Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы»

«Одесса не умеет беречь свои таланты»

 
К театральной Одессе у меня непростое отношение, которое сложилось из нескольких растянутых во времени впечатлений. Одесса – безусловно, великий город. Город-театр, город-литература, город-музыка. Тем не менее Одесса, как сказал один из великих одесситов, – «город, в котором прекрасно родиться, но главное, вовремя из него уехать». Когда я был мальчиком, то считал, что одесские театры прекрасны (правда, в детстве все кажется прекрасным и неповторимым). Там действительно были хорошие театры, они имели свои лица, которые отчетливо отличались одно от другого. Главным театральным зданием Одессы была, конечно, Опера. Туда ходили не слушать оперу и не смотреть балет, а любоваться зданием. Часто люди покупали билеты, смотрели первое действие минут двадцать, а потом бродили по вестибюлям и лестницам, разглядывая живопись и лепнину. Серьезной оперы и серьезного балета в Одессе не было. А главным театром всегда была Оперетта. Там работали любимцы города, которых знали, как своих близких родственников: Михаил Водяной (именем которого теперь назван театр), Юрий Дынов, Маргарита Дембская, Семен Крупник. Руководил театром замечательный режиссер – Матвей Абрамович Ошеровский, который, по счастью, до сих пор работает. Он, как и многие вовремя уехавшие из Одессы, живет в Москве и преподает музыкальную режиссуру в ГИТИСе.
Рядом с Опереттой был тогда очень сильный Русский театр. В нем играли выдающиеся актеры, которые много снимались в кино (провинциальный актер, снимающийся в кино, – это знак качества). Например, Борис Зайденберг, игравший в фильме «Освобождение», Лия Бугова. Русским театром в разное время руководили сильнейшие режиссеры: Владимир Владимирович Бортко (отец кинорежиссера Владимира Бортко) и Виктор Стрижов. И, разумеется, Одесский Украинский театр – настоящий «музычно-драматичный» классический украинский театр. Там ставили Лесю Украинку и Ивана Франко, Гоголя и Шолом-Алейхема. Главный режиссер, один из ближайших соратников Леся Курбаса, сам классик украинского театра – Василь Степанович Василько.

А одесский ТЮЗ, который играл то по-русски, то по-украински! Этот театр дал России многих главных режиссеров. В возрасте шестнадцати лет меня выгнали из Харьковского театрального института, я вернулся в Одессу и стал искать работу. Без образования меня приняли в ТЮЗ артистом вспомогательного состава. Я им подошел по размеру. Потому что один молодой артист покинул театр, уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. У нас с ним оказались одинаковые размеры. Звали молодого артиста Коля Губенко, который через много лет стал последним министром культуры СССР, выдающимся артистом и кинорежиссером, а последние лет пятнадцать руководит театром Содружество актеров Таганки. Михаил Левитин и Юрий Погребничко, Петр Фоменко и Михаил Жванецкий, вовремя покинувшие «жемчужину у моря», – все родом из Одессы. Одесса дала направление и в сценографии. Я уже не говорю о великом Давиде Львовиче Боровском, который там родился и сделал несколько замечательных работ. Это и Олег Шейнцис, на долгое время вместе с Марком Захаровым определивший лицо московского «Ленкома». Это и уникальный художник Михаил Борисович Ивницкий, который работал в «Современнике», в БДТ с Товстоноговым, но из родного города так до смерти и не уехал.

К сожалению, Одесса не умеет беречь свои таланты. И если говорить о нынешней театральной жизни, она окончательно захирела. Театрами сегодня руководят не главные режиссеры, а директора. Не имея художественного образования, но имея одну цель – заколачивать деньги, они определяют, какие артисты хорошие, какие плохие. Руководитель Русского театра приглашает из Москвы на московские же деньги режиссеров, которых в столице близко к театру не подпускают.

В Одессе гастролируют чудовищные московские антрепризы. Что-то вроде «Пятеро в одних трусах» или «Трое под кроватью». За родной город обидно. Я обратился к мэру Эдуарду Гурвицу с предложением создать Одесский городской театр. Мэр откликнулся и предложил обратиться к министру культуры Украины. Двадцать с лишним народных артистов России, профессоров, деятелей культуры и науки, бывших одесситов, написали министру письмо – «Помогите открыть Одесский городской театр». Министр ответил что-то положительное насчет общности славянских культур. Дальше, как вы понимаете, дело не пошло…

Из Одессы нужно вовремя уехать…


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также