Актриса из «золотого века»

Татьяне Карповой исполнилось 100 лет

 
В день юбилея Татьяны Михайловны телеканал «Культура» показал фильм режиссера Константина Юдина «На подмостках сцены», в котором она сыграла провинциальную приму Раису Сурмилову — особу капризную, вздорную, склонную к интригам, но не по причине вредности характера, а главным образом из-за неустроенности ее женской судьбы.
Сыграла с блеском, в подробной, эксцентричной, слегка пафосной, но очень подходившей для водевильной стихии картины манере. И, хотя роль Сурмиловой была кинематографическим дебютом Карповой, она ни в чем не уступала другим, более искушенным в искусстве кино участникам актерского ансамбля — Василию Меркурьеву, Михаилу Яншину, Юрию Любимову… Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь лента датирована 1956-м годом, а это значит, что к тому моменту Татьяна Михайловна уже сама принадлежала к когорте мастеров. Только известность ей, как это часто бывает, принесло не кино, а театр, о котором она, кстати, мечтала с раннего детства, прошедшего в Харькове.
В Харькове Карпова, по ее собственным воспоминаниям, впервые благодаря домашним спектаклям почувствовала себя актрисой. Там же, в родном городе, будучи студенткой музыкально-драматического техникума, получила начальные уроки артистического ремесла.
Впоследствии в одном из интервью Татьяна Михайловна рассказывала, что именно от педагога техникума она узнала о Марии Ивановне Бабановой, у которой ей обязательно надо учиться. К этому совету Карпова отнеслась внимательно и уехала в Москву. Однако прежде чем оказаться в училище при Театре революции, где преподавала Бабанова, Татьяна Михайловна прошла прослушивание у Мейерхольда (между прочим, успешно), показывалась в Вахтанговском театре и даже во МХАТе. В результате ее приняли вольнослушательницей во МХАТе-2. Но потом она все-таки поступила на курс Марии Бабановой, по окончании которого, в 1939-м, оказалась в труппе театра, с 1954-го носящего имя Владимира Маяковского и ставшего ее вторым домом. Ему народная артистка Советского Союза Татьяна Карпова, которую не раз приглашали в другие знаменитые театральные коллективы, верна всю жизнь.
И хотя в силу объективных обстоятельств она давно уже не занята в спектаклях текущего репертуара, театралы со стажем ее не забывают. Да и как забыть: слишком уж значителен вклад актрисы в славную летопись любимой несколькими зрительскими поколениями «Маяковки». Слишком обширен и разнообразен перечень созданных Татьяной Михайловной сценических образов. От образов лирических, драматических и даже трагических (некоторые из них перешли к Карповой, как говорится, «по наследству» от Бабановой — к примеру, Любка Шевцова в «Молодой гвардии» по А. Фадееву, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Таня в спектакле по одноименной пьесе А. Арбузова) до характерных, в связи с которыми в первую очередь стоит упомянуть о Большой Ма из «Кошки на раскаленной крыше» Т. Уильямса, о Реджине из «Королевы-матери» М. Сантанелли — последней по времени актерской работе Карповой.
«Королеву-мать» довелось посмотреть почти двадцать лет назад, в 1998-м. Но до сих пор помнится деликатное партнерство Татьяны Михайловны с игравшим сына Реджины, Альфредо, артистом Сергеем Петровым. И та гамма эмоций, которую мы, зрители, испытывали по ходу действия  по отношению к ее противоречивой героине, вызывавшей и ненависть, и восхищение. Осталось в памяти ощущение того, что посредством роли Карпова разговаривала со зрителями о чем-то сугубо личном, сокровенном, стараясь ничему не учить нас, не проповедовать, а просто ненавязчиво, но достаточно настойчиво «транслировать» мысль о необходимости поиска общего языка между близкими людьми. И, конечно, нельзя не сказать о достоинстве, с которым вела свою «партию» эта большая актриса — одна из ярких представительниц «золотого века» российского театра. 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также