мы покажем в Берлине нашу новую постановку «Не боюсь Вирджинии Вулф» по мотивам известной пьесы Эдварда Олби. ...
  • «Русская сцена» покажет на фестивале в Берлине свою версию «Чайки»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии  III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр «Русская сцена» (Берлин). Корреспондент «Театрала» узнал о деталях предстоящего выступления этого коллектива из первых уст. ...
  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
Читайте также