В Музее Бахрушина встретились театральный Китай и Советский Союз

Подарки из Поднебесной

 
В Главном здании Театрального музея имени Бахрушина проходит выставка «Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр», посвященная знаменитому актеру Пекинской оперы и его триумфальным гастролям 1935 года в Москве и Ленинграде.
 
«Первый из Грушевого Сада» – один из многочисленных титулов Мэй Ланьфана, исполнителя ролей женского амплуа «дань». В старину актеры придворной труппы обучались в Грушевом саду, который находился во дворце китайских императоров, и титул означал, что его обладатель занимает высшее положение среди актеров Китая.
 
Первый учитель Ланьфана по актерскому ремеслу посчитал, что у мальчика нет перспектив в театральном деле из-за катаракты. Но юному Ланьфану помогли голуби. Он попросил дедушку подарить ему птичью стаю и каждое утро выпускал голубей и следил за их полетом. Полностью излечившись, он начал обучаться профессии. Успех пришел, когда ему едва исполнилось двадцать. Он был настолько популярен, что даже появилась поговорка: «Одна улыбка его – это весна тысячелетий, один вздох – это осень тысячелетий». В своей игре он достиг такого совершенства, что его называли одним из четырех великих дань золотой эры Пекинской оперы.

Мэй Ланьфан первым начал вывозить Пекинскую оперу за рубеж. В 1935 году, после гастролей по Японии и Америки, он получил приглашение посетить Советский Союз. Именно этому событию посвящена выставка Бахрушинского музея. Ее устроители предлагают посетителям ощутить на себе символическую суть искусства Пекинской оперы в прямом смысле с порога. Он такой же высокий, как в сохранившемся доме Мэй Ланьфана в Пекине. И это не просто возвышение, это условное обозначение дракона, который охраняет жилище от недоброжелателей.
Экспозиция расположена в одном просторном зале, но разделена на два больших блока, «китайский» (справа) и «советский» (слева).

Правый развернут на сером фоне (это цвет хутонгов – бедных кварталов Пекина) и отдан китайской народной культуре и Пекинской опере. Здесь и старинные гравюры-лубки на театральные сюжеты (они были обнаружены в фонде Государственного Театра имени Мейерхольда и специально к выставке переведены с древнекитайского), здесь лютня, скрипка и барабан из оркестра гастролеров (они нашлись в хранилищах Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). В глубине зала – крошечные куклы в виде персонажей Пекинской оперы и миниатюрные маски. Но самое драгоценное – это обувь и  невероятно сложно устроенные, роскошные головные уборы, в которых выходил когда-то на сцену Мэй Ланьфан, а также сохранившиеся предметы реквизита.
 
Все эти экспонаты – дары актера принимающей стороне. После двухнедельных гастролей актера попросили о дополнительном спектакле, который состоялся на сцене Большого театра. Он продолжался до 3-х часов ночи, а публика вызывала Ланьфана на бис 18 раз.
Левая часть экспозиции  – насыщенно красная, в цвет флага советской России. Она приглашает на экскурсию по спектаклям, которые посетил Ланьфан в Москве и Ленинграде. Он приехал в пору, когда экспериментальный театр вздохнул свободнее после роспуска РАПП, а кампания по борьбе с формализмом только начинала разворачиваться.

О впечатлениях Ланьфана мы можем судить по дневнику переводчика, сопровождавшего китайскую делегацию. Ланьфан видел «Вишневый сад» и «Дни Турбиных» во МХАТе и после гастролей даже говорил, что стал играть «психологичнее». Он посмотрел «Три толстяка» с Лепешинской и «Евгения Онегина» в Большом театре, «Щелкунчика» в ленинградском Кировском, и известно, что воспринять музыку Чайковского ему оказалось непросто в связи с непривычной для восточного уха ладогармонической системой. «Принцесса Турандот» у вахтанговцев покоробила Ланьфана иронической, как ему показалось, трактовкой китайской темы, а больше всего понравились «Мольба о жизни» в Театре имени Пушкина и «Дама с камелиями» Мейерхольда в ГосТИМе.

 
 
Благодаря выставке становится понятно, насколько важной и естественной была встреча с искусством Мэй Ланьфана для театральных экспериментаторов в СССР и Европе, прежде всего для мастеров, отстаивающих условную природа театра и преодоление быта в актерской игре – для Брехта, Крэга, Мейерхольда, Таирова. Ведь символизм жестов, мимики, бутафории – природные свойства спектакля Пекинской оперы. Например, реалистичное изображение сна считалось неэстетичным (чтобы его изобразить, актеру достаточно просто наклонить голову к столу), а принятие пищи заменялось напевом или мелодией на флейте.
 
 
В статье к гастролям 1935 года Эйзенштейн писал, что Мэй Ланьфан «воскрешает зрелищность спектакля и сложное изысканное сочетание движения с музыкой и роскошью древних сценических облачений» и сам снял на кинопленку спектакль «Радужный перевал» с его участием. Именно после встречи с Ланьфаном Брехт вводит термин «эффект очуждения», а у Мейерхольда, впечатленного пластикой китайских актеров, во второй редакции «Горя уму» появляется танец с покрывалами. И это другая – не менее весомая – часть подарка из Поднебесной.

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве появился Культурный центр Андрея Вознесенского

    Первыми новый музейно-культурный комплекс, открывшийся на Большой Ордынке 12 мая, в день 85-летия Андрея Вознесенского, посетили родные и друзья поэта.   Среди гостей были актеры Вениамин Смехов, Олег Меньшиков, Марина Зудина, музыканты Стас Намин и Олег Нестеров, фотограф Юрий Рост,  тележурналист Владимир Познер, режиссеры Иосиф Райхельгауз и Федор Бондарчук, писатель Виктор Ерофеев и другие. ...
  • В Петербурге откроется выставка работ Бориса Гребенщикова

    Картины Бориса Гребенщикова покажут на выставке под названием «Духовный паровоз», которая откроется 25 мая в Санкт-Петербурге в Центральном музее железнодорожного транспорта России (ЦМЖТ). Об этом СМИ сообщила руководитель отдела массовых коммуникаций ЦМЖТ Елена Асташова. ...
  • Минкульт поручил комиссару не терять бдительности

    Министерство культуры РФ поручило Семену Михайловскому, комиссару павильона России на Венецианской биеннале современного искусства в 2018 году, уделить особое внимание содержанию художественных произведений из-за сложной международной обстановки. ...
  • В Новом Манеже проходит выставка российских и японских художников

    В выставочном пространстве Нового Манежа до 22 апреля проходит необычная выставка работ молодых российских и японских художников «Такеда. Преодоление», арт-обозреватели уже назвали ее одним из самых ярких и обсуждаемых проектов 2018 года – года культурного обмена между Россией и Японией. ...
Читайте также