И народные артисты, и артисты «из народа»

В Вольске прошел Фестиваль театров малых городов

 
За годы своего существования Фестиваль театров малых городов России сменил множество адресов. Проводился в Балаково и Лысьве, Коломне и Зарайске, Пятигорске и Дубне… На сей раз он прописался в Вольске Саратовской области. И надо ли удивляться, что на церемонию открытия помимо президента фестиваля Евгения Миронова приехал еще один выдающийся уроженец Саратова Олег Табаков.
 
Собственно, в Саратове и начались праздничные торжества. 28 мая здесь, перед фасадом театра драмы открыли памятник Олегу Янковскому (легендарный артист, начинавший свой творческий путь на местной сцене, изображен в роли барона Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова). Вслед за этим московская делегация посетила Театральный институт, где недавно только завершилась реконструкция.
 
«Я провинциал»
– Мою аудиторию просто не узнать! – сказал Евгений Миронов. – Да и здание изменилось до неузнаваемости.
В 1986 году он, молодой выпускник института, отклонил предложение стать актером Саратовского ТЮЗа и уехал в Москву – «поступать к Табакову».
Сам Олег Павлович, у которого в МХТ и Театре на Чаплыгина работает много выпускников саратовского вуза, говорит, что благодаря родному городу у него в свое время появилось хобби – открывать таланты.

–Я еще в «Современнике» работал, когда ко мне стали обращаться земляки с просьбами: посмотрите такую-то девочку, посоветуйте репертуар такому-то парню, – говорит Табаков. – Обращались саратовцы, для которых я был, как бы это сказать, своимчеловеком на киноэкране. И я охотно смотрел, подсказывал, участвовал… Сначала – потому, что просили, затем немного окреп и сам уже стал выискивать таланты по всем необъятным просторам нашей родины. И делаю это до сих пор. Школу открыл… Понимаете какое дело, российская глубинка во все времена питала талантами столицу. Я и сам провинциал.
Ироничную фразу: «Я провинциал», – из уст Олега Павловича можно было услышать во все времена. Так было и на заре его творческой деятельности в «Современнике», и в годы борьбы за судьбу Театра на улице Чаплыгина, и в начале 2000-х, когда Михаил Швыдкой уговорил Табакова возглавить МХТ им. Чехова.

«Я провинциал…» – в зависимости от ситуации произносит Олег Павлович. Иногда лукаво-кокетливо, иногда с неприкрытой гордостью, иногда – как оправдание какому-нибудь простецкому поступку.
 
Во власти «импровизации»
На фестивале в Вольске о своих провинциальных корнях вслед за Табаковым с гордостью вспоминали все – не только участники, но и организаторы. Председатель жюри Ольга Остроумова рассказала, например, что ее детство прошло в маленьком городке Бугуруслан Оренбургской области.

– Страшно сказать, но больше полувека назад в Бугуруслане был театр, вокруг которого формировалась вся культурная жизнь. Именно с ним и связаны мои первые впечатления, которые подтолкнули меня к выбору актерской профессии.
Свой первый театральный опыт получил в глубинке и Евгений Миронов.

–Ту «встречу с искусством» не забуду никогда, – рассказал однажды Евгений Витальевич корреспонденту журнала «Театрал». – В нашем городе Татищево Саратовской области не было театра, был только клуб и самодеятельный коллектив. И я, будучи школьником, пришел туда, где за массивным столом сидела томная женщина с сигаретой в зубах. «Повернись», – сказала она мне басом. Я повернулся. Дама глубоко затянулась: «Слушай меня, мой мальчик, ты никогда не будешь артистом. Но это ничего не значит. Ты будешь участвовать у меня в самодеятельности». И дала мне роль Черта в уличном шествии, посвященном проводам Масленицы. Спектакли она не ставила, ей было некогда, но для городских праздников, видимо, старалась.

Когда я пришел к ней во второй раз и спросил: «А где же текст роли? Какие слова нужно произносить?» – женщина снова глубоко затянулась и сквозь дым процедила: «Импровизация». Я не терял надежды, ведь было, к чему стремиться: среди персонажей этого праздника мне запомнился, например, Лель, который являлся настоящей звездой, поскольку произносил какие-то слова. А я попал в компанию бессловесных чертей, Кикиморы болотной, но очень ответственно подошел к первой роли: пришел заранее, загримировался, позвал родственников и одноклассников – праздник проходил на центральной площади перед памятником Ленину. Дали старт – мы вылетели со свистом, и я гордился тем, что замыкаю эту праздничную колонну. Но радость моя продолжалась недолго: мы так стремительно промчались мимо площади, что опомнился я уже в гастрономе, где был винно-водочный отдел, и вся нечистая сила тут же бросилась к витринам со спиртным. А через несколько минут я вместе с ними отметил на пеньке свою премьеру.

 «Нам удалось переломить ситуацию»

За несколько десятилетий в жизни российской глубинки, наверное, мало что изменилось. Театр здесь по-прежнему является окном в большой мир. И не только по части репертуарного своего наполнения (в основе спектаклей – мироваядраматургия), но и по части собственныхвозможностей: а вдруг однажды на городских тумбах появятся афиши, извещающие о приезде какой-нибудь знаменитости?

Артистов в глубинке боготворят. К их приезду готовятся. Каждая встреча – как праздник, счастливое исключение давно устоявшейся жизни.
А уж когда приезжает целый театральный десант и знаменитые артисты прогуливаются по центральной улице, – жизнь города останавливается. Так было и в этом году в Вольске, где помимо Миронова, Табакова и Остроумовой – председателя жюри XIV Фестиваля театров малых городов России, – можно было встретить и Константина Хабенского (в день открытия фестиваляв качестве гостевого спектакля МХТ им. Чехова показал свой «Контрабас»).

Маленький промышленный Вольск (всего 70 тыс. жителей), живущий интересами преимущественно сельского хозяйства и местного цементного завода, на целую неделю (28 мая – 3 июня) превратился в крупный театральный центр. Коллективы из Лысьвы, Ельца, Глазова, Каменск-Уральского, Кудымкара, Лысьвы, Минусинска, Набережных Челнов, Тобольска, Новокуйбышевска, Норильска, Рыбинска, Советска и самого Вольска сыграли здесь свои спектакли.

– Примечательно, что артисты на протяжении всего фестиваля могли жить в Вольске, – говорит Евгений Миронов. – Я рад, что Министерство культуры предоставило нам такую возможность. Ведь как было раньше, в первые годы проведения этого фестиваля? Коллектив показывал свою работу и уезжал, а результаты работы жюри (кто какие призы получил) узнавали уже дома. Нам удалось переломить ситуацию и уже в который раз участники приезжают на фестиваль на целую неделю. Они участвуют в мастер-классах по речи и пластике, они ходят на спектакли коллег, они общаются друг с другом, их спектакли разбирают столичные критики. И это дает, я надеюсь, столь необходимую подпитку: коллективы развиваются, и мы видим, как среди них появляются свои лидеры, как год от года растет мастерство…
 
На голом энтузиазме
Евгений Миронов прав: за годы своего существования Фестиваль театров малых городов стал явлением примечательным. И дело не только в том, что спектакли-лауреаты показывают в Москве, а режиссер-победитель зачастую получает право на постановку в Театре Наций (так было с Ильей Ротенбергом и Искандером Сакаевым, чьи спектакли идут в Театре Наций). Фестиваль открывает новые имена, без которых трудно теперь представить современную театральную Россию.

Так произошло, например, с коллективами из маленьких шахтерских городов Серова и Прокопьевска, спектакли которых уже не раз побывали на гастролях в Москве. С большим интересом критики встречают каждую новую постановку Дениса Бокурадзе в Новокуйбышевском театре «Грань» или работы Дамира Салимзянова в театре города Глазов «Парафраз» с его колоритной «артисткой из народа» Любовью Бёрдовой. Не первый год подряд прочно удерживает лидерскую позицию режиссер Алексей Песегов и его Минуссинский драматический театр. И подобных примеров можно привести еще множество.

Живут небогато – в вечном поиске денег на текущую крышу, на водопровод, на отопление, на костюмы, на постановку, на декорации, на оборудование сцены… Экономят в круговерти собственных потребностей. Но несмотря на все трудности, вечерами на маленькой провинциальной сцене загорается свет рампы и создается совершенно особенный мир, звучат аплодисменты, а вместе с этим приходит надежда: значит, всё не зря.

Извечная экономия толкает к изобретательности. Выживают даже на краю географии. Например, в поселке городского типа Мотыгино Красноярского края живет всего лишь 5тыс. человек. Самая глубь Сибири. На карте не сразу и найдешь. Но даже в числе этих немногочисленных жителей появились настоящие энтузиасты, для которых театр стал своего рода «градообразующим предприятием». Во всяком случае, сегодня об уникальном Мотыгинском театре знают в Москве и Петербурге, а пару лет назад его спектакль «Чудная жизнь» по Шукшину был показан в Коломне в рамках Фестиваля театров малых городов.
Как отмечает телеканал «Россия 24», за время фестиваля в Вольске Театры показали лучшее, что у них есть. В родном Каменск-Уральском постановка «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской уже год собирает аншлаги. В этом году философскую мистерию о любви привезли на фестиваль.

– Этот фестиваль всегда чреват открытиями, – говорит его арт-дирекор, театральный критик Олег Лоевский. – В него просто заложены открытия. Конечно, в основном, актерскими, потому что провинция богата актерами невероятно.
Доезжая до фестивальных площадок театры из небольших городов действительно открывают для себя новые берега и буквально за неделю получают такой заряд творческой энергии, какой у себя дома взять просто негде. Так что, с берегов Волги, из города Вольска, коллективы увезут с собой новые знакомства, а коллективы еще долго будут вспоминать прошедшие спектакли.
– Здесь они все хотят играть, как никто, не так, как большие академические театры. Они сами шьют костюмы. В малых городах обязательно должны быть театры, – сказала Ольга Остроумова.
 
Победители
Нынешний фестиваль, прошедший уже в 14-й раз, выявил очередных победителей, без которых теперь тоже невозможно представить современную театральную Россию. Призы и награды распределились следующим образом
 
Приз Губернатора Саратовской области В.В. Радаева «За масштабное решение пьесы русского классического репертуара»   Рыбинскому драматическому театру за спектакль «Зойкина квартира» /Ярославская область/, режиссер  Петр Орлов
 
Специальный приз Министерства культуры Саратовской области Лысьвенскому театру драмы имени А.А.Савина /Пермский край/ за сценографию спектакля «Тихий шорох уходящих шагов», режиссер Артем Терехин
 
Специальный приз от Вольского муниципального района «За весомый вклад в организацию и проведение XIV Фестиваля театров малых городов России»   Драматическому театру города Вольска /Саратовская область/
 
Специальный приз Депутата Государственной Думы Николая Васильевича Панкова   Тарасенко Антону, актеру драматического театра города Вольска /Саратовская область/ за роль Макбета в спектакле «Страсти по Макбету»
 
Специальный приз Председателя жюри Ольги Остроумовой «За высокое служение театральному искусству» – Александру Миронову, Заслуженному артисту России, Лысьвенский театр драмы им.А.А.Савина
 
Специальный приз жюри «За творческую смелость в освоении мирового классического репертуара» Драматическому театру города Вольска, спектакль «Страсти по Макбету» /Саратовская область/, режиссер   Олег Загуменнов
 
Приз Ассоциации театральных критиков России Глазовскому театру «Парафраз» /Удмуртская Республика/   за спектакль «Процесс» по роману Ф.Кафки, режиссер Дамир Салимзянов
 
приз «Надежда»  Олегу Корныльеву  за исполнение роли Гамлета в спектакле “HAMLET|MOUSETRAP” Норильского Заполярного театра драмы им.Вл.Маяковского /Красноярский край/, режиссер   Анна Бабанова
 
приз в номинации «Лучшая мужская роль» – Владимиру Ломаеву за исполнение роли Йозефа К. в спектакле «Процесс» Ф. Кафки Глазовского драматического театра «Парафраз» /Удмуртская Республика/, режиссер   Дамир Салимзянов
 
приз в номинации «Лучшая женская роль» Марине Кулясовой за роль Бекки Корбетт в спектакле «Кроличья нора» Русского драматического театра «Мастеровые» (г.Набережные Челны, Республика Татарстан), режиссер   Денис Хуснияров
 
Гран-при «Лучший спектакль малой сцйенической формы» – спектакль «Корабль Дураков» Театра-студии «Грань» (г.Новокуйбышевск, Самарская область), режиссер   Денис Бокурадзе
 
Гран-при «Лучший спектакль большой сценической формы» – спектакль «Колыбельная для Софьи», Минусинского драматического театра /Красноярский край/, режиссер   Алексей Песегов
 
P.S.
В жюри под председательством Ольги Остроумовой вошли театральные критики Олег Лоевский (Екатеринбург), Андрей Пронин (С.-Петербург), Ирина Алпатова (Москва), Анна Банасюкевич (Москва),Наталия Каминская (Москва), Алла Михалёва (Москва). Кроме того, в творческий актив фестиваля, а фактически в число главных его организаторов входит Елена Носова, куратор театральных проектов Государственного Театра Наций.


  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • И народные артисты, и артисты «из народа»

    За годы своего существования Фестиваль театров малых городов России сменил множество адресов. Проводился в Балаково и Лысьве, Коломне и Зарайске, Пятигорске и Дубне… На сей раз он прописался в Вольске Саратовской области. ...
  • КТО МЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

    Лабораторный опыт подготовки эскизов спектаклей за три дня знаком десяткам российских театров малых городов (проект Театра наций при поддержке Минкультуры РФ). Впервые к этому опыту присоединился Донской театр драмы и комедии имени В. ...
  • После ремонта Театр на Перовской вновь распахнул свои двери

    Капитальный ремонт в Московском драматическом театре на Перовской полностью завершен, в рамках ремонта изменен облик фасада здания и отремонтированы помещения театра, сообщила в пятницу пресс-служба департамента культуры Москвы. ...
  • Недетская логика

    В Москве, на сцене Центра драматургии и режиссуры на Поварской, прошли открытые показы эскизов спектаклей для возрастной категории «12+». Будущие постановки Полины Стружковой, Виктории Пучковой, Артема Кузина и Анфисы Ивановой – результат работы лаборатории «Молодые режиссеры – детям». ...
Читайте также