Без вины виноватые

В «Театре.doc» Владимир Мирзоев поставил новую пьесу Максима Курочкина

 
Тандем Владимир Мирзоев – Максим Курочкин сложился давно. Один из самых загадочных режиссеров и, пожалуй, самый загадочный драматург. Оба описывают мир за окном, как постмодернисткий хаос, злую пародию на человечество. Сокрушительная ирония при этом не всегда оправдывает часто туманные смыслы и выводы.
 
Мирзоев был первым режиссером, взявшимся ставить Курочкина (спектакль по пьесе «Глаз»). Курочкин – первым драматургом, которому Мирзоев заказал текст (пьеса «Стальова воля»). Очередной спектакль-ребус Мирзоева–Курочкина можно увидеть в «Театре. doc». На этот раз основу взят миф об Эдипе, античном царе, невольно убившем отца и женившемся на матери.
Пьесу «Молчи, Эдип» Курочкин написал по заказу режиссера, сюжет перенесен в актуальный контекст. При этом прямых параллелей с нынешним днем нет. Играют спектакль в белом зале. Художник Сергей Тырышкин добавил туда только стол с раскаченной ножкой, заколоченное деревянными досками окно и ворох «бамбуковых» палок, которые фиванский царь со своей свитой то разбрасывает, то собирает (почему – нет ответа).

Одеты герои в жутковатые спортивные костюмы и майки-алкоголички. На Иокасте – пластмассовая корона и накладные ресницы. Быдловатое царское семейство выделывает фирменные мирзоевские пассы – нечто среднее между восточной гимнастикой  и акробатическими этюдами. И между делом тревожится вопросом собственного выживания. Современный Эдип-тиран озадачен: он, равный своему режиму, останется царствовать? Он убивает в себе чувство вины (Вина, кстати, – имя реального персонажа, сына Эдипа от наложницы).
Иокаста, узнав правду о сыне-муже и не думает вешаться, зато губит собственного брата Креонта, случайно услышавшего правду. Если миф об Эдипе – это трагедия о роке (человек должен отвечать даже за те преступления, которых он не хотел, но совершил). То «Эдип» Курочкина–Мирзоева – трагедия о слепой судьбе, о безнаказанности виновных.
Лесть близкого окружения Эдипа сводит его с ума, реальной картины он уже не видит. А нереальная состоит из пустых философствований и будничных убийств неугодных.

Креонт. Понимаю. Ты слишком долго правишь Фивами.
Эдип. Слишком?
Креонт. Я…
Эдип. Слишком?
Креонт. Для того, чтобы не разучиться смеяться мягким шуткам. Только для этого. Для всего другого – ты правишь недостаточно…
Эдип. ???
Креонт. Недостаточно долго. Для всего, для всех, для меня, для других фиванцев, для твоих замыслов – недостаточно долго.
 
Или:
Эдип. Нельзя сказать, что я обнес своей любовью хоть кого-нибудь из фиванцев…
Креонт. Можно. Любил всех. Многих помногу.
Эдип. Самых последних из последних.
Креонт. Какие-то мертвы.
Эдип. Сейчас мертвы, да. Но когда я любил их, ничего такого не было.
Креонт.  Просто не все выдерживают.
Ничего не напоминает? Мирзоев перед премьерой сказал следующее: «Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая». У современной России явный комплекс, ее не отпускает Советский Союз, она повторяет его ошибки, точно так же надрывается, ищет «защиты» у прошлого и отрицает неизбежное. Негромкий камерный спектакль на это все только изящно намекает. Но все настолько узнаваемо, что не услышать горечь режиссера и драматурга невозможно. И эту горечь ни разделить.

Финал несколько скомкан, о какой «трещине в фиванской земле и щели» говорят герои неясно (смыслы можно увидеть любые), и почему возвращается Сфинкс. И как ни стараются актеры (в двух составах заняты Арман Хачатрян, Александр Яцетюк, Ирина Вилкова, Анна Котова-Дерябина, Тамила Нестеренко, Александра Осицына, Марина Бойко, Анфиса Черных, Наталья Тетенова, Роман Кац, Ольга Лысак), понять постановочный рисунок «с разбега» не представляется возможным. Многозначительный мирзоевский туман возвращается и уже не отступает. Впрочем, главный посыл (по крайней мере, посыл драматурга) все равно прозрачен: чем нести околесицу и верить в собственную богоизбранность, «Эдипу», действительно, лучше молчать.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Цена улыбки

    24 апреля в Москве погиб актер, педагог Школы-студии МХАТ, уроженец Денвера (штат Колорадо, США) Казимир Лиске. По факту гибели проводится расследование. Обстоятельства смерти артиста пока не называются. Потерю Кэза сегодня оплакивают не только в России, он остался своим и для театральной и студенческой Америки. ...
  • В Сети появились редкие записи театральных капустников

    Видеозаписи юмористических выступлений Зиновия Гердта и Петра Тодоровского, Ростислава Плятта и Владимира Канделаки, Александра Ширвиндта и Михаила Державина, Александра Филиппенко и Марка Розовского теперь доступны любому пользователю. ...
  • Юрий Бутусов: «Здание театра, основанного великим Аркадием Райкиным, уничтожается»

    Открытое письмо театральной общественности, коллегам, зрителям от главного режиссера Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова появилось в воскресенье, 23 апреля, на сайте радиостанции «Эхо Москвы». ...
  • Бесконечные барьеры

    Я очень подвел свой любимый вполне интеллигентный журнал «Театрал», не сдав вовремя материал для своей рубрики «В промежутках между…». Винюсь. Просто в недавних «промежутках» было столько событийных соблазнов, что поневоле пришлось переключать организм на сторону. ...
Читайте также


Читайте также

  • Борис Эйфман представит новую версию «Русского Гамлета»

    Обновленная версия балета о судьбе Павла I будет показана 26 апреля  на сцене Александринского театра.   Обновление спектакль приурочено к 40-летию Академического театра балета Бориса Эйфмана. Для возрожденного спектакля художником Вячеславом Окуневым были созданы новые костюмы и декорации, наполненные глубокой символикой. ...
  • «У всех давно ворота заперты и собаки спущены»

    В системе Станиславского есть термин «лучеиспускание». По мысли К.С., достичь его можно лишь в том спектакле, где между партнерами устанавливается крепкая связь, которая помогает им органично существовать на сцене. ...
  • Премьеры недели (24-30 апреля)

    В ближайшие дни любителей театра ждет сразу несколько интересных работ. А на минувшей неделе, согласно опросу «Театрала», самой ожидаемой премьерой стала постановка Романа Виктюка «Крылья из пепла» (24% голосов). ...
  • Et Cetera объявил дату премьеры «Ревизора» с Калягиным в роли Хлестакова

    Премьера гоголевского «Ревизора» в постановке главного режиссера театра Et Cetera Роберта Стуруа была заявлена еще в начале сезона – на сборе труппы. Однако точная дата не называлась. По сведениям «Театрала», дату премьеры Александр Калягин переносил не раз. ...
Читайте также