Платоновский фестиваль стартовал «Носорогами» Боба Уилсона

7 метров кабеля любви

 
Главное фестивальное событие провинциальной России – Платоновский фестиваль искусств (художественный руководитель – Михаил Бычков) с каждым годом прирастает новыми именами, программами, площадками, направлениями. Фестивальные мероприятия идут на сценах воронежских театров, концертных залов, в музейных пространствах, на арт-площадках, на городских улицах и площадях и даже на эстраде, выстроенной на Белом озере. В день открытия фестиваля начали работу две уникальные выставки – «Театр Таирова и Коонен» из собрания Музея Бахрушина и выставка художников-нонконформистов из собрания Всеволода Некрасова (Музей личных коллекций ГМИИ им. Пушкина). А на двух сценах города были показаны спектакли легендарного патриарха Роберта Уилсона «Носороги» по Ионеско (Национальный театр Крайовы) и уникального Даниэле ФинциПаски – «Белое на белом».
 
Фестивальная программа напрямую зависит от гастрольного графика приглашенных гостей, но встреча в программе Роберта Уилсона и Даниэле Финци Паски выглядела как нельзя более символичной. Два полюса современного театра сошлись в Воронеже и дали возможность оценить красоту панорамы. С одной стороны –великолепный патриарх визуального театра, использующий все достижения театральной техники,умеющий каждое мгновение сценического действия превратить вживописный шедевр. С другой - прямой наследник уличных гистрионов, акробатов, клоунов, шутов и рассказчиков – Даниэле Финци Паска, творящий чудо из кусочка бумаги, кучки перьев или веревки. Холодный иронист, давно с горечью выставивший людскому роду крайне невысокую оценку. И – веселый энтузиаст-гуманист, снова и снова удостоверяющийся в неистребимой доброте собратьев по разуму.

На расстоянии пяти минут ходьбы друг от друга эти очень разные и очень взаимозависимые художники показали нам свои модели бытия. И ту, где людей практически ничего не отличает от носорогов. И ту, где они легко и просто совершают чудеса самопожертвования и любви.

Уже перед спектаклем «Носороги» из-за закрытого занавеса вырывается леденящий душу рев. А из оркестровой ямы торчат гипсовые головы каких-то закопанных статуй… Когда спектакль начнется, головы откроют глаза, из разверстых ртов зазвучит какофония невнятных слов и звуков (так легко в носорожий рев переходящая). По авансцене пройдет парад провинциальных чудиков – гротескных теток в обтягивающих тугие телеса платьях и моргающих глазами телок, почтенных бородатых клерков и хлыщеватых юнцов. Прекрасные румынские актеры Национального театра, воспитанные Сильвиу Пуркарете, легко освоились во Вселенной Уилсона и явно кайфуют от ее возможностей.

Как и многие спектакли Боба Уилсона, «Носороги» раскадрованы буквально по минутам и каждая сценическая картинка просто просится в фотоальбом. Изменения цвета задника здесь более важно, чем развитие интриги. Падающие в замедленной съемке спиленные сосны жальче, чем людей. А силуэты вытянутых стульев рассказывают о мире больше, чем споры о том: двурогий или однорогий носорог задавил котенка госпожи Беф.
Уселись за столик в кафе Беранже со своим почтенным приятелем. А писатель с пишущей машинкой (сам Ионеско) примостился рядом и начал озвучивать первые реплики своей пьесы… Персонажи иногда повторяют его пассажи, иногда нет. Действие движется не словами и событиями, но кадрами, каждый раз отбиваемыми резким музыкальным звуком и вспышкой света.
Персонажи Ионеско превращались в носорогов с неотвратимостью рока – бацилла «оносороживания» сидела в каждом.

Для Уилсона люди изначально ничем не отличаются от носорогов (разве что куда менее живописны).

Гуляющий по лесу застенчивый красавец и впрямь симпатичнее тихого алкоголика Беранже, который оказался куда более устойчивым к «оносороживанию», чем остальные его сограждане. И все же финальное обещание героя «остаться человеком вопреки всему» звучит абсолютно утопично: если не сию минуту, так уже завтра Беранже, каким его видит Уилсон присоединится к торжествующему реву стада.
 
Камерная постановка «Белое на белом» – история торжествующей любви. ЕЕ играет бразильская актриса Элен Биттенкорт. ЕГО -голландский клоун Гус Меусэн. В постановке использованы 360 электрических лампочек и 7 метров кабеля.

Пересказывать спектакли Финци Паска – занятие неблагодарное. Как пересказать клоунаду «вывинчивания перегоревшей лампочки», из которой рождается нежность? Или игру света и полутени электрического леса, в котором Он и Она ищут друг друга?

Истории их жизни – самая обыкновенная. Одинокое детство и юность. История первой встречи. Слова «я тебя люблю» нацарапанные за столиком в кафе.Финци Паска умеет передавать нежность каждого мгновения жизни, ее, жизни, трепет и теплоту. Чудо самого простого – прогулки по пляжу, смеха вдвоем, прикосновения руки к твоей щеке…

Его герои живут в маленьком городке – в самом центре знакомой Вселенной.
А потом приходит горе – Ее болезнь. И его невероятные усилия сохранить главное – чудо их совместного пути, радость и тайну дома, ласку каждой вещи, которой она касается. Он придумывает дом – сад электрически лампочек. И надевает маску гиппопотама, которая Ее смешит.

«Никто не поставил бы и гроша на наше будущее… Но Она выздоровела».
Надо ли говорить, что на Финци Паска залитый слезами зал встает в едином порыве и хлопает самозабвенно, как в детстве на волшебной сказке.

…Носорогов вокруг, конечно, становится все больше и ревут они все сердитее и согласованнее. Но чудеса – они тоже живут рядом, просто надо уметь их видеть…  
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
Читайте также


Читайте также

  • Московская консерватория отметит день рождения

    Выступление Концертного симфонического оркестра под руководством Анатолия Левина состоится 13 сентября на сцене Большого зала в честь 151-го дня рождения Московской консерватории им. Чайковского, передает пресс-служба Министерства культуры. ...
  • Театр мюзикла поздравит Москву с юбилеем

    Московский театр мюзикла примет участие в юбилейном вечере в честь 870-летия Москвы, который пройдет 9 сентября на Патриарших прудах. Об этом сообщает «КП».   В честь Дня города театр подготовил специальную программу, в которую войдут лучшие номера из мюзиклов «Принцесса цирка» и «Жизнь прекрасна!». ...
  • В Москве покажут уникальные записи о Рудольфе Нурееве

    «Ночь Рудольфа Нуреева» пройдет 26 августа в Каретном сарае Театрального музея им. Бахрушина в рамках Всероссийской акции «Ночь кино».   «В программе – показ документальных сюжетов о жизни и творчестве знаменитого артиста и экранизированной версии балета «Дон Кихот», созданной Нуреевым в 1973 году», – передает пресс-служба музея. ...
  • В чертогах памяти

    Одним из главных событий нынешнего Чеховского фестиваля стал моноспектакль Робера Лепажа «887», показанный на сцене Театра наций. Он поражает не только виртуозным использованием новейших технологий, чудесами и сценическими фокусами, но удивительно искренней интонацией художника, который делится со зрителями самым дорогим – своим собственным детством. ...
Читайте также