«Если мои расчеты верны, то мы со зрителем поймем друг друга»

 
В Красноярском театре оперы и балета прошел необычный концерт SlovZov-GALA. Необычное в нем не столько то, что сцены из классических опер поставили в формате шоу, сколько то, что над постановкой работал не профессиональный режиссер, а директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков. «Театрал» не прошел мимо этого факта и побеседовал с дебютантом.
 
– Сергей, вам, наверное, часто задают этот вопрос, но все-таки… Почему вы, работник госкорпорации, вдруг сели за режиссерский столик?
– Заниматься оперой – мечта моей юности. Есть музыкальное образование (окончил музыкальное училище по специальности «солист оркестра и дирижер эстрадно-духового оркестра»). Могу читать партитуру.  Сегодня постановкой опер часто занимаются режиссеры драматического театра. Но многие забывают при этом, что в драме действуют совершенно другие законы. Возможно, именно поэтому возникает много экспериментов, которые просто отпугивают зрителя от оперы.
– Ваша постановка тоже далека от классической. Не боитесь «отпугнуть»?
­– Все зависит от того, как использовать драматургический потенциал оперы. Важно, чтобы это был не «скандал по плану», а обоснованное, понятное человеку постановочное решение. Если мои расчеты верны, то мы со зрителем поймем друг друга.
– Но все же, почему вы решили поменять классический сюжет? В основу SlovZov-GALA, насколько я знаю, легли ваши работы, которые вы показывали на музыкальных конкурсах…
– Этот концерт и был задуман, как Гала по итогам  международного конкурса, прошедшего в Красноярском театре.  Что касается изменений  сюжета, то это был  «счастливый случай». Жюри конкурса составило для вокалистов программу из не связанных между собой отрывков оперы. Пришлось придумывать историю из отношений Онегина и Ленского, поскольку именно баритон и тенор были конкурсантами, выпавшими мне по жребию... 
Сначала зрители слушали арию Онегина и арию Ленского просто в непривычныхинтерьерах (начальственный кабинет и тюремная камера  вместо традиционных сада и утренней зари). Потом Онегин, вместо того чтобы стрелять в Ленского, стреляет в тюремного конвоира... И, наконец, Онегин освобождает Ленского, надевает на него шинель убитого и уводит, чтобы спасти.
– А зрители? Как они реагировали на этот режиссерский прием?
– Когда вместо Ленского был застрелен конвоир, по залу пробежал истерический хохоток. Но пока шло оркестровое завершение картины, зритель осмыслил, что Онегин все это время выбирал между карьерой, начальственным статусом и высоким общественным положением, с одной стороны, и спасением друга детства (через служебное преступление) и участь изгнанника с другой.
После того, как занавес опустился, зрительный зал устроил исполнителям овацию. А если зрителям нравится, значит, они снова придут в театр и приведут знакомых. Это и есть цель. Если аудитория оперы будет приумножаться и пополняться молодежью, жанр будет развиваться.
– Постановка получила название в честь тенора Петра Словцова, видимо, потому, что в ХХ веке Петр Иванович был легендарным исполнителем партии Ленского?
– Потому что он фактически создал оперную традицию в Красноярске и в Сибири в целом. Собрал коллектив из 100 энтузиастов и на общественных началах (!)  поставил 14 опер, которые шли в 30-е годы с огромным успехом. А поскольку без визуального образа бренд двигать не получится,  то  мы художественно реконструировали  образ Петра Ивановича Словцова по видео.
– Судя по всему, видео в вашей постановке играет немаловажную особую роль…
– Мы составили программу из фрагментов 8 опер, при  этом действие не останавливалось ни на секунду.  Поэтому – да, все строилось на видеооформлении.
Великий Борис Александрович Покровский учил, что опера – жанр, объединяющий все искусства, можно прийти на оперу и увидеть синтез всего: музыки, живописи, драматургии, танца… Так было. Но время, технологии ушли вперед, появились новые жанры.
– Сейчас опера продолжает объединять все остальные жанры?
– В театрах, где реализуется именно такой подход, там успех. Оперный театр сегодня конкурирует за зрителя с кинематографом, телевидением, интернетом. Если синтезировать в постановке современный инструментарий для того, чтобы донести до нового поколения аудитории классический материал, то есть шанс побороться. 
Это не значит, что нужно «идти на поводу» у масс, как делают многие телевизионные коллеги, забивая эфирную сетку катастрофами и прочим негативом, обеспечивающим рейтинг. Конечно, сверхзадача – вести зрителя за собой, развиваться чуть быстрее, чтобы всегда можно было предложить что-то новое, но это очень трудно.
– Каким будет следующий эксперимент?
– Вместе с маэстро Александром Рудиным и оркестром MusicaViva 17 ноября  мы представим в Москве «Русалку» А.С. Даргомыжского. Это будет концертное исполнение, но с художественным оформлением и мизансценами, насколько позволят возможности площадки.
 
Справка
Сергей Новиков
Родился: в 1977 году в Нижнем Новгороде.
Образование: высшее - окончил Нижегородский Государственный Университет им Н.И.Лобачевского (филологический факультет).
Карьера: работал в Нижнем Новгороде на радио и телевидении ведущим теле- и  радиопрограмм, в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, с 2005 года -в Федеральном агентстве по атомной энергии, затем в Госкорпорации «Росатом».
Театральные постановки: Концерт-открытие сезона в Красноярском театре оперы и балета «Словцов-Гала». 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также