Владимир Юровский вновь соединил музыку с историей

Клоуны и классики

 
В Концертном зале им. Чайковского прошел трехдневный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром: Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». На этот раз проект Московской филармонии включал музыку молодого Шостаковича к театральному «Гамлету» Николая Акимова и к немому фильму «Новый Вавилон». Музыку молодого Прокофьева к «Египетским ночам» Таирова. И мировую премьеру оперы Сергея Слонимского «Король Лир», приуроченную, как и прочие вечера, к юбилею Шекспира. 
 
За несколько лет ежегодный проект Владимира Юровского и руководимого им Госоркестра имени Светланова получил в меломанской среде неофициальный статус культового. Когда Юровский не только дирижирует, но и, будучи эрудитом и прирожденным оратором, рассказывает, у слушателей возникает двойной интерес. Дирижер, который выводит музыку на культурные и исторические прогулки, избавляет ее от привкуса цеховой элитарности. У Юровского есть прекрасное качество, которое можно назвать культурным любопытством. (Хотя на самом деле это больше, чем любопытство, тут вечная потребность пытливого ума – узнать и понять больше, чем знаешь и понимаешь.) Благодаря этому публика учится вникать кроме текста еще и в контекст, и в культурно-исторические связи. К тому же Юровский разговаривает на том уровне внутренней свободы, который в наше упрощенческое время не часто обнаружишь.

…Режиссер Николай Акимов, поставивший в 1932 году «Гамлета» в Театре им. Вахтангова как карнавальный «выворот» наизнанку, легко нашел общий язык с молодым Шостаковичем. Оба тяготели к клоунаде, сатире и шутовству. Оба ненавидели «сопливые эмоции» и обходились без прямоточной сентиментальной лирики. Их творческий тандем – часть исторических поисков разного рода соавторов, толкователей и ниспровергателей классики, в числе которых, как отметил Юровский, и многочисленные современные режиссеры, в том числе – оперные. Акимов, адепт смеховой культуры, устроил из трагедии шутовской балаган (Офелия у него, например, блудливая шпионка Клавдия, утонувшая от избытка алкоголя, а Призрака отца – в эпоху борьбы с мистикой и религиозным дурманом – вовсе нет, его придумывает расчетливый Гамлет в борьбе за корону). Не пощадили даже прославленный текст. Чего стоит уже монолог акимовского могильщика: «Рыть иль не рыть – вот в чем вопрос». Но, как выразился Юровский, «Оскорбляя Шекспира, Акимов его не оскорблял». Он просто ответил всему уныло-тяжеловесному и псевдоохранительному в театре.

 Дирижер говорил об этом вместе с режиссером Михаилом Левитиным, лично знавшим Акимова. Левитин выходил на сцену то с черепом, то с короной в руках (и даже с живой свинкой!). Так создавалась «фантазия на тему Акимова», в которой оркестранты сидели в бархатных беретах с разноцветными перьями. Музыка Шостаковича, сыгранная по эпизодам давно не существующего спектакля, напомнила об эффекте разорвавшейся бомбы, который некогда вызвала скандальная постановка. Дело тут в смеси серьезности и пародии, которой пронизана, кажется, каждая нота. Когда «жестокое» танго и пошлые галопчики сплетены с настоящим реквиемом, романс – с канканом, звучит парафраз песенок «В лесу родилась елочка» и «Цыпленок жареный», а вальс под поедание обеда сменяется тягучей колыбельной. Флейта издевательски насмешничает, труба зовет в никуда, а гулко ухающая туба ставит жирную точку в гонке персонажей, проносящихся под ритмы дьявольского танца. Шостакович волшебно умел делать из банальностей новые вселенные.
Идея другой литературно-музыкальной композиции (музыка Прокофьева к «Египетским ночам» Таирова в Камерном театре) показалась не столь увлекательной, несмотря на участие Чулпан Хаматовой и Максима Суханова. Артисты зачитывали отрывки из спектакля, соединившего волей Таирова «Цезаря и Клеопатру» Шоу, «Египетские ночи» Пушкина (монолог «Чертог сиял…») и «Антония и Клеопатру» Шекспира. В отсутствие живого спектакля, где Клеопатру играла Алиса Коонен (произнося слова в строгом, привязанном к музыке ритме), это показалось несколько искусственным. Мало того, автору этих строк, уж простите, захотелось, чтобы 44 номера музыки не заглушались словами. Даже если это великий Шекспир и прочие классики. Чтобы вслушаться в звуки музыки. Потому что, как заметил Юровский, в этом сочинении Прокофьев делает «цеховую работу на шекспировском материале», опробуя гармонии будущего балета «Ромео и Джульетта».

Когда Юровский и киновед Наталья Нусинова рассказывали о немом фильме «Новый Вавилон», был нарушен баланс между концертом и лекторием. В пользу последнего. Нет, все понятно: Юровский человек увлеченный (и это прекрасно!), но, утопив неподготовленную аудиторию в море интереснейших фактов, собеседники не совсем четко выстроили базовые основы, отчего факты, влетев в одно ухо, большей частью благополучно вылетали из второго. К примеру, сказав, что авторы фильма Козинцев и Трауберг считали своим кумиром Гриффита, неплохо бы пояснить аудитории, кто такой Гриффит и почему он был кумиром молодых новаторов. Не потому ли, что великий американский кинорежиссер фактически придумал параллельный монтаж?

Впрочем, идея сыграть киномузыку не саму по себе, а как ей и положено, вместе с показом 93-минутной версии «Вавилона», себя полностью оправдала. Вечер многое рассказал и о перфекционисте Юровском, который, ради полного совершенства в совпадении кино- и звукоряда, выучил, по его словам, фильм наизусть. И о Шостаковиче, с его рождающим новые смыслы контрапунктом «поперек» действия и дерзкими экскурсами в исторический музыкальный диапазон – от революционной песни XVIII века «Саира» до цитат из Оффенбаха с Чайковским, причем тесно связанных с поиском фирменных авторских интонаций, которые будут – вскоре после фильма – реализованы в опере «Леди Макбет Мценского уезда». И как ярко высветилась эпоха создания фильма, наследие которой – в высших художественных проявлениях – сегодня воспринимается парадоксом. Идеологически выдержанное кино, что задумывалось как привет лучезарному будущему, сегодня неотделимо от мрачного прошлого. А «Новый Вавилон», фильм о Парижской коммуне, задуманный и реализованный как агитка, сегодня воспринимается в русле «искусства для искусства», когда формой восхищаешься отдельно от содержания.

Завершила трилогию Юровского мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Король Лир». Написанная 15 лет назад опера без хоров долго пролежала в композиторском столе, а теперь режиссер Михаил Кисляров сделал ее полусценическую версию. Удачно обыграв интерьеры и реквизит Зала Чайковского, когда металлическая подставка для хора стала королевским помостом или холмом на пустоши, а псевдостаринный портик – колоннадой дворца. Это был не спектакль, а праздник творческой раскованности. Юровский то и дело вмешивался в действие, обмениваясь репликами с персонажами и напрямую, прерывая музыку, обращаясь к аудитории. Бас Максим Михайлов при окладистой бороде, в белой поддевке и сапогах, перевоплощался из поющего Лира в говорящего Льва Николаевича Толстого: композитор вывел писателя в качестве брюзжащего резонера, по ходу действия критикующего нелюбимого Шекспира. Оркестр вставлял словечки и реплики, имитируя зрительские разговоры в антракте. В партитуре Слонимского поиски композиторов ХХ века соединились с отсылками к барочной традиции, персонально – к музыкальному «одноголосию» Монтеверди. Слонимский, как и во многих других вещах, использует прием, который описывает так: к каждому персонажу «как будто прикреплена тень определенного инструмента или группы». Музыка, надо сказать, весьма выиграла от соединения с театром. А голос и игра Максима Михайлова, как и пение Любови Петровой (Корделия) придали вечеру статус вокального события.

Трехдневный проект Юровского, хочется надеяться, помог слушателям понять главное. Что трудная и часто неблагодарная работа по сниманию хрестоматийного глянца с классики есть единственная возможность придать этой самой классике вечную необходимость для потомков – не на словах, а на деле. И независимо от художественного результата работы.  Просто по принципу «дорогу осилит идущий». Это конечно, вдобавок к превосходному оркестру. Но у Юровского с оркестром всегда так.  


  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Римас Туминас: «Поставлю что-нибудь хулиганское»

    Художественный руководитель Театра им. Вахтангова на днях вернулся из Германии, куда ездил на лечение, и уже приступил к следующим работам. – В ноябре Симоновскую сцену открываем, – сказал он «Театралу». – Поэтому мысли сейчас только об этом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мариинка выпустит записи на виниловых пластинках

    Лейбл Mariinsky, принадлежащий Мариинскому театру, впервые выпустит серию записей на виниловых пластинках. Первые из них появятся в продаже уже 20 октября. Об этом сообщает пресс-служба Мариинского театра. «20 октября в продаже появятся записи Первого фортепианного концерта Петра Чайковского, где сольную партию исполнит Даниил Трифонов, а также Первого и Третьего фортепианных концертов и «Рапсодии на тему Паганини» Сергея Рахманинова. ...
  • «Кармен» Дмитрия Чернякова увидят в Экс-ан-Провансе

    17 октября Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) начнет проект «Опера на экране» – бесплатные кинопоказы спектаклей, созданных для фестиваля оперного искусства в Экс-ан-Провансе. ...
  • Пласидо Доминго выступил в Санкт-Петербурге

    Легендарный певец Пласидо Доминго принял участи в фестивале Мариинского театра «Звезды белых ночей». Для своего выступления в этом году музыкант выбрал оперы Джузеппе Верди: он исполнил заглавную партию в «Макбете» и продирижировал «Трубадуром». ...
  • Лабрадор присоединился к выступлению Венского оркестра

    В турецком городе Эфес во время фестиваля камерной музыки IKSEV, на который по традиции приезжает множество туристов со всей Европы, на сцене появился лабрадор. Занятный случай, вызвавший хохот зрительного зала, зафиксировал на  камеру турецкий пианист Фазиль Сей. ...
Читайте также