В Музее Бахрушина встретились театральный Китай и Советский Союз

Подарки из Поднебесной

 
В Главном здании Театрального музея имени Бахрушина проходит выставка «Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр», посвященная знаменитому актеру Пекинской оперы и его триумфальным гастролям 1935 года в Москве и Ленинграде.
 
«Первый из Грушевого Сада» – один из многочисленных титулов Мэй Ланьфана, исполнителя ролей женского амплуа «дань». В старину актеры придворной труппы обучались в Грушевом саду, который находился во дворце китайских императоров, и титул означал, что его обладатель занимает высшее положение среди актеров Китая.
 
Первый учитель Ланьфана по актерскому ремеслу посчитал, что у мальчика нет перспектив в театральном деле из-за катаракты. Но юному Ланьфану помогли голуби. Он попросил дедушку подарить ему птичью стаю и каждое утро выпускал голубей и следил за их полетом. Полностью излечившись, он начал обучаться профессии. Успех пришел, когда ему едва исполнилось двадцать. Он был настолько популярен, что даже появилась поговорка: «Одна улыбка его – это весна тысячелетий, один вздох – это осень тысячелетий». В своей игре он достиг такого совершенства, что его называли одним из четырех великих дань золотой эры Пекинской оперы.

Мэй Ланьфан первым начал вывозить Пекинскую оперу за рубеж. В 1935 году, после гастролей по Японии и Америки, он получил приглашение посетить Советский Союз. Именно этому событию посвящена выставка Бахрушинского музея. Ее устроители предлагают посетителям ощутить на себе символическую суть искусства Пекинской оперы в прямом смысле с порога. Он такой же высокий, как в сохранившемся доме Мэй Ланьфана в Пекине. И это не просто возвышение, это условное обозначение дракона, который охраняет жилище от недоброжелателей.
Экспозиция расположена в одном просторном зале, но разделена на два больших блока, «китайский» (справа) и «советский» (слева).

Правый развернут на сером фоне (это цвет хутонгов – бедных кварталов Пекина) и отдан китайской народной культуре и Пекинской опере. Здесь и старинные гравюры-лубки на театральные сюжеты (они были обнаружены в фонде Государственного Театра имени Мейерхольда и специально к выставке переведены с древнекитайского), здесь лютня, скрипка и барабан из оркестра гастролеров (они нашлись в хранилищах Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). В глубине зала – крошечные куклы в виде персонажей Пекинской оперы и миниатюрные маски. Но самое драгоценное – это обувь и  невероятно сложно устроенные, роскошные головные уборы, в которых выходил когда-то на сцену Мэй Ланьфан, а также сохранившиеся предметы реквизита.
 
Все эти экспонаты – дары актера принимающей стороне. После двухнедельных гастролей актера попросили о дополнительном спектакле, который состоялся на сцене Большого театра. Он продолжался до 3-х часов ночи, а публика вызывала Ланьфана на бис 18 раз.
Левая часть экспозиции  – насыщенно красная, в цвет флага советской России. Она приглашает на экскурсию по спектаклям, которые посетил Ланьфан в Москве и Ленинграде. Он приехал в пору, когда экспериментальный театр вздохнул свободнее после роспуска РАПП, а кампания по борьбе с формализмом только начинала разворачиваться.

О впечатлениях Ланьфана мы можем судить по дневнику переводчика, сопровождавшего китайскую делегацию. Ланьфан видел «Вишневый сад» и «Дни Турбиных» во МХАТе и после гастролей даже говорил, что стал играть «психологичнее». Он посмотрел «Три толстяка» с Лепешинской и «Евгения Онегина» в Большом театре, «Щелкунчика» в ленинградском Кировском, и известно, что воспринять музыку Чайковского ему оказалось непросто в связи с непривычной для восточного уха ладогармонической системой. «Принцесса Турандот» у вахтанговцев покоробила Ланьфана иронической, как ему показалось, трактовкой китайской темы, а больше всего понравились «Мольба о жизни» в Театре имени Пушкина и «Дама с камелиями» Мейерхольда в ГосТИМе.

 
 
Благодаря выставке становится понятно, насколько важной и естественной была встреча с искусством Мэй Ланьфана для театральных экспериментаторов в СССР и Европе, прежде всего для мастеров, отстаивающих условную природа театра и преодоление быта в актерской игре – для Брехта, Крэга, Мейерхольда, Таирова. Ведь символизм жестов, мимики, бутафории – природные свойства спектакля Пекинской оперы. Например, реалистичное изображение сна считалось неэстетичным (чтобы его изобразить, актеру достаточно просто наклонить голову к столу), а принятие пищи заменялось напевом или мелодией на флейте.
 
 
В статье к гастролям 1935 года Эйзенштейн писал, что Мэй Ланьфан «воскрешает зрелищность спектакля и сложное изысканное сочетание движения с музыкой и роскошью древних сценических облачений» и сам снял на кинопленку спектакль «Радужный перевал» с его участием. Именно после встречи с Ланьфаном Брехт вводит термин «эффект очуждения», а у Мейерхольда, впечатленного пластикой китайских актеров, во второй редакции «Горя уму» появляется танец с покрывалами. И это другая – не менее весомая – часть подарка из Поднебесной.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также