Актриса из «золотого века»

Татьяне Карповой исполнилось 100 лет

 
В день юбилея Татьяны Михайловны телеканал «Культура» показал фильм режиссера Константина Юдина «На подмостках сцены», в котором она сыграла провинциальную приму Раису Сурмилову — особу капризную, вздорную, склонную к интригам, но не по причине вредности характера, а главным образом из-за неустроенности ее женской судьбы.
Сыграла с блеском, в подробной, эксцентричной, слегка пафосной, но очень подходившей для водевильной стихии картины манере. И, хотя роль Сурмиловой была кинематографическим дебютом Карповой, она ни в чем не уступала другим, более искушенным в искусстве кино участникам актерского ансамбля — Василию Меркурьеву, Михаилу Яншину, Юрию Любимову… Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь лента датирована 1956-м годом, а это значит, что к тому моменту Татьяна Михайловна уже сама принадлежала к когорте мастеров. Только известность ей, как это часто бывает, принесло не кино, а театр, о котором она, кстати, мечтала с раннего детства, прошедшего в Харькове.
В Харькове Карпова, по ее собственным воспоминаниям, впервые благодаря домашним спектаклям почувствовала себя актрисой. Там же, в родном городе, будучи студенткой музыкально-драматического техникума, получила начальные уроки артистического ремесла.
Впоследствии в одном из интервью Татьяна Михайловна рассказывала, что именно от педагога техникума она узнала о Марии Ивановне Бабановой, у которой ей обязательно надо учиться. К этому совету Карпова отнеслась внимательно и уехала в Москву. Однако прежде чем оказаться в училище при Театре революции, где преподавала Бабанова, Татьяна Михайловна прошла прослушивание у Мейерхольда (между прочим, успешно), показывалась в Вахтанговском театре и даже во МХАТе. В результате ее приняли вольнослушательницей во МХАТе-2. Но потом она все-таки поступила на курс Марии Бабановой, по окончании которого, в 1939-м, оказалась в труппе театра, с 1954-го носящего имя Владимира Маяковского и ставшего ее вторым домом. Ему народная артистка Советского Союза Татьяна Карпова, которую не раз приглашали в другие знаменитые театральные коллективы, верна всю жизнь.
И хотя в силу объективных обстоятельств она давно уже не занята в спектаклях текущего репертуара, театралы со стажем ее не забывают. Да и как забыть: слишком уж значителен вклад актрисы в славную летопись любимой несколькими зрительскими поколениями «Маяковки». Слишком обширен и разнообразен перечень созданных Татьяной Михайловной сценических образов. От образов лирических, драматических и даже трагических (некоторые из них перешли к Карповой, как говорится, «по наследству» от Бабановой — к примеру, Любка Шевцова в «Молодой гвардии» по А. Фадееву, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Таня в спектакле по одноименной пьесе А. Арбузова) до характерных, в связи с которыми в первую очередь стоит упомянуть о Большой Ма из «Кошки на раскаленной крыше» Т. Уильямса, о Реджине из «Королевы-матери» М. Сантанелли — последней по времени актерской работе Карповой.
«Королеву-мать» довелось посмотреть почти двадцать лет назад, в 1998-м. Но до сих пор помнится деликатное партнерство Татьяны Михайловны с игравшим сына Реджины, Альфредо, артистом Сергеем Петровым. И та гамма эмоций, которую мы, зрители, испытывали по ходу действия  по отношению к ее противоречивой героине, вызывавшей и ненависть, и восхищение. Осталось в памяти ощущение того, что посредством роли Карпова разговаривала со зрителями о чем-то сугубо личном, сокровенном, стараясь ничему не учить нас, не проповедовать, а просто ненавязчиво, но достаточно настойчиво «транслировать» мысль о необходимости поиска общего языка между близкими людьми. И, конечно, нельзя не сказать о достоинстве, с которым вела свою «партию» эта большая актриса — одна из ярких представительниц «золотого века» российского театра. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Ваша музыка звучит на протяжении многих десятилетий»

    Многоуважаемая, дорогая, любимая Александра Николаевна! Сегодня у Вас красивый, яркий, прекрасный юбилей!   Сегодня, впрочем, как и всегда, в Ваш адрес звучит великое множество добрых и теплых пожеланий. Уверен, Вас спешат поздравить артисты, певцы, государственные деятели, политики, и каждый старается найти самые главные слова, чтобы выразить свое уважение, почтение, благодарность за Вашу музыку, за талант, рассказать о своей любви и восхищении. ...
  • Катрин Денев поправляется после госпитализации

    Здоровье известной французской актрисы Катрин Денев постепенно приходит в норму после перенесенного малого ишемического инсульта, сообщил 9 ноября телеканал BMF, ссылаясь на окружение знаменитости. «Как и было объявлено ранее, никаких нарушений в двигательной активности нет. ...
  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Елизавета Боярская: «Выйти на сцену и… обо всём забыть»

    Актриса МДТ – Театра Европы Елизавета БОЯРСКАЯ частый гость в Москве. Здесь на протяжении нескольких лет она играла Роксану в антрепризном спектакле «Сирано де Бержерак». В 2013 году Кама Гинкас занял ее в главной роли спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» (МТЮЗ), а ныне актриса играет сразу в двух постановках Театра наций – в «Иванове» Тимофея Кулябина и премьере нынешнего сезона «Дядя Ваня» (в постановке Стефана Брауншвейга). ...
Читайте также