Без вины виноватые

В «Театре.doc» Владимир Мирзоев поставил новую пьесу Максима Курочкина

 
Тандем Владимир Мирзоев – Максим Курочкин сложился давно. Один из самых загадочных режиссеров и, пожалуй, самый загадочный драматург. Оба описывают мир за окном, как постмодернисткий хаос, злую пародию на человечество. Сокрушительная ирония при этом не всегда оправдывает часто туманные смыслы и выводы.
 
Мирзоев был первым режиссером, взявшимся ставить Курочкина (спектакль по пьесе «Глаз»). Курочкин – первым драматургом, которому Мирзоев заказал текст (пьеса «Стальова воля»). Очередной спектакль-ребус Мирзоева–Курочкина можно увидеть в «Театре. doc». На этот раз основу взят миф об Эдипе, античном царе, невольно убившем отца и женившемся на матери.
Пьесу «Молчи, Эдип» Курочкин написал по заказу режиссера, сюжет перенесен в актуальный контекст. При этом прямых параллелей с нынешним днем нет. Играют спектакль в белом зале. Художник Сергей Тырышкин добавил туда только стол с раскаченной ножкой, заколоченное деревянными досками окно и ворох «бамбуковых» палок, которые фиванский царь со своей свитой то разбрасывает, то собирает (почему – нет ответа).

Одеты герои в жутковатые спортивные костюмы и майки-алкоголички. На Иокасте – пластмассовая корона и накладные ресницы. Быдловатое царское семейство выделывает фирменные мирзоевские пассы – нечто среднее между восточной гимнастикой  и акробатическими этюдами. И между делом тревожится вопросом собственного выживания. Современный Эдип-тиран озадачен: он, равный своему режиму, останется царствовать? Он убивает в себе чувство вины (Вина, кстати, – имя реального персонажа, сына Эдипа от наложницы).
Иокаста, узнав правду о сыне-муже и не думает вешаться, зато губит собственного брата Креонта, случайно услышавшего правду. Если миф об Эдипе – это трагедия о роке (человек должен отвечать даже за те преступления, которых он не хотел, но совершил). То «Эдип» Курочкина–Мирзоева – трагедия о слепой судьбе, о безнаказанности виновных.
Лесть близкого окружения Эдипа сводит его с ума, реальной картины он уже не видит. А нереальная состоит из пустых философствований и будничных убийств неугодных.

Креонт. Понимаю. Ты слишком долго правишь Фивами.
Эдип. Слишком?
Креонт. Я…
Эдип. Слишком?
Креонт. Для того, чтобы не разучиться смеяться мягким шуткам. Только для этого. Для всего другого – ты правишь недостаточно…
Эдип. ???
Креонт. Недостаточно долго. Для всего, для всех, для меня, для других фиванцев, для твоих замыслов – недостаточно долго.
 
Или:
Эдип. Нельзя сказать, что я обнес своей любовью хоть кого-нибудь из фиванцев…
Креонт. Можно. Любил всех. Многих помногу.
Эдип. Самых последних из последних.
Креонт. Какие-то мертвы.
Эдип. Сейчас мертвы, да. Но когда я любил их, ничего такого не было.
Креонт.  Просто не все выдерживают.
Ничего не напоминает? Мирзоев перед премьерой сказал следующее: «Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая». У современной России явный комплекс, ее не отпускает Советский Союз, она повторяет его ошибки, точно так же надрывается, ищет «защиты» у прошлого и отрицает неизбежное. Негромкий камерный спектакль на это все только изящно намекает. Но все настолько узнаваемо, что не услышать горечь режиссера и драматурга невозможно. И эту горечь ни разделить.

Финал несколько скомкан, о какой «трещине в фиванской земле и щели» говорят герои неясно (смыслы можно увидеть любые), и почему возвращается Сфинкс. И как ни стараются актеры (в двух составах заняты Арман Хачатрян, Александр Яцетюк, Ирина Вилкова, Анна Котова-Дерябина, Тамила Нестеренко, Александра Осицына, Марина Бойко, Анфиса Черных, Наталья Тетенова, Роман Кац, Ольга Лысак), понять постановочный рисунок «с разбега» не представляется возможным. Многозначительный мирзоевский туман возвращается и уже не отступает. Впрочем, главный посыл (по крайней мере, посыл драматурга) все равно прозрачен: чем нести околесицу и верить в собственную богоизбранность, «Эдипу», действительно, лучше молчать.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Комиссаржевской «пересмотрел» «Доктора Живаго»

    Главный режиссер Санкт-Петербургского Театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов выпускает в новой редакции спектакль «Доктор Живаго», премьера которого состоялась в феврале 2018 года. Новую версию постановки покажут 6 марта. ...
  • «Московская оперетта» готовит премьеру по Островскому

    Премьерные показы мюзикла «Доходное место» по пьесе Александра Островского пройдут 23 и 24 февраля на сцене Московского театра оперетты. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.  «Композитор Геннадий Гладков сумел создать яркую и образную палитру спектакля, добавив к современному музыкальному языку и  сегодняшним стремительным ритмам мелодические традиции XIX века. ...
  • Роман Виктюк поставил «Мелкого беса»

    В Театре Романа Виктюка 1 марта состоится премьера спектакля «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба. Над новой постановкой работает сам Роман Виктюк.  К «Мелкому бесу» он обращался уже дважды. До этого были резонансные спектакли не рекомендованного тогда к постановке романа в Русском театре Эстонии (1983) и в театре «Современник» (1987) с Игорем Квашой, Лией Ахеджаковой, Ниной Дорошиной, Ириной Метлицкой в главных ролях. ...
  • «Мне интересно работать над современной драматургией»

    В «Театре Луны» 7 февраля состоялась премьера спектакля Павла Урсула «Солнышко мое» с Анной Тереховой и Александром Песковым в главных ролях (на фото). Корреспондент «Театрала» узнал о работе над новой постановкой из первых уст. ...
Читайте также