В Музее Бахрушина встретились театральный Китай и Советский Союз

Подарки из Поднебесной

 
В Главном здании Театрального музея имени Бахрушина проходит выставка «Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр», посвященная знаменитому актеру Пекинской оперы и его триумфальным гастролям 1935 года в Москве и Ленинграде.
 
«Первый из Грушевого Сада» – один из многочисленных титулов Мэй Ланьфана, исполнителя ролей женского амплуа «дань». В старину актеры придворной труппы обучались в Грушевом саду, который находился во дворце китайских императоров, и титул означал, что его обладатель занимает высшее положение среди актеров Китая.
 
Первый учитель Ланьфана по актерскому ремеслу посчитал, что у мальчика нет перспектив в театральном деле из-за катаракты. Но юному Ланьфану помогли голуби. Он попросил дедушку подарить ему птичью стаю и каждое утро выпускал голубей и следил за их полетом. Полностью излечившись, он начал обучаться профессии. Успех пришел, когда ему едва исполнилось двадцать. Он был настолько популярен, что даже появилась поговорка: «Одна улыбка его – это весна тысячелетий, один вздох – это осень тысячелетий». В своей игре он достиг такого совершенства, что его называли одним из четырех великих дань золотой эры Пекинской оперы.

Мэй Ланьфан первым начал вывозить Пекинскую оперу за рубеж. В 1935 году, после гастролей по Японии и Америки, он получил приглашение посетить Советский Союз. Именно этому событию посвящена выставка Бахрушинского музея. Ее устроители предлагают посетителям ощутить на себе символическую суть искусства Пекинской оперы в прямом смысле с порога. Он такой же высокий, как в сохранившемся доме Мэй Ланьфана в Пекине. И это не просто возвышение, это условное обозначение дракона, который охраняет жилище от недоброжелателей.
Экспозиция расположена в одном просторном зале, но разделена на два больших блока, «китайский» (справа) и «советский» (слева).

Правый развернут на сером фоне (это цвет хутонгов – бедных кварталов Пекина) и отдан китайской народной культуре и Пекинской опере. Здесь и старинные гравюры-лубки на театральные сюжеты (они были обнаружены в фонде Государственного Театра имени Мейерхольда и специально к выставке переведены с древнекитайского), здесь лютня, скрипка и барабан из оркестра гастролеров (они нашлись в хранилищах Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). В глубине зала – крошечные куклы в виде персонажей Пекинской оперы и миниатюрные маски. Но самое драгоценное – это обувь и  невероятно сложно устроенные, роскошные головные уборы, в которых выходил когда-то на сцену Мэй Ланьфан, а также сохранившиеся предметы реквизита.
 
Все эти экспонаты – дары актера принимающей стороне. После двухнедельных гастролей актера попросили о дополнительном спектакле, который состоялся на сцене Большого театра. Он продолжался до 3-х часов ночи, а публика вызывала Ланьфана на бис 18 раз.
Левая часть экспозиции  – насыщенно красная, в цвет флага советской России. Она приглашает на экскурсию по спектаклям, которые посетил Ланьфан в Москве и Ленинграде. Он приехал в пору, когда экспериментальный театр вздохнул свободнее после роспуска РАПП, а кампания по борьбе с формализмом только начинала разворачиваться.

О впечатлениях Ланьфана мы можем судить по дневнику переводчика, сопровождавшего китайскую делегацию. Ланьфан видел «Вишневый сад» и «Дни Турбиных» во МХАТе и после гастролей даже говорил, что стал играть «психологичнее». Он посмотрел «Три толстяка» с Лепешинской и «Евгения Онегина» в Большом театре, «Щелкунчика» в ленинградском Кировском, и известно, что воспринять музыку Чайковского ему оказалось непросто в связи с непривычной для восточного уха ладогармонической системой. «Принцесса Турандот» у вахтанговцев покоробила Ланьфана иронической, как ему показалось, трактовкой китайской темы, а больше всего понравились «Мольба о жизни» в Театре имени Пушкина и «Дама с камелиями» Мейерхольда в ГосТИМе.

 
 
Благодаря выставке становится понятно, насколько важной и естественной была встреча с искусством Мэй Ланьфана для театральных экспериментаторов в СССР и Европе, прежде всего для мастеров, отстаивающих условную природа театра и преодоление быта в актерской игре – для Брехта, Крэга, Мейерхольда, Таирова. Ведь символизм жестов, мимики, бутафории – природные свойства спектакля Пекинской оперы. Например, реалистичное изображение сна считалось неэстетичным (чтобы его изобразить, актеру достаточно просто наклонить голову к столу), а принятие пищи заменялось напевом или мелодией на флейте.
 
 
В статье к гастролям 1935 года Эйзенштейн писал, что Мэй Ланьфан «воскрешает зрелищность спектакля и сложное изысканное сочетание движения с музыкой и роскошью древних сценических облачений» и сам снял на кинопленку спектакль «Радужный перевал» с его участием. Именно после встречи с Ланьфаном Брехт вводит термин «эффект очуждения», а у Мейерхольда, впечатленного пластикой китайских актеров, во второй редакции «Горя уму» появляется танец с покрывалами. И это другая – не менее весомая – часть подарка из Поднебесной.

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москву привезут Пикассо

    В понедельник, 19 февраля, в Мультимедиа Арт Музее откроется выставка: «Гастроли. Музей Людвига – собрание Русского музея в МАММ».   В Москве представят 38 произведений всемирно известных художников ХХ века. В частности, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Эдуарда Штейнберга. ...
  • Дом актера поддержал детей больных раком

    14 февраля в Доме актера имени Яблочкиной открылась фотовыставка «Снимаю шляпу!» благотворительного фонда «Шередарь», приуроченная к Международному дню детей, больных раком. В проекте по приглашению фонда, занимающегося реабилитацией детей после тяжелых заболеваний, приняли участие актеры, режиссеры, художники. ...
  • Выставку «Где мой дом?» продлили в музее Цветаевой

    Выставка, открытую в доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке к 125- летию поэта продлена до 1 мая, об этом сообщили сотрудники музея.   «По многочисленным просьбам посетителей мы продлеваем выставку «Где мой дом?» до 1 мая 2018 года», - заявили организаторы. ...
  • В Москве открывается выставка, посвященная Рильке

    Международный научно-выставочный проект «Рильке и Россия», посвященный выдающемуся поэту ХХ века Райнеру Мария Рильке откроется в Москве, в Государственном музее истории российской литературы имени Даля (Дом Остроухова в Трубниках). ...
Читайте также