«С Державиным поссориться невозможно»

Авторская колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
23 декабря исполняется 50 лет с того момента, как Михал Михалыч Державин был принят в Театр сатиры.  Это праздник!
 
Державин и я – это уже явление биологически-клиническое. Зрительское ощущение, что мы, как сиамские близнецы, живем на мягкой сцепке долголетней пуповины, ошибочно. Мы играем разные роли в разных спектаклях. У нас разные жены, семьи, разные внуки, разные машины, разные характеры – все разное. Очень много эстрадных и даже театральных пар распалось из-за того, что невыносимо так много времени проводить вместе. Или вот, например, конфликт: Карпов – Каспаров. У одного ужасный характер, у другого – еще хуже. Я уверен, что дело вовсе не в характерах. Просто, когда десятилетиями сидишь друг против друга, нос в нос, захочется убить.

С Державиным поссориться невозможно – он не дается, несмотря на мой занудливый характер. В редких, крайних случаях он говорит мне:
– Осторожней! Не забывай, что я – национальное достояние!
– Где? – спрашиваю я.
– В нашем дуэте.

Он послушен, но острожен. Он выходит на сцену с любым недомоганием – от прыща до давления 200/130.
Как-то он звонит мне днем, перед концертом, запланированным на вечер, и шепчет:
– Совершенно потерял голос. Не знаю, что делать. Приезжай.
Я приезжаю. Ему еще хуже. Он хрипит:
– Садись, сейчас Танька придет (Танька – это его сестра), найдет лекарство из Кремлевки.
А кремлевская аптека – потому, что женой Михал Михалыча в те времена была Нина Семеновна Буденная. Мы садимся играть в настольный хоккей. Михал Михалычу все хуже и хуже, Тани нет.

Он хрипит:
– Давай пошуруем в аптечке.
И вынимает оттуда огромные белые таблетки:
– Наверное, от горла – очень большие.
Берет стакан воды, проглатывает. У него перехватывает дыхание.
– Какая силища, – с трудом произносит Михал Михалыч, – пробило до сих пор…
Затем он начинает страшно икать, и у него идет пена изо рта. Я мокрым полотенцем снимаю пену.
– Вот Кремлевка! – сипит МихалМихалыч.

Тут входит Таня. Я говорю:
– Братец помирает, лечим горло.
И показываю ей таблетки. Она падает на пол. Оказывается, на упаковке на английском (которого мы не учили) написано:
– Пенообразующее противозачаточное средство. Вводится за пять минут до акта.
Он ввел и стал пенообразовывать. Ах, если бы я знал, что он предохраняется…

Наш дуэт с Державиным не узаконен, хотя нам однажды намекали на подозорительность взаимоотношений. Чтобы как-то зафиксировать наш союз, мы даже пытались создать партию «Шире, Держава», но не смогли ее официально застолбить из-за отсутствия четкой программы. У других партий, оказывается, она четкая.

Я в сложнейшем положении – вместиться в разворот «Театрала» с эмоциями о друге с 70-летним стажем стыдно, трудно и глупо. Требовать дополнительный объем – нахально. Поэтому ограничиваюсь глубоким радостным и благородным вздохом. Ура!
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Габриэль Гарсиа Маркес: «Основой нашей жизни является любовь»

    Ровно четыре года назад не стало величайшего писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, у которого мне посчастливилось брать интервью. О том, как это происходило, (и часть самого интервью) я опубликовал в те печальные дни на страницах моей газеты «Новые Известия», которая тогда еще была жива. ...
  • Алексей Франдетти: «Подъем начался с падения»

    В минувшее воскресенье, 15 апреля, состоялась церемония вручения театральной премии «Золотая маска». Лучшей работой режиссера в оперетте и мюзикле жюри признало спектакль Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (Московский театр на Таганке). ...
  • Легендарному гримеру исполнилось 88 лет

    Полвека Николай Максимов служил во МХАТе, куда пришел 14-летним мальчиком в годы Великой Отечественной войны. А с 1993 года его жизнь связана с театром Александра Калягина Et Cetera, где Николай Митрофанович и сегодня заведует гримировальным цехом. ...
  • «Люди – отдельно, государство – отдельно»

    В воскресенье, 15 апреля, будут объявлены лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска». Один из фаворитов – спектакль Алексея Бородина «Демократия», выдвинутый на премию в трех номинациях. Как говорить о политике со сцены, «Театрал» спросил у Петра КРАСИЛОВА, уже получившего за роль разведчика Гюнтера Гийома премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru