«Если мои расчеты верны, то мы со зрителем поймем друг друга»

 
В Красноярском театре оперы и балета прошел необычный концерт SlovZov-GALA. Необычное в нем не столько то, что сцены из классических опер поставили в формате шоу, сколько то, что над постановкой работал не профессиональный режиссер, а директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков. «Театрал» не прошел мимо этого факта и побеседовал с дебютантом.
 
– Сергей, вам, наверное, часто задают этот вопрос, но все-таки… Почему вы, работник госкорпорации, вдруг сели за режиссерский столик?
– Заниматься оперой – мечта моей юности. Есть музыкальное образование (окончил музыкальное училище по специальности «солист оркестра и дирижер эстрадно-духового оркестра»). Могу читать партитуру.  Сегодня постановкой опер часто занимаются режиссеры драматического театра. Но многие забывают при этом, что в драме действуют совершенно другие законы. Возможно, именно поэтому возникает много экспериментов, которые просто отпугивают зрителя от оперы.
– Ваша постановка тоже далека от классической. Не боитесь «отпугнуть»?
­– Все зависит от того, как использовать драматургический потенциал оперы. Важно, чтобы это был не «скандал по плану», а обоснованное, понятное человеку постановочное решение. Если мои расчеты верны, то мы со зрителем поймем друг друга.
– Но все же, почему вы решили поменять классический сюжет? В основу SlovZov-GALA, насколько я знаю, легли ваши работы, которые вы показывали на музыкальных конкурсах…
– Этот концерт и был задуман, как Гала по итогам  международного конкурса, прошедшего в Красноярском театре.  Что касается изменений  сюжета, то это был  «счастливый случай». Жюри конкурса составило для вокалистов программу из не связанных между собой отрывков оперы. Пришлось придумывать историю из отношений Онегина и Ленского, поскольку именно баритон и тенор были конкурсантами, выпавшими мне по жребию... 
Сначала зрители слушали арию Онегина и арию Ленского просто в непривычныхинтерьерах (начальственный кабинет и тюремная камера  вместо традиционных сада и утренней зари). Потом Онегин, вместо того чтобы стрелять в Ленского, стреляет в тюремного конвоира... И, наконец, Онегин освобождает Ленского, надевает на него шинель убитого и уводит, чтобы спасти.
– А зрители? Как они реагировали на этот режиссерский прием?
– Когда вместо Ленского был застрелен конвоир, по залу пробежал истерический хохоток. Но пока шло оркестровое завершение картины, зритель осмыслил, что Онегин все это время выбирал между карьерой, начальственным статусом и высоким общественным положением, с одной стороны, и спасением друга детства (через служебное преступление) и участь изгнанника с другой.
После того, как занавес опустился, зрительный зал устроил исполнителям овацию. А если зрителям нравится, значит, они снова придут в театр и приведут знакомых. Это и есть цель. Если аудитория оперы будет приумножаться и пополняться молодежью, жанр будет развиваться.
– Постановка получила название в честь тенора Петра Словцова, видимо, потому, что в ХХ веке Петр Иванович был легендарным исполнителем партии Ленского?
– Потому что он фактически создал оперную традицию в Красноярске и в Сибири в целом. Собрал коллектив из 100 энтузиастов и на общественных началах (!)  поставил 14 опер, которые шли в 30-е годы с огромным успехом. А поскольку без визуального образа бренд двигать не получится,  то  мы художественно реконструировали  образ Петра Ивановича Словцова по видео.
– Судя по всему, видео в вашей постановке играет немаловажную особую роль…
– Мы составили программу из фрагментов 8 опер, при  этом действие не останавливалось ни на секунду.  Поэтому – да, все строилось на видеооформлении.
Великий Борис Александрович Покровский учил, что опера – жанр, объединяющий все искусства, можно прийти на оперу и увидеть синтез всего: музыки, живописи, драматургии, танца… Так было. Но время, технологии ушли вперед, появились новые жанры.
– Сейчас опера продолжает объединять все остальные жанры?
– В театрах, где реализуется именно такой подход, там успех. Оперный театр сегодня конкурирует за зрителя с кинематографом, телевидением, интернетом. Если синтезировать в постановке современный инструментарий для того, чтобы донести до нового поколения аудитории классический материал, то есть шанс побороться. 
Это не значит, что нужно «идти на поводу» у масс, как делают многие телевизионные коллеги, забивая эфирную сетку катастрофами и прочим негативом, обеспечивающим рейтинг. Конечно, сверхзадача – вести зрителя за собой, развиваться чуть быстрее, чтобы всегда можно было предложить что-то новое, но это очень трудно.
– Каким будет следующий эксперимент?
– Вместе с маэстро Александром Рудиным и оркестром MusicaViva 17 ноября  мы представим в Москве «Русалку» А.С. Даргомыжского. Это будет концертное исполнение, но с художественным оформлением и мизансценами, насколько позволят возможности площадки.
 
Справка
Сергей Новиков
Родился: в 1977 году в Нижнем Новгороде.
Образование: высшее - окончил Нижегородский Государственный Университет им Н.И.Лобачевского (филологический факультет).
Карьера: работал в Нижнем Новгороде на радио и телевидении ведущим теле- и  радиопрограмм, в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, с 2005 года -в Федеральном агентстве по атомной энергии, затем в Госкорпорации «Росатом».
Театральные постановки: Концерт-открытие сезона в Красноярском театре оперы и балета «Словцов-Гала». 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Адоскин: «Это было мне предназначено…»

    Актер Анатолий Адоскин в четверг, 23 ноября, отмечает 90-летие. Уже более 50 лет он работает в Театре имени Моссовета и успешно снимается в кино. Но сам актер главным в своей жизни считает исследовательскую работу, изучение творчества поэтов пушкинской поры. ...
  • Дмитрий Хворостовский: «Красивый голос – это только аванс»

    После двух с половиной лет борьбы с тяжелым заболеванием Дмитрий Хворостовский ушел из жизни в ночь на 22 ноября на 56-м году жизни. В память о выдающемся баритоне, чей талант вызывал восторг и согревал сердца, хочется напомнить интервью артиста «Театралу». ...
  • Эймунтас Някрошюс: «Надо ценить ежедневную жизнь»

    Во вторник, 21 ноября, Эймунтас Някрошюс отмечает 65-летие. По случаю юбилея «Театрал» приводит фрагаменты интервью режиссера нашему изданию.   О судьбе …Мне действительно повезло. Как-то все совпало. Как, бывает, выигрываешь в лотерее. ...
  • «Аморальность политиков – вот что особенно опасно»

    Вечером в понедельник, 20 ноября, в Театре им. Вахтангова пройдет вечер памяти народного артиста СССР Михаила Ульянова. Впрочем, вспоминают его не только в родном театре. Союз театральных деятелей, например, подготовил большую фотовыставку в память о своем экс-председателе (1986-1996). ...
Читайте также