Большой театр осуждает Фауста

Останови мгновенье

 
Премьера оратории Берлиоза «Осуждение Фауста» в постановке Петера Штайна прошла на Исторической сцене Большого театра. За пультом стоял музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев.
 
Французский композитор писал музыку, которую современники воспринимали как «огнедышащий вулкан», а Шуман (собрат Берлиоза по профессии) величал «сверкающей шпагой».  Ораторию о Фаусте Берлиоз сочинял неспешно. К 1846 году он ее закончил,  назвал «драматической легендой» и отдал в парижский театр «Опера-Комик», где «Осуждение» провалилось на премьере. Публику, смущенную чередой эпизодов со слабо выраженным действием (не опера, но и не оратория), не привлекло и насыщенное звучание большого оркестра Берлиоза, автора «Трактата об оркестровке».
 
Однако чего здесь только нет! Хоры – грандиозные. Дуэт влюбленных – нежно-упоительный. Вставленный в оперу «Венгерский марш» стал популярным концертным номером. В ответ на «Песню о крысе», ее напевает пьяница в кабаке, Мефистофель исполняет ерническую «Песню о блохе». Маргарита задумчиво поет о вечной любви, Фауст,  напевая, наблюдает то за сельским досугом,  то за громами и молниями в природе. Танцы, принятые во французской опере девятнадцатого века – длинные. И не просто балет, а пляски волшебных  существ.
 
Романтизм Берлиоза вполне расчетлив – в смысле умения сочетать эмоции с твердой  «прозрачной» структурностью, с  рациональной  ясностью отделки. Именно от этого идет прославленное французское  чувство формы. Все, что касается такого рода равновесий, дирижер Сохиев учел. Он же часто дирижировал «Осуждением Фауста» в Тулузе, где руководит оркестром.  Но вообще-то странно: ведь  маэстро сам говорит, что «Берлиоз был человеком экстремальных эмоций» и «для него не было середины».  А на премьере царила именно  «середина». Без берлиозовского «пронзительно-раскатистого» звучания. Без его «рельефной контрастности». У дирижера даже фортиссимо, даже в сцене погружения в ад, и те вполне деликатны. Или элегантны. Но «обезвожены». Темперамент создателя музыки почти утонул в хорошо выделанном, но «плоском» звучании. При всей тщательности благих намерений: дирижер рассказывал перед премьерой, как приучал струнных в Москве шлифовать «точечные» берлиозовские стаккато.
 
Хор на премьере пару раз расходился с оркестром. И этому «Осуждению Фауста» не повезло с Фаустами. Сочувствия не вызвал ни албанский тенор Саймир Пиргу, с его безликим тембром и занудной манерой, ни мексиканец Артуро Чакон-Крус, которого было плохо слышно, несмотря на форсирование голоса. Оба Фауста пели о жажде жизни безжизненно, а о силе – бессильно. Первый спектакль держался на колоритном Мефистофеле с красной физиономией и в глухом пальто. За маской «доброго малого» скрывался страшный враг рода человеческого: Дмитрий Белосельский не зря считается одним из лучших басов мира, он еще и актер изрядный. Второй, более молодой Мефистофель  (Александр Виноградов)  пел хорошо,  но у Виноградова получился  не столько  демон,  сколько  яростный пакостник. Впрочем, и такая трактовка уместна: в конце концов,  бес коварен, он может прикинуться кем угодно, хоть приятелем-шалуном. Обе Маргариты (Ксения Дудникова и Юстина Грингите) – певицы высокого класса. Но Дудникова, с ее  великолепным голосом,  держалась и пела довольно сдержанно.  А Грингите по очкам переиграла своего малохольного  Фауста. 
 
В «Осуждении» нет философских размышлений Гете, и требовать их от оперы невозможно.  Режиссер  Петер Штайн вслед за Берлиозом не пытался их обнаружить, и правильно сделал. У Берлиоза – программная смена зарисовок, у Штайна – парад режиссерских картинок «а-ля начало девятнадцатого века». Штайн говорит: Берлиоз свел на «нет» трагедию ученого, превратив «Фауста» в «типичное французское романтическое представление». То есть скучающего юношу (ему «даже книги лень читать»), зазывают в кабак, но юноше там не сидится, и Бес находит ему женщину. Фауст с Маргаритой «очень быстро переходят к делу». Что еще? Берлиоз, по мнению режиссера, очень  увлекся сказочными и мифическими существами: кроме танцующих крестьян, подвыпивших студентов и марширующих солдат, есть «гномы и эльфы, черти, целый букет блуждающих огоньков и так далее. И я пытаюсь это проиллюстрировать».   
 
Если считать  композитора наивным, иллюстрация тоже будет наивной. Как бы наивной, поскольку стремление позабавиться – за счет имитации простодушия – Штайн не скрывает. Вот огромные китчевые розы, похожие не кочаны капусты, на них возлежит изнеженный Фауст. Кстати, режиссер почти не дал ему сценического поведения: юноша – лишь наблюдатель жизни со стороны. Вот куча пыльных томов, на которые  романтический герой глядит с отвращением. Вот «картонный домик» с целомудренной кроватью под кисейным пологом, в домике живет Маргарита, за пологом спрятался соблазнитель. Огоньки (фонарики в руках скачущего миманса) блуждают на затемненной сцене долго и неутомимо. Сильфы ползают и обнимаются без конца и края. Тут поработали российские помощники – хореографы и режиссер массовых сцен. И кто ставил главное развлечение Штайна – преисподнюю, в которую спускаются Мефистофель с Фаустом? Не зря на этом спектакле стоит возрастной допуск «6-плюс». Картины подземелья похожи на «адский реализм» старинных представлений, религиозных и светских. Или на современный детский утренник. Сидевший рядом ребенок при виде демона спросил: «Мама, это дракон?»
 
Конечно, люди, склонные к иронии, считают ее безошибочно: кривляющиеся черные существа с рогами, хвостами и крыльями мучают только хорошеньких блондинок. Сценограф Фердинанд Вегербауэр постарался: скачка героев в ад  проходит в театральной летающей корзинке с двумя лошадиными торсами; на заднике, согласно репликам паникующего Фауста, мелькают скелеты и черепа, течет кровь, из недр сцены, раскрывающейся эффектными лепестками, полыхает пламя. В финале черное с красным  меняется на белое с золотым. Звучат ангельские  песнопения. В зрительном зале зажигается люстра. Капризный Фауст конкретно провалился в ад. Жертва козней Маргарита (в виде  куклы на тросах) буквально  возносится на небо. 
 
Что в итоге? ГАБТ получил композитора, редко у нас исполняемого.  И историю  о молодом чувствительном эстете, которого мучает сплин. Гибель эстета наступает от неумения просчитывать последствия порывов. А режиссер, находя у композитора балансирование на грани хорошего вкуса, сам с превеликим удовольствием делает то же самое.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также