Римас Туминас испытал своего «Онегина»

 
В эти дни, с 8 по 10 июля, Театр им. Вахтангова принимает участие в Международном фестивале искусств в итальянском городе Сполето. В рамках крупнейшего культурного форума (основан 59 лет назад) вахтанговцы играют свой шлягер – спектакль «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса.
 
Крошечный городок Сполето, расположенный почти в ста километрах от Рима, малоизвестен в России. Русских туристов здесь тоже не встретишь. В магазинах и кафе обслуживающий персонал удивленно разглядывает посетителя, узнав, если он из Москвы.

Для этой местности Россия – нечто неизъяснимо далекое – северная страна, вокруг которой сложилась своя мифология. На вопрос, что вы знаете о России, житель солнечного Сполето ответил, заметно задумавшись:
– Пу-тин, Пу-га-чева, Олимпиади…

В Сполето всего 40 тысяч жителей.
– Городок под охраной ЮНЕСКО, – говорю Римасу Туминасу, указывая на мемориальную табличку (они здесь – в каждом средневековом квартале).

– Я бы охранял не только архитектуру, но и самих жителей, – отвечает режиссер. – Хожу по улицам – вглядываюсь в лица: кто эти люди? Почему им, несмотря на лето, отпуск и сорокоградусную жару, так интересно искусство? Я бы в отпуске отправился к морю или лег бы под березой, не думая ни о каких спектаклях…

Между тем, в словах режиссера заключалась ирония. Буквально на следующий день после первого показа «Евгения Онегина» он поехал в Рим, чтобы оттуда с пересадкой в Стамбуле долететь до Пекина. Дело в том, что в столице Китая в эти дни гастролирует Малый театр Вильнюса, основанный Туминасом в 1990-м году. Но и позже отдохнуть он не сможет – из Пекина режиссер переезжает в греческий Эпидавр, где 28 июля в античном амфитеатре выпустит премьеру спектакля «Царь Эдип» с Виктором Добронравовым и Людмилой Максаковой в главных ролях (в октябре постановку сыграют в Москве). Кроме того, еще до начала своего московского сезона вахтанговцы с 1 по 10 сентября выступят с большими гастролями в Уфе.

Поездка в Сполето воспринимается тоже как своеобразные гастроли, только гораздо сложнее обычных. Декорации «Евгения Онегина» (две тринадцатиметровые фуры) прибыли сюда прямиком из Германии, где в середине июня спектакль давали 4 раза. Впрочем, там было много русскоязычных зрителей, равно как и в прошлые годы в США и в Британии, чего нельзя сказать о Сполето.

В зале театра Нуово – 1200 мест. Но публика плотно занимает партер и первые ярусы амфитеатра. Даже за время антракта зрителей не становится меньше, хотя на протяжении всего спектакля им приходится читать стихотворный перевод на узком плазменном мониторе, укрепленном над сценой.

– У вас не было опасений, что все-таки Пушкин, не самый известный в Италии автор, будет трудно понятен зрителям? – задаю вопрос директору фестиваля, кинорежиссеру Джорджо Феррара.

– Опасения были, не скрою. Во-первых, итальянцы или, скажем, французы не очень любят читать субтитры. А, во-вторых, из русских авторов мы все-таки лучше знаем Чехова, чем Пушкина. Но, понимаете ли, Чехова и без того много ставят по всему миру, а мне захотелось разбавить эту картину чем-то оригинальным и свежим. «Евгения Онегина» Римаса я впервые  увидел несколько лет назад в лондонском театре Барбикан и… влюбился. В нем есть нечто общее с постановками Стрелера и Пины Бауш. Я подумал тогда, что спектакль отлично украсил бы наш фестиваль.
Извилистые улочки Сполето увешаны броскими афишами. «Евгений Онегин» соседствует здесь с «Голодным художником» Някрошюса, (литовский театр Meno Fortas), «Ромео и Джульеттой» (Национальный балет Праги), «Одиссеем» (театр Палермо), оруэловским «1984» (театр американского актера Тима Роббинсона), бесчисленными перформансами, мастер-классами и выставками…

Перед началом спектакля Джорджо Феррара приглашает на сцену Римаса для того, чтобы представить режиссера публике и вручить специальный приз – коллекционную шариковую ручку от компании Montblanc (увесистая ручка, отделанная эмалью и серебром, выпущена ограниченным тиражом и называется «Лев Толстой»):
– Я надеюсь, что этой ручкой вы тоже напишете грандиозные произведения.

В ответ Римас Туминас сказал своим зрителям:
– Пушкин никогда не был в Италии. Он был невыездной, и дальше Молдавии его нога не ступала. Но вот прошло несколько веков, и его произведение звучит здесь. Наконец, сбылась мечта великого поэта.

Зрители зааплодировали. Римас добавил:
– Мне нравится этот фестиваль, потому что сначала премии, а затем – спектакли. А если говорить серьезно, то у театра нет иной миссии, кроме одной – создавать красоту и стремиться к гармонии. Это я и пытался сделать в «Евгении Онегине». Знаменитый фестиваль и наш знаменитый театр... Что говорить, на сцене сошлись две знаменитости.

Публика шутку оценила. А в финале, когда после долгих оваций закрылся занавес и артисты принялись поздравлять друг друга с хорошим спектаклем, на заснеженной сцене вдруг появился знаменитый итальянский актер Тони Сервило (российской публике он известен, например, как исполнитель главной роли в кинопремьере 2013 года «Великая красота»).

– На протяжении всего спектакля я волновался, – сказал он Туминасу. – Вижу, как много труда ты вложил в постановку. Но в нашей профессии бывает так, что долго трудишься, и нет никакой отдачи – материал словно молчит, не откликается на усилия. У тебя, к счастью, произошло совершенно другое – «Евгений Онегин» превзошел все мои ожидания. И если была бы возможность нам поработать вместе, то знай – я всегда в твоем распоряжении.

Римас Туминас ответил, что идея блестящая и, дескать, надо совместными усилиями придумать какой-нибудь общий проект. Не исключено также, что в будущем году в рамках юбилейного, 60-го фестиваля вахтанговцы снова примут в нем участие. Об этом «Театралу» сказал сам Джорджо Феррара. Фестиваль называется «Два мира». Когда-то он задумывался композитором Джонкарло Минотти, как своеобразный мост между культурой Италии и Америки.

– Не является ли для вас в этой связи Россия третьим миром? – задаю вопрос напоследок.
– Нет. У нас и название-то весьма условное, потому что мир он один.
– Несмотря на санкции и политические разногласия?
– Таких понятий для меня не существует. Мы художники. И я даже думать не хочу о политике. Культура стирает границы, примиряет людей. Культура, искусство и талант.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оркестр Мариинского театра откроет «Русские сезоны»

    Фестиваль «Русские сезоны», который в 2019 году пройдет в Германии, откроется 7 января концертом Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Об этом сообщил журналистам директор «Русских сезонов» Алексей Лебедев. ...
  • Театр Бориса Эйфмана отправится на гастроли по Европе

    С 16 ноября по 16 декабря Театр балета Бориса Эйфмана со спектаклем «Анна Каренина» побывает в городах Франции, Нидерландов и Бельгии.   Балет «Анна Каренина» - одна из важнейших постановок этого театра. В ноябре начнутся выступления в Нидерландах и Бельгии, где показы пройдут в пяти городах – Лионе, Амстердаме, Апелдорне, Генте и Антверпене. ...
  • В Москве пройдет Большой детский фестиваль

    С 18 ноября по 4 декабря в Москве впервые пройдет Большой детский фестиваль. В его программе – спектакли и кинопоказы, круглые столы и лекции ведущих теоретиков и практиков театра. «Фестиваль родился из простой идеи: собрать лучшее, что делается для детей и юношества, и создать большой праздник, где можно было бы увидеть лучшие детские спектакли, кино- и анимационные фильмы, оперы и мюзиклы, ледовые и цирковые шоу. ...
  • В театре «Гешер» прошли Дни российского кино

    Со 2 по 4 ноября в Израиле показывали российское кино.  Семь лет продолжается творческое содружество фестиваля «Кинотавр» с театром «Гешер», куда, российские кинематографисты ежегодно привозят свои новые картины. ...
Читайте также