Без вины виноватые

В «Театре.doc» Владимир Мирзоев поставил новую пьесу Максима Курочкина

 
Тандем Владимир Мирзоев – Максим Курочкин сложился давно. Один из самых загадочных режиссеров и, пожалуй, самый загадочный драматург. Оба описывают мир за окном, как постмодернисткий хаос, злую пародию на человечество. Сокрушительная ирония при этом не всегда оправдывает часто туманные смыслы и выводы.
 
Мирзоев был первым режиссером, взявшимся ставить Курочкина (спектакль по пьесе «Глаз»). Курочкин – первым драматургом, которому Мирзоев заказал текст (пьеса «Стальова воля»). Очередной спектакль-ребус Мирзоева–Курочкина можно увидеть в «Театре. doc». На этот раз основу взят миф об Эдипе, античном царе, невольно убившем отца и женившемся на матери.
Пьесу «Молчи, Эдип» Курочкин написал по заказу режиссера, сюжет перенесен в актуальный контекст. При этом прямых параллелей с нынешним днем нет. Играют спектакль в белом зале. Художник Сергей Тырышкин добавил туда только стол с раскаченной ножкой, заколоченное деревянными досками окно и ворох «бамбуковых» палок, которые фиванский царь со своей свитой то разбрасывает, то собирает (почему – нет ответа).

Одеты герои в жутковатые спортивные костюмы и майки-алкоголички. На Иокасте – пластмассовая корона и накладные ресницы. Быдловатое царское семейство выделывает фирменные мирзоевские пассы – нечто среднее между восточной гимнастикой  и акробатическими этюдами. И между делом тревожится вопросом собственного выживания. Современный Эдип-тиран озадачен: он, равный своему режиму, останется царствовать? Он убивает в себе чувство вины (Вина, кстати, – имя реального персонажа, сына Эдипа от наложницы).
Иокаста, узнав правду о сыне-муже и не думает вешаться, зато губит собственного брата Креонта, случайно услышавшего правду. Если миф об Эдипе – это трагедия о роке (человек должен отвечать даже за те преступления, которых он не хотел, но совершил). То «Эдип» Курочкина–Мирзоева – трагедия о слепой судьбе, о безнаказанности виновных.
Лесть близкого окружения Эдипа сводит его с ума, реальной картины он уже не видит. А нереальная состоит из пустых философствований и будничных убийств неугодных.

Креонт. Понимаю. Ты слишком долго правишь Фивами.
Эдип. Слишком?
Креонт. Я…
Эдип. Слишком?
Креонт. Для того, чтобы не разучиться смеяться мягким шуткам. Только для этого. Для всего другого – ты правишь недостаточно…
Эдип. ???
Креонт. Недостаточно долго. Для всего, для всех, для меня, для других фиванцев, для твоих замыслов – недостаточно долго.
 
Или:
Эдип. Нельзя сказать, что я обнес своей любовью хоть кого-нибудь из фиванцев…
Креонт. Можно. Любил всех. Многих помногу.
Эдип. Самых последних из последних.
Креонт. Какие-то мертвы.
Эдип. Сейчас мертвы, да. Но когда я любил их, ничего такого не было.
Креонт.  Просто не все выдерживают.
Ничего не напоминает? Мирзоев перед премьерой сказал следующее: «Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая». У современной России явный комплекс, ее не отпускает Советский Союз, она повторяет его ошибки, точно так же надрывается, ищет «защиты» у прошлого и отрицает неизбежное. Негромкий камерный спектакль на это все только изящно намекает. Но все настолько узнаваемо, что не услышать горечь режиссера и драматурга невозможно. И эту горечь ни разделить.

Финал несколько скомкан, о какой «трещине в фиванской земле и щели» говорят герои неясно (смыслы можно увидеть любые), и почему возвращается Сфинкс. И как ни стараются актеры (в двух составах заняты Арман Хачатрян, Александр Яцетюк, Ирина Вилкова, Анна Котова-Дерябина, Тамила Нестеренко, Александра Осицына, Марина Бойко, Анфиса Черных, Наталья Тетенова, Роман Кац, Ольга Лысак), понять постановочный рисунок «с разбега» не представляется возможным. Многозначительный мирзоевский туман возвращается и уже не отступает. Впрочем, главный посыл (по крайней мере, посыл драматурга) все равно прозрачен: чем нести околесицу и верить в собственную богоизбранность, «Эдипу», действительно, лучше молчать.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков поставил «Вишневый сад»

    В Московском Губернском театре идут репетиции спектакля «Вишневый сад» – произведения, в котором Сергей Безруков делает акцент на многолетней и безнадежной истории любви Лопахина к Раневской. Это история о любви, которую «Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше», – уточняет пресс-служба театра. ...
  • Театр Табакова выпускает спектакль по фильму Феллини

    В «Табакерке» завершаются репетиции музыкального спектакля «Ночи Кабирии», в основе которого – сюжет легендарной картины Федерико Феллини (1957). Над постановкой работают режиссеры Алена Лаптева и Янина Колесниченко. ...
  • В «АпАРТе» готовят перфоманс о Цветаевой

    27 ноября в Московском драматическом театре «АпАРТе» состоится единственный показ медиа-перфоманса, посвященный 125-летию Марины Цветаевой. – Почему перфоманс? Хотелось нестандартно подойти к такой интересной и волнующей теме, – говорит автор и режиссер спектакля Наталья Рябочкина. ...
  • Алексей Ратманский выпускает «Ромео и Джульетту»

    С 22 по 26 ноября на Новой сцене ГАБТа пройдут премьерные показы балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского, сообщает пресс-служба театра. В прошлом художественный руководитель Большого, а сегодня – хореограф Американского театра балета, Ратманский создал свой новый спектакль в классической манере: артисты будут танцевать на пуантах. ...
Читайте также