В Музее Бахрушина встретились театральный Китай и Советский Союз

Подарки из Поднебесной

 
В Главном здании Театрального музея имени Бахрушина проходит выставка «Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр», посвященная знаменитому актеру Пекинской оперы и его триумфальным гастролям 1935 года в Москве и Ленинграде.
 
«Первый из Грушевого Сада» – один из многочисленных титулов Мэй Ланьфана, исполнителя ролей женского амплуа «дань». В старину актеры придворной труппы обучались в Грушевом саду, который находился во дворце китайских императоров, и титул означал, что его обладатель занимает высшее положение среди актеров Китая.
 
Первый учитель Ланьфана по актерскому ремеслу посчитал, что у мальчика нет перспектив в театральном деле из-за катаракты. Но юному Ланьфану помогли голуби. Он попросил дедушку подарить ему птичью стаю и каждое утро выпускал голубей и следил за их полетом. Полностью излечившись, он начал обучаться профессии. Успех пришел, когда ему едва исполнилось двадцать. Он был настолько популярен, что даже появилась поговорка: «Одна улыбка его – это весна тысячелетий, один вздох – это осень тысячелетий». В своей игре он достиг такого совершенства, что его называли одним из четырех великих дань золотой эры Пекинской оперы.

Мэй Ланьфан первым начал вывозить Пекинскую оперу за рубеж. В 1935 году, после гастролей по Японии и Америки, он получил приглашение посетить Советский Союз. Именно этому событию посвящена выставка Бахрушинского музея. Ее устроители предлагают посетителям ощутить на себе символическую суть искусства Пекинской оперы в прямом смысле с порога. Он такой же высокий, как в сохранившемся доме Мэй Ланьфана в Пекине. И это не просто возвышение, это условное обозначение дракона, который охраняет жилище от недоброжелателей.
Экспозиция расположена в одном просторном зале, но разделена на два больших блока, «китайский» (справа) и «советский» (слева).

Правый развернут на сером фоне (это цвет хутонгов – бедных кварталов Пекина) и отдан китайской народной культуре и Пекинской опере. Здесь и старинные гравюры-лубки на театральные сюжеты (они были обнаружены в фонде Государственного Театра имени Мейерхольда и специально к выставке переведены с древнекитайского), здесь лютня, скрипка и барабан из оркестра гастролеров (они нашлись в хранилищах Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). В глубине зала – крошечные куклы в виде персонажей Пекинской оперы и миниатюрные маски. Но самое драгоценное – это обувь и  невероятно сложно устроенные, роскошные головные уборы, в которых выходил когда-то на сцену Мэй Ланьфан, а также сохранившиеся предметы реквизита.
 
Все эти экспонаты – дары актера принимающей стороне. После двухнедельных гастролей актера попросили о дополнительном спектакле, который состоялся на сцене Большого театра. Он продолжался до 3-х часов ночи, а публика вызывала Ланьфана на бис 18 раз.
Левая часть экспозиции  – насыщенно красная, в цвет флага советской России. Она приглашает на экскурсию по спектаклям, которые посетил Ланьфан в Москве и Ленинграде. Он приехал в пору, когда экспериментальный театр вздохнул свободнее после роспуска РАПП, а кампания по борьбе с формализмом только начинала разворачиваться.

О впечатлениях Ланьфана мы можем судить по дневнику переводчика, сопровождавшего китайскую делегацию. Ланьфан видел «Вишневый сад» и «Дни Турбиных» во МХАТе и после гастролей даже говорил, что стал играть «психологичнее». Он посмотрел «Три толстяка» с Лепешинской и «Евгения Онегина» в Большом театре, «Щелкунчика» в ленинградском Кировском, и известно, что воспринять музыку Чайковского ему оказалось непросто в связи с непривычной для восточного уха ладогармонической системой. «Принцесса Турандот» у вахтанговцев покоробила Ланьфана иронической, как ему показалось, трактовкой китайской темы, а больше всего понравились «Мольба о жизни» в Театре имени Пушкина и «Дама с камелиями» Мейерхольда в ГосТИМе.

 
 
Благодаря выставке становится понятно, насколько важной и естественной была встреча с искусством Мэй Ланьфана для театральных экспериментаторов в СССР и Европе, прежде всего для мастеров, отстаивающих условную природа театра и преодоление быта в актерской игре – для Брехта, Крэга, Мейерхольда, Таирова. Ведь символизм жестов, мимики, бутафории – природные свойства спектакля Пекинской оперы. Например, реалистичное изображение сна считалось неэстетичным (чтобы его изобразить, актеру достаточно просто наклонить голову к столу), а принятие пищи заменялось напевом или мелодией на флейте.
 
 
В статье к гастролям 1935 года Эйзенштейн писал, что Мэй Ланьфан «воскрешает зрелищность спектакля и сложное изысканное сочетание движения с музыкой и роскошью древних сценических облачений» и сам снял на кинопленку спектакль «Радужный перевал» с его участием. Именно после встречи с Ланьфаном Брехт вводит термин «эффект очуждения», а у Мейерхольда, впечатленного пластикой китайских актеров, во второй редакции «Горя уму» появляется танец с покрывалами. И это другая – не менее весомая – часть подарка из Поднебесной.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я не ищу новых форм, я их нахожу»

    30 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», которая впервые представит историю создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», положившей начало кубизму. ...
  • «Название пока не говорю, чтобы не сглазить»

    В преддверии юбилея в Театральном музее им. Бахрушина завершается масштабная реконструкция. Корреспондент «Театрала» выяснил у гендиректора музея Дмитрия Родионова, какие сюрпризы ждут посетителей в ближайшее время. ...
  • В Санкт-Петербург привезут работы Рембрандта

    В Эрмитаже в сентябре откроется выставка «Эпоха. Шедевры Лейденской коллекции», на ней будут представлены 80 картин из частных собраний голландской живописи XVII века, а также картины из эрмитажной коллекции. Выставка из Лейденской коллекции будет представлена после того, как ее показ завершится в Москве в ГМИИ им. ...
  • Объявлена тема следующей Венецианской биеннале

    На пресс-конференции, прошедшей в Палаццо Джустиниан в Венеции, была объявлена тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которая состоится с 11 мая по 24 ноября 2019 года – «May You Live in Interesting Times» («Чтобы ты жил в интересные времена!»). ...
Читайте также