В белом пространстве Бомарше

В Казанском БДТ им. Качалова сыграли «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

 
Мрачный пушкинский герой вспоминал завет друга: «Брат Сальери, как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти „Женитьбу Фигаро“». Александр Славутский, представляя зрителям первую премьеру на отремонтированной сцене казанского БДТ им. Качалова, явно принял завет автора близко к сердцу.
 

Безумный день в поместье Альмавивы начинается с торжественного выхода музыкантов. Раскланявшись с зрителями, они занимают свои места у пюпитров, и… опускаются в оркестровую яму, чтобы оттуда сопровождать и комментировать действие мелодиями Рене Обри. А на авансцену выйдет бодрая группа полотеров, которые в такт музыке начнут подготовку дома к торжественному дню. Фигаро (Илья Славутский), торжественный и важный мажордом, легко проведет белоснежным платком по натертому полу и проверит все ли подготовлено к выходу его сиятельства.
 
Постоянный соавтор Александра Славутского сценограф Александр Патраков выстроил на сцене театра систему перемещающихся ширм. Они то раздвигаются анфиладой дворцовых коридоров, то выгораживают интимные пространства хозяйских будуаров, то превращаются в лабиринт садовых беседок, окружающих «большие каштаны». Художник по костюмам Рустам Исхаков одел мужчин в праздничные белые камзолы, а женщин в белые платья с соблазнительно короткими пышными юбками. «Лакеи в аристократических домах носили ливреи часто более нарядные и красочные, чем костюмы господ», – поясняет нам авторитетный историк.
А дом графа Альмавивы – это не какое-то там сельское захолустье, Севилья – в пешей доступности.
 
В графском поместье каждый выход госпожи обставляется затейливой церемонией поклонов и книксенов. Импровизированное судилище подается со столичной пышностью. А уж свадьба камердинера и камеристки и вовсе готовится со всей серьезностью главного события лета.
Репетируются романсы. Их поют часто, охотно. Вокальными упражнениями тут занимаются не только юный и довольно брутальный паж Керубино (Алексей Захаров) или учитель музыки Базиль (Илья Скрябин). Сама обворожительная Графиня (Елена Ряшина) поет, аккомпанируя себе на клавесине. И чем больше напряжение момента, тем более страстно звучит голос, забираясь уж совсем в гибельные выси.
Александр Славутский бережно отнесся к тексту Бомарше (разве что разбил на части и разбросал по действию знаменитый монолог Фигаро о трудностях бедняка, решившего пробиться в люди).
И авторский текст – в благодарность за человеческое к себе отношение, – звучит на удивление современно по языку, и по смыслу. «У тебя прескверная репутация, Фигаро! – А если я лучше своей репутации? Многие ли вельможи могут сказать о себе то же самое?» Или: «Стараться важностью цели оправдать убожество средств – вот вам и вся политика, не сойти мне с этого места».
 
Впрочем, и для молодого Бомарше, и для многоопытного Славутского все вызовы и несправедливости окружающего мира отнюдь не отменяют общего ощущения жизни как прекрасного и опасного приключения, где все возможно, но нельзя терять самообладания и иронии.
Бомарше на сцене казанского БДТ развеселит любого меланхолика и излечит любую Несмеяну. И только уж совсем задвинутые на социальности зануды, у которых на глазах очки, а в душе осень, – будут вздыхать о «революционном противостоянии слуг и господ в поместье испанского тирана» или требовать усилить тему борьбы за права женщин и незаконнорожденных.
 
Торжествующим «Виват, любовь!» кончается казанский спектакль.
Постановка Александра Славутского, возможно, чересчур исчерпывающе оправдывает решительно все зрительские ожидания. Но ее здоровый смех над собой и окружающим миром – правильный перпендикуляр времени за окном, когда глупости творятся со всех сторон с истерическими взвизгами и звериной серьезностью на лицах. А безумные дни кончаются чем угодно, но только не праздником.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Гастроли «Гоголь-центра» пройдут в БДТ

    С 18 по 22 февраля в БДТ им. Товстоногова пройдут гастроли московского театра «Гоголь-центр». На Основной сцене петербургского театра будут представлены спектакли Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии» и «(М)ученик». ...
  • Севастопольский театр покажет в РАМТе «Мастера и Маргариту»

    В апреле Севастопольский академический русский драматический театр им. Луначарского привезет в Москву четыре постановки.   «Везем спектакли «Мастер и Маргарита» и «Анна Каренина», две премьеры этого сезона - «Бесы» и «Ромео и Джульетта», - цитирует ТАСС слова худрука театра Григория Лифанова. ...
  • Студенты Владимира Панкова представляют премьеру в центре Помпиду

    Российский институт театрального искусства 12 и 13 февраля играет премьеру спектакля «Монтаж аттракционов» в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» во Франции.   Инсценировка станет ярким аккордом выставки «Экстатический глаз. ...
  • Фестиваль Context. Diana Vishneva объявил программу

    VIII Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 22 июня по 20 октября. В его программу войдут спектакли коллективов из Канады, Израиля, Италии и России. Об этом во вторник на пресс-конференции сообщила художественный руководитель фестиваля, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева. ...
Читайте также