Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы»

«Одесса не умеет беречь свои таланты»

 
К театральной Одессе у меня непростое отношение, которое сложилось из нескольких растянутых во времени впечатлений. Одесса – безусловно, великий город. Город-театр, город-литература, город-музыка. Тем не менее Одесса, как сказал один из великих одесситов, – «город, в котором прекрасно родиться, но главное, вовремя из него уехать». Когда я был мальчиком, то считал, что одесские театры прекрасны (правда, в детстве все кажется прекрасным и неповторимым). Там действительно были хорошие театры, они имели свои лица, которые отчетливо отличались одно от другого. Главным театральным зданием Одессы была, конечно, Опера. Туда ходили не слушать оперу и не смотреть балет, а любоваться зданием. Часто люди покупали билеты, смотрели первое действие минут двадцать, а потом бродили по вестибюлям и лестницам, разглядывая живопись и лепнину. Серьезной оперы и серьезного балета в Одессе не было. А главным театром всегда была Оперетта. Там работали любимцы города, которых знали, как своих близких родственников: Михаил Водяной (именем которого теперь назван театр), Юрий Дынов, Маргарита Дембская, Семен Крупник. Руководил театром замечательный режиссер – Матвей Абрамович Ошеровский, который, по счастью, до сих пор работает. Он, как и многие вовремя уехавшие из Одессы, живет в Москве и преподает музыкальную режиссуру в ГИТИСе.
Рядом с Опереттой был тогда очень сильный Русский театр. В нем играли выдающиеся актеры, которые много снимались в кино (провинциальный актер, снимающийся в кино, – это знак качества). Например, Борис Зайденберг, игравший в фильме «Освобождение», Лия Бугова. Русским театром в разное время руководили сильнейшие режиссеры: Владимир Владимирович Бортко (отец кинорежиссера Владимира Бортко) и Виктор Стрижов. И, разумеется, Одесский Украинский театр – настоящий «музычно-драматичный» классический украинский театр. Там ставили Лесю Украинку и Ивана Франко, Гоголя и Шолом-Алейхема. Главный режиссер, один из ближайших соратников Леся Курбаса, сам классик украинского театра – Василь Степанович Василько.

А одесский ТЮЗ, который играл то по-русски, то по-украински! Этот театр дал России многих главных режиссеров. В возрасте шестнадцати лет меня выгнали из Харьковского театрального института, я вернулся в Одессу и стал искать работу. Без образования меня приняли в ТЮЗ артистом вспомогательного состава. Я им подошел по размеру. Потому что один молодой артист покинул театр, уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. У нас с ним оказались одинаковые размеры. Звали молодого артиста Коля Губенко, который через много лет стал последним министром культуры СССР, выдающимся артистом и кинорежиссером, а последние лет пятнадцать руководит театром Содружество актеров Таганки. Михаил Левитин и Юрий Погребничко, Петр Фоменко и Михаил Жванецкий, вовремя покинувшие «жемчужину у моря», – все родом из Одессы. Одесса дала направление и в сценографии. Я уже не говорю о великом Давиде Львовиче Боровском, который там родился и сделал несколько замечательных работ. Это и Олег Шейнцис, на долгое время вместе с Марком Захаровым определивший лицо московского «Ленкома». Это и уникальный художник Михаил Борисович Ивницкий, который работал в «Современнике», в БДТ с Товстоноговым, но из родного города так до смерти и не уехал.

К сожалению, Одесса не умеет беречь свои таланты. И если говорить о нынешней театральной жизни, она окончательно захирела. Театрами сегодня руководят не главные режиссеры, а директора. Не имея художественного образования, но имея одну цель – заколачивать деньги, они определяют, какие артисты хорошие, какие плохие. Руководитель Русского театра приглашает из Москвы на московские же деньги режиссеров, которых в столице близко к театру не подпускают.

В Одессе гастролируют чудовищные московские антрепризы. Что-то вроде «Пятеро в одних трусах» или «Трое под кроватью». За родной город обидно. Я обратился к мэру Эдуарду Гурвицу с предложением создать Одесский городской театр. Мэр откликнулся и предложил обратиться к министру культуры Украины. Двадцать с лишним народных артистов России, профессоров, деятелей культуры и науки, бывших одесситов, написали министру письмо – «Помогите открыть Одесский городской театр». Министр ответил что-то положительное насчет общности славянских культур. Дальше, как вы понимаете, дело не пошло…

Из Одессы нужно вовремя уехать…


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Рустем Галич: «Театрал» открыл нам перспективу»

    Уроженец Казани Рустем Галич с 2000 года живет в Нью-Йорке, снимается в кино, ведет передачи на радио и ставит спектакли. В спектакле «Поверх барьеров» театра «Диалог» из США он играет Бориса Пастернака. ...
  • «Моя мечта осуществилась - мы показали ваши спектакли российской публике»

    В субботу, 7 сентября, в Москве завершились гастроли театров-участников фестиваля «Мир русского театра», которые проходили с 4 по 7 сентября на Симоновской сцене театра им. Вахтангова и в театре МОСТ.   В последний день гастролей два спектакля показал литературный театр из Нью-Йорка «Диалог», созданный Ириной Волкович 17 лет назад в Нью-йоркской публичной библиотеки. ...
  • Вера Васильева: «Меня обрадовал ваш талант»

    В субботу, 7 сентября, в день завершения показов лучших спектаклей фестиваля «Мир русского театра» спектакль нью-йоркского театра «Диалог» «Поверх барьеров» (о музах Бориса Пастернака) посетила народная артистка СССР Вера Васильева. ...
  • Андрей Максимов: «Любой театр живой, когда он честный»

    Вечером в субботу, 7 сентября, в Москве завершились гастроли лучших постановок фестиваля «Мир русского театра», главными участниками которого стали спектакли израильского театра Zero, варшавского «ОК» и нью-йоркского «Диалог». ...
Читайте также