«Если мои расчеты верны, то мы со зрителем поймем друг друга»

 
В Красноярском театре оперы и балета прошел необычный концерт SlovZov-GALA. Необычное в нем не столько то, что сцены из классических опер поставили в формате шоу, сколько то, что над постановкой работал не профессиональный режиссер, а директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков. «Театрал» не прошел мимо этого факта и побеседовал с дебютантом.
 
– Сергей, вам, наверное, часто задают этот вопрос, но все-таки… Почему вы, работник госкорпорации, вдруг сели за режиссерский столик?
– Заниматься оперой – мечта моей юности. Есть музыкальное образование (окончил музыкальное училище по специальности «солист оркестра и дирижер эстрадно-духового оркестра»). Могу читать партитуру.  Сегодня постановкой опер часто занимаются режиссеры драматического театра. Но многие забывают при этом, что в драме действуют совершенно другие законы. Возможно, именно поэтому возникает много экспериментов, которые просто отпугивают зрителя от оперы.
– Ваша постановка тоже далека от классической. Не боитесь «отпугнуть»?
­– Все зависит от того, как использовать драматургический потенциал оперы. Важно, чтобы это был не «скандал по плану», а обоснованное, понятное человеку постановочное решение. Если мои расчеты верны, то мы со зрителем поймем друг друга.
– Но все же, почему вы решили поменять классический сюжет? В основу SlovZov-GALA, насколько я знаю, легли ваши работы, которые вы показывали на музыкальных конкурсах…
– Этот концерт и был задуман, как Гала по итогам  международного конкурса, прошедшего в Красноярском театре.  Что касается изменений  сюжета, то это был  «счастливый случай». Жюри конкурса составило для вокалистов программу из не связанных между собой отрывков оперы. Пришлось придумывать историю из отношений Онегина и Ленского, поскольку именно баритон и тенор были конкурсантами, выпавшими мне по жребию... 
Сначала зрители слушали арию Онегина и арию Ленского просто в непривычныхинтерьерах (начальственный кабинет и тюремная камера  вместо традиционных сада и утренней зари). Потом Онегин, вместо того чтобы стрелять в Ленского, стреляет в тюремного конвоира... И, наконец, Онегин освобождает Ленского, надевает на него шинель убитого и уводит, чтобы спасти.
– А зрители? Как они реагировали на этот режиссерский прием?
– Когда вместо Ленского был застрелен конвоир, по залу пробежал истерический хохоток. Но пока шло оркестровое завершение картины, зритель осмыслил, что Онегин все это время выбирал между карьерой, начальственным статусом и высоким общественным положением, с одной стороны, и спасением друга детства (через служебное преступление) и участь изгнанника с другой.
После того, как занавес опустился, зрительный зал устроил исполнителям овацию. А если зрителям нравится, значит, они снова придут в театр и приведут знакомых. Это и есть цель. Если аудитория оперы будет приумножаться и пополняться молодежью, жанр будет развиваться.
– Постановка получила название в честь тенора Петра Словцова, видимо, потому, что в ХХ веке Петр Иванович был легендарным исполнителем партии Ленского?
– Потому что он фактически создал оперную традицию в Красноярске и в Сибири в целом. Собрал коллектив из 100 энтузиастов и на общественных началах (!)  поставил 14 опер, которые шли в 30-е годы с огромным успехом. А поскольку без визуального образа бренд двигать не получится,  то  мы художественно реконструировали  образ Петра Ивановича Словцова по видео.
– Судя по всему, видео в вашей постановке играет немаловажную особую роль…
– Мы составили программу из фрагментов 8 опер, при  этом действие не останавливалось ни на секунду.  Поэтому – да, все строилось на видеооформлении.
Великий Борис Александрович Покровский учил, что опера – жанр, объединяющий все искусства, можно прийти на оперу и увидеть синтез всего: музыки, живописи, драматургии, танца… Так было. Но время, технологии ушли вперед, появились новые жанры.
– Сейчас опера продолжает объединять все остальные жанры?
– В театрах, где реализуется именно такой подход, там успех. Оперный театр сегодня конкурирует за зрителя с кинематографом, телевидением, интернетом. Если синтезировать в постановке современный инструментарий для того, чтобы донести до нового поколения аудитории классический материал, то есть шанс побороться. 
Это не значит, что нужно «идти на поводу» у масс, как делают многие телевизионные коллеги, забивая эфирную сетку катастрофами и прочим негативом, обеспечивающим рейтинг. Конечно, сверхзадача – вести зрителя за собой, развиваться чуть быстрее, чтобы всегда можно было предложить что-то новое, но это очень трудно.
– Каким будет следующий эксперимент?
– Вместе с маэстро Александром Рудиным и оркестром MusicaViva 17 ноября  мы представим в Москве «Русалку» А.С. Даргомыжского. Это будет концертное исполнение, но с художественным оформлением и мизансценами, насколько позволят возможности площадки.
 
Справка
Сергей Новиков
Родился: в 1977 году в Нижнем Новгороде.
Образование: высшее - окончил Нижегородский Государственный Университет им Н.И.Лобачевского (филологический факультет).
Карьера: работал в Нижнем Новгороде на радио и телевидении ведущим теле- и  радиопрограмм, в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, с 2005 года -в Федеральном агентстве по атомной энергии, затем в Госкорпорации «Росатом».
Театральные постановки: Концерт-открытие сезона в Красноярском театре оперы и балета «Словцов-Гала». 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
Читайте также


Читайте также

  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
  • Дарья Юргенс: «Актерская профессия – жестокая»

    В Молодежный театр на Фонтанке многие ходят специально «на Юргенс» – актрису, к которой широкая популярность пришла благодаря ролям Даши-Мерилин в фильме «Брат»-2 и офицера спецназа Маргариты Кошкиной в сериале «Морские дьяволы». ...
  • «Сталин до сих пор тиранит всех нас»

    Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта. ...
  • «Меня всегда интересовала природа бунтарства»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов рассказал «Театралу» о своей новой работе. Режиссер приступил к постановке спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина. - Сергей Анатольевич, премьера, надо полагать, состоится не скоро?  - Мы недавно только приступили. ...
Читайте также