Без вины виноватые

В «Театре.doc» Владимир Мирзоев поставил новую пьесу Максима Курочкина

 
Тандем Владимир Мирзоев – Максим Курочкин сложился давно. Один из самых загадочных режиссеров и, пожалуй, самый загадочный драматург. Оба описывают мир за окном, как постмодернисткий хаос, злую пародию на человечество. Сокрушительная ирония при этом не всегда оправдывает часто туманные смыслы и выводы.
 
Мирзоев был первым режиссером, взявшимся ставить Курочкина (спектакль по пьесе «Глаз»). Курочкин – первым драматургом, которому Мирзоев заказал текст (пьеса «Стальова воля»). Очередной спектакль-ребус Мирзоева–Курочкина можно увидеть в «Театре. doc». На этот раз основу взят миф об Эдипе, античном царе, невольно убившем отца и женившемся на матери.
Пьесу «Молчи, Эдип» Курочкин написал по заказу режиссера, сюжет перенесен в актуальный контекст. При этом прямых параллелей с нынешним днем нет. Играют спектакль в белом зале. Художник Сергей Тырышкин добавил туда только стол с раскаченной ножкой, заколоченное деревянными досками окно и ворох «бамбуковых» палок, которые фиванский царь со своей свитой то разбрасывает, то собирает (почему – нет ответа).

Одеты герои в жутковатые спортивные костюмы и майки-алкоголички. На Иокасте – пластмассовая корона и накладные ресницы. Быдловатое царское семейство выделывает фирменные мирзоевские пассы – нечто среднее между восточной гимнастикой  и акробатическими этюдами. И между делом тревожится вопросом собственного выживания. Современный Эдип-тиран озадачен: он, равный своему режиму, останется царствовать? Он убивает в себе чувство вины (Вина, кстати, – имя реального персонажа, сына Эдипа от наложницы).
Иокаста, узнав правду о сыне-муже и не думает вешаться, зато губит собственного брата Креонта, случайно услышавшего правду. Если миф об Эдипе – это трагедия о роке (человек должен отвечать даже за те преступления, которых он не хотел, но совершил). То «Эдип» Курочкина–Мирзоева – трагедия о слепой судьбе, о безнаказанности виновных.
Лесть близкого окружения Эдипа сводит его с ума, реальной картины он уже не видит. А нереальная состоит из пустых философствований и будничных убийств неугодных.

Креонт. Понимаю. Ты слишком долго правишь Фивами.
Эдип. Слишком?
Креонт. Я…
Эдип. Слишком?
Креонт. Для того, чтобы не разучиться смеяться мягким шуткам. Только для этого. Для всего другого – ты правишь недостаточно…
Эдип. ???
Креонт. Недостаточно долго. Для всего, для всех, для меня, для других фиванцев, для твоих замыслов – недостаточно долго.
 
Или:
Эдип. Нельзя сказать, что я обнес своей любовью хоть кого-нибудь из фиванцев…
Креонт. Можно. Любил всех. Многих помногу.
Эдип. Самых последних из последних.
Креонт. Какие-то мертвы.
Эдип. Сейчас мертвы, да. Но когда я любил их, ничего такого не было.
Креонт.  Просто не все выдерживают.
Ничего не напоминает? Мирзоев перед премьерой сказал следующее: «Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая». У современной России явный комплекс, ее не отпускает Советский Союз, она повторяет его ошибки, точно так же надрывается, ищет «защиты» у прошлого и отрицает неизбежное. Негромкий камерный спектакль на это все только изящно намекает. Но все настолько узнаваемо, что не услышать горечь режиссера и драматурга невозможно. И эту горечь ни разделить.

Финал несколько скомкан, о какой «трещине в фиванской земле и щели» говорят герои неясно (смыслы можно увидеть любые), и почему возвращается Сфинкс. И как ни стараются актеры (в двух составах заняты Арман Хачатрян, Александр Яцетюк, Ирина Вилкова, Анна Котова-Дерябина, Тамила Нестеренко, Александра Осицына, Марина Бойко, Анфиса Черных, Наталья Тетенова, Роман Кац, Ольга Лысак), понять постановочный рисунок «с разбега» не представляется возможным. Многозначительный мирзоевский туман возвращается и уже не отступает. Впрочем, главный посыл (по крайней мере, посыл драматурга) все равно прозрачен: чем нести околесицу и верить в собственную богоизбранность, «Эдипу», действительно, лучше молчать.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Фоменки получат «Завещание Чарльза Адамса»

    На Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» 24 июня состоится премьера комедии «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Режиссер-постановщик – Олег Глушков. «Источником вдохновения для создателей спектакля стало черно-белое кино и винтажные комиксы, немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. ...
  • В Большом театре представят «Периколу»

    Большой театр впервые поставил оперу-буфф Жака Оффенбаха «Перикола». Премьерные показы состоятся 20-22 июня на Камерной сцене им. Покровского. В основе либретто - комедия Мериме «Карета святых даров». У героини этой истории был реальный прототип - знаменитая перуанская актриса и певица Мария Микаэла Вильегас Уртадо (1748-1819) по прозвищу Перикола, возлюбленная вице-короля Перу Мануэля де Амата-и-Хуньета. ...
  • Выходит в свет июльский «Театрал»

    На страницах летнего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем мечтает Юлия Хлынина; - как проходил в Берлине международный фестиваль «Мир русского театра»; - почему так опасна мода на сталинизм: мнение председателя Совета при Президенте РФ Михаила Федотова; - каким был театральный сезон: «Театрал» и критики подводят итоги; - что вы знаете о настоящей дружбе: в РАМТе вышла премьера спектакля «Манюня»; - почему режиссер Семён Спивак стал «заложником» Чехова; - как Александр Ширвиндт спасает юмором: заметки о юбиляре; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - почему Римас Туминас не смотрит своих спектаклей; - какие секреты таит закулисье театра «Практика»; - о чем нельзя забывать в театре: заметки про этикет; - что такое квипрокво: ответ в рубрике «Театральный словарь»; - почему традиция и авангард неразделимы: колонка Дмитрия Трубочкина; - чем вдохновляла Евгения Евтушенко поэтесса Новелла Матвеева; - как в Китае принимали «Евгения Онегина» Театра им. ...
  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
Читайте также