«Конек-Горбунок» в МХТ им. Чехова

 
Современные российские дети вниманием театральных мастеров не избалованы. Весть о появлении в репертуаре Московского художественного театра сказки «Конек-Горбунок» стала главной интригой сезона.
Дети в восторге. Восторг выражается в том, что, во-первых, они все стоят, потому что сидеть в состоянии восторга невозможно. Во-вторых, в том, что они все время комментируют происходящее – потому что молчать в состоянии восторга, как вы понимаете, тоже невозможно. Поэтому весь спектакль идет на фоне непрекращающегося гула. Артисты стараются перекричать этот гул, пение хора и музыку – поэтому разговаривают ненатуральными голосами, как на новогодней елке. Ну что ж, елка так елка.

Спектакль напичкан чудесами, как мешок Деда Мороза. Задействована вся театральная машинерия. И бревно у них летает. Да еще и с пассажирами. И остров с пляшущими мужиками превращается в кита. И кит вдруг взмывает вверх, а под ним оказывается дно морское с подводными жителями, которые на дне разыгрывают настоящее «На дне» со своими Бароном, Сатиным и Василисой… И Царь-девица «переплывает» сцену в челноке, отталкиваясь огромным веслом, а потом и вовсе включает лодочный мотор и, тарахтя, скрывается за кулисами. И Солнце с Месяцем, как и положено, – на небе, сидят на облаках, сверкая золотыми и серебряными локонами, и вещают античными голосами – послушно сидим, задрав голову. И снег идет, и Царь поет роскошным басом-баритоном арию «крамольного» содержания «Убей царя!» (тексты зонгов Алексея Кортнева). Царь (Сергей Беляев) – мягкий сдобный простодушный кретин, «помазанник божий» с куриными мозгами и большими амбициями. Спальник (Эдуард Чекмазов сыграл одну из лучших ролей в этом спектакле) – классический злодей в черном, мстительный, визгливый, куражистый. Сочной, обворожительной Ирине Пеговой (Кобылица, Девушка, Царь-девица) играть нечего, поэтому зрителю остается следить за ее волшебными стремительными переодеваниями и преображениями. Конек-Горбунок (Сергей Медведев) тоже лишен всякой индивидуальности, и сказать про него нечего: ну, в летных очках, ну, сено жует. Впрочем, яркие эпизоды есть у каждого персонажа (все работают на износ, с огромным удовольствием – и это главная заслуга создателей и участников спектакля). Но когда прислушиваешься к тому, что они все произносят – тут-то и становится ясно, в чем причина смутного беспокойства. Дело в том, что сказку Ершова переписали братья Пресняковы, известные и популярные современные драматурги. Поэтому из сказки волшебным образом исчезли живые люди, говорящие звери и прочие умные сказочные существа. Их лишили слова человечьего, они перестали слышать друг друга и понимать. Их диалоги – случайный треп, актерская отсебятина. Но – тс-с-с! Это заметили только дяди и тети. Дети получают свой восторг и свою сказку.

А взрослым, жаждущим реприз Шварца и афоризмов Горина, здесь ничего не светит. В смысле – не греет.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
  • В «Сатириконе» пропишется «Дорогая Елена Сергеевна»

    В театре «Сатирикон» начались репетиции психологической драмы по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Постановщик – выпускник мастерской Камы Гинкаса в Высшей школе сценических искусств Владимир Жуков. ...
Читайте также