Актриса из «золотого века»

Татьяне Карповой исполнилось 100 лет

 
В день юбилея Татьяны Михайловны телеканал «Культура» показал фильм режиссера Константина Юдина «На подмостках сцены», в котором она сыграла провинциальную приму Раису Сурмилову — особу капризную, вздорную, склонную к интригам, но не по причине вредности характера, а главным образом из-за неустроенности ее женской судьбы.
Сыграла с блеском, в подробной, эксцентричной, слегка пафосной, но очень подходившей для водевильной стихии картины манере. И, хотя роль Сурмиловой была кинематографическим дебютом Карповой, она ни в чем не уступала другим, более искушенным в искусстве кино участникам актерского ансамбля — Василию Меркурьеву, Михаилу Яншину, Юрию Любимову… Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь лента датирована 1956-м годом, а это значит, что к тому моменту Татьяна Михайловна уже сама принадлежала к когорте мастеров. Только известность ей, как это часто бывает, принесло не кино, а театр, о котором она, кстати, мечтала с раннего детства, прошедшего в Харькове.
В Харькове Карпова, по ее собственным воспоминаниям, впервые благодаря домашним спектаклям почувствовала себя актрисой. Там же, в родном городе, будучи студенткой музыкально-драматического техникума, получила начальные уроки артистического ремесла.
Впоследствии в одном из интервью Татьяна Михайловна рассказывала, что именно от педагога техникума она узнала о Марии Ивановне Бабановой, у которой ей обязательно надо учиться. К этому совету Карпова отнеслась внимательно и уехала в Москву. Однако прежде чем оказаться в училище при Театре революции, где преподавала Бабанова, Татьяна Михайловна прошла прослушивание у Мейерхольда (между прочим, успешно), показывалась в Вахтанговском театре и даже во МХАТе. В результате ее приняли вольнослушательницей во МХАТе-2. Но потом она все-таки поступила на курс Марии Бабановой, по окончании которого, в 1939-м, оказалась в труппе театра, с 1954-го носящего имя Владимира Маяковского и ставшего ее вторым домом. Ему народная артистка Советского Союза Татьяна Карпова, которую не раз приглашали в другие знаменитые театральные коллективы, верна всю жизнь.
И хотя в силу объективных обстоятельств она давно уже не занята в спектаклях текущего репертуара, театралы со стажем ее не забывают. Да и как забыть: слишком уж значителен вклад актрисы в славную летопись любимой несколькими зрительскими поколениями «Маяковки». Слишком обширен и разнообразен перечень созданных Татьяной Михайловной сценических образов. От образов лирических, драматических и даже трагических (некоторые из них перешли к Карповой, как говорится, «по наследству» от Бабановой — к примеру, Любка Шевцова в «Молодой гвардии» по А. Фадееву, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Таня в спектакле по одноименной пьесе А. Арбузова) до характерных, в связи с которыми в первую очередь стоит упомянуть о Большой Ма из «Кошки на раскаленной крыше» Т. Уильямса, о Реджине из «Королевы-матери» М. Сантанелли — последней по времени актерской работе Карповой.
«Королеву-мать» довелось посмотреть почти двадцать лет назад, в 1998-м. Но до сих пор помнится деликатное партнерство Татьяны Михайловны с игравшим сына Реджины, Альфредо, артистом Сергеем Петровым. И та гамма эмоций, которую мы, зрители, испытывали по ходу действия  по отношению к ее противоречивой героине, вызывавшей и ненависть, и восхищение. Осталось в памяти ощущение того, что посредством роли Карпова разговаривала со зрителями о чем-то сугубо личном, сокровенном, стараясь ничему не учить нас, не проповедовать, а просто ненавязчиво, но достаточно настойчиво «транслировать» мысль о необходимости поиска общего языка между близкими людьми. И, конечно, нельзя не сказать о достоинстве, с которым вела свою «партию» эта большая актриса — одна из ярких представительниц «золотого века» российского театра. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
Читайте также