В Нижегородской драме рассказали об убийстве Павла I

«Умолк рев Норда сиповатый…»

 
Вышедшая в 1908 году в издательстве Пирожкова драма Мережковского «ПавелI» сразу была запрещена и конфискована как проявление «дерзостного неуважения к Высшей Власти…» Четыре года спустя вердикт удалось оспорить в суде, обвинения с автора были сняты.
 
Писатель продолжил работу исследователя феномена самодержавия как манифестации силы Антихриста, создав трилогию «Царство зверя», куда помимо «Павла» вошли романы «Александр I» и «14 декабря». И тут Мережковский был прямым наследником традиций русской исторической драматургии, где начиная с «Хорева» Сумарокова, история всегда была, прежде всего, поводом прямого высказывания по самым актуальным вопросам с непременным «уроком» царям и властителям.

«Павел I», рассказывающий о горе страны, чье существование целиком подчинено желаниям, капризам, маниям одного человека, - впрямую адресовался августейшему читателю. Судьба пра-пра-деда читаласьнедвусмысленным предостережением царю, уже пережившему революционные волнения 1905 года и живущему под грозной тенью нависающей катастрофы и торопящему ее всеми своими метаниями в политике внутренней и внешней.

Режиссер Елена Невежина и художник Дмитрий Разумов создали на сцене нижегородского театра драмы облик царства, где властвуют сумерки и свободно разгуливают призраки. Страны, которую уже накрыли крылья ночи, и потому ожили все мороки и химеры.

На сцене – макет Михайловского замка (он же - императорская кушетка, он же – стол для государственных бумаг). Черные капюшоны сгрудились караулом по краям сцены и оживают в самые неожиданные моменты… Программная костюмированность спектакля – с кринолинами и пудренными париками и набеленными лицами царедворцев - тут отсылает отнюдь не к оперному большому стилю, но к фильму ужасов. Танцующие «психеи» в ампирных платьях с высокими талиями, кажется, вот-вот обнажат клыки вампиров.

Главным героем же спектакля стал отнюдь не несчастный сумасшедший Павел-Евгений Зеринс его резкими переходами от любви к человечеству к крикам «запороть», с его мечтами о благе всего человечества и с полкомотправленным на завоевание Индии без карт и фуража… Главным героем не стал иего благовоспитанный наследник – цесаревич Александр-Иван Бычков.


В центре спектакля Елены Невежиной - интриган и политтехнолог граф Пален-Сергей Блохин.Военный губернатор Петербурга ведет опасную игру и с императором, и с цесаревичем. Он подслушивает, подсматривает, лукавит, множит слухи и сплетни, нагнетает атмосферу истерической безысходности. Но и сам отравляется общей бациллой страха и предощущения грядущей катастрофы…
Граф Пален уверен, что главная угроза российской империи – сумасшедший с бритвою в руке занявший императорский престол.

Но будет ли благодетелен для России дворцовый переворот, который усадит на трон отцеубийцу?
Графу кажется, что все нити интриги в его руках. Он обольщает, запутывает, заговаривает Павла, которому как всякому слабому человеку так хочется кому-то довериться и на кого-то опереться. Он искушает, льстит и запугивает Александра, который как всякий начинающий политик мнит себя стратегом и тактиком…

Но и сам этот сухопарый и храбрый военный и искушенный царедворец – только пешка в руках рока.
Все громче и настойчивее звучит «Болеро» Равеля (выбор музыки, может, слишком лобовой и однозначный для полифонического и сложно придуманного спектакля Елены Невежиной, слишком прямо договаривающей предрассудок любимой мысли.


Каждый шаг, каждый поворот сюжета торопит и окликает катастрофу. Последнее свидание Павла с Анной Гагариной-Маргаритой Баголей. Женское сердце чувствует беду: Анна просит Павла провести ночь в ее покоях. Но император непреклонен. Судьба-тревога даже не ведет, но буквально тащит его в тщательно подготовленную ловушку…

Ангелами смерти плывут фрейлины, заступают на караул черные капюшоны. Действующие лица выстраиваются на авансцене в караул с масками императора в руках …
Заговорщики обсуждают как скорее привести тело в надлежащий вид (били даже мертвого и сильно изуродовали тело). Вдовствующая императрица приглашает старшего сына Александра пойти взглянуть на отца и протягивает ему корону…

Русская история вступает в новую фазу: впереди «дней Александровых прекрасное начало», которое славили и Державин, и Пушкин. Впереди Отечественная война. Впереди разочарование в «плешивом щеголе» на троне. Впереди бунт 14 декабря… История движется по спирали и каждый поворот оказывается все более кровавым.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также