Без вины виноватые

В «Театре.doc» Владимир Мирзоев поставил новую пьесу Максима Курочкина

 
Тандем Владимир Мирзоев – Максим Курочкин сложился давно. Один из самых загадочных режиссеров и, пожалуй, самый загадочный драматург. Оба описывают мир за окном, как постмодернисткий хаос, злую пародию на человечество. Сокрушительная ирония при этом не всегда оправдывает часто туманные смыслы и выводы.
 
Мирзоев был первым режиссером, взявшимся ставить Курочкина (спектакль по пьесе «Глаз»). Курочкин – первым драматургом, которому Мирзоев заказал текст (пьеса «Стальова воля»). Очередной спектакль-ребус Мирзоева–Курочкина можно увидеть в «Театре. doc». На этот раз основу взят миф об Эдипе, античном царе, невольно убившем отца и женившемся на матери.
Пьесу «Молчи, Эдип» Курочкин написал по заказу режиссера, сюжет перенесен в актуальный контекст. При этом прямых параллелей с нынешним днем нет. Играют спектакль в белом зале. Художник Сергей Тырышкин добавил туда только стол с раскаченной ножкой, заколоченное деревянными досками окно и ворох «бамбуковых» палок, которые фиванский царь со своей свитой то разбрасывает, то собирает (почему – нет ответа).

Одеты герои в жутковатые спортивные костюмы и майки-алкоголички. На Иокасте – пластмассовая корона и накладные ресницы. Быдловатое царское семейство выделывает фирменные мирзоевские пассы – нечто среднее между восточной гимнастикой  и акробатическими этюдами. И между делом тревожится вопросом собственного выживания. Современный Эдип-тиран озадачен: он, равный своему режиму, останется царствовать? Он убивает в себе чувство вины (Вина, кстати, – имя реального персонажа, сына Эдипа от наложницы).
Иокаста, узнав правду о сыне-муже и не думает вешаться, зато губит собственного брата Креонта, случайно услышавшего правду. Если миф об Эдипе – это трагедия о роке (человек должен отвечать даже за те преступления, которых он не хотел, но совершил). То «Эдип» Курочкина–Мирзоева – трагедия о слепой судьбе, о безнаказанности виновных.
Лесть близкого окружения Эдипа сводит его с ума, реальной картины он уже не видит. А нереальная состоит из пустых философствований и будничных убийств неугодных.

Креонт. Понимаю. Ты слишком долго правишь Фивами.
Эдип. Слишком?
Креонт. Я…
Эдип. Слишком?
Креонт. Для того, чтобы не разучиться смеяться мягким шуткам. Только для этого. Для всего другого – ты правишь недостаточно…
Эдип. ???
Креонт. Недостаточно долго. Для всего, для всех, для меня, для других фиванцев, для твоих замыслов – недостаточно долго.
 
Или:
Эдип. Нельзя сказать, что я обнес своей любовью хоть кого-нибудь из фиванцев…
Креонт. Можно. Любил всех. Многих помногу.
Эдип. Самых последних из последних.
Креонт. Какие-то мертвы.
Эдип. Сейчас мертвы, да. Но когда я любил их, ничего такого не было.
Креонт.  Просто не все выдерживают.
Ничего не напоминает? Мирзоев перед премьерой сказал следующее: «Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая». У современной России явный комплекс, ее не отпускает Советский Союз, она повторяет его ошибки, точно так же надрывается, ищет «защиты» у прошлого и отрицает неизбежное. Негромкий камерный спектакль на это все только изящно намекает. Но все настолько узнаваемо, что не услышать горечь режиссера и драматурга невозможно. И эту горечь ни разделить.

Финал несколько скомкан, о какой «трещине в фиванской земле и щели» говорят герои неясно (смыслы можно увидеть любые), и почему возвращается Сфинкс. И как ни стараются актеры (в двух составах заняты Арман Хачатрян, Александр Яцетюк, Ирина Вилкова, Анна Котова-Дерябина, Тамила Нестеренко, Александра Осицына, Марина Бойко, Анфиса Черных, Наталья Тетенова, Роман Кац, Ольга Лысак), понять постановочный рисунок «с разбега» не представляется возможным. Многозначительный мирзоевский туман возвращается и уже не отступает. Впрочем, главный посыл (по крайней мере, посыл драматурга) все равно прозрачен: чем нести околесицу и верить в собственную богоизбранность, «Эдипу», действительно, лучше молчать.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • «Звезда Театрала»-2017. Шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. В каждой номинации определились тройки лидеров (с июня голосование проводится на сайте журнала) и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и сделать свой выбор. ...
Читайте также


Читайте также

  • В театре Покровского поставят малоизвестную оперу Моцарта

    Как сообщили в театре, премьера ранней оперы Моцарта «Луций Сулла» запланирована под занавес сезона в июле следующего года. Постановки этого произведения можно пересчитать по пальцам. В последний раз «Луций Сулла» ставили в Зальцбурге и Ганновере в 2006 году. ...
  • Девушка, которая поет

    В «Школе драматического искусства» поставили спектакль по пьесе Островского. Роль Ларисы Огудаловой сыграла одна из самых многообещающих актрис сегодняшней сцены – Мария Смольникова.    Какой актер не мечтает сыграть Гамлета. ...
  • «Мы в театре. Актеры могут меняться ролями»

    Израильский режиссер, экс-руководитель театра «Габима» (Тель-Авив) Илан Ронен приступил к репетициям спектакля «Визит старой дамы», премьера которой состоится в нынешнем сезоне в Малом театре.   – Здесь 40 персонажей, – сказал режиссер на первой читке пьесы. ...
  • Премьера во время чумы

    Это какой-то небывалый, сюрреалистический случай в нашей театральной практике, когда спектакль выпускается без режиссера, сидящего в это время под домашним арестом по делу о мошенничестве. К счастью, Кирилл Серебренников успел в общих чертах собрать спектакль еще летом, но самые важные предпремьерные репетиции проходили без него. ...
Читайте также