В феврале мировая звезда и прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева предстанет перед московской публикой в российской премьере проекта «Диана Вишнева: Красота в Движении». Три новых одноактных балета для прославленной танцовщицы создали худрук балета Большого театра России Алексей Ратманский, руководитель труппы «МОМИКС» Мозес Пендлтон, и хореограф современного балета «Комплекшенс» Дуайт Роден. Бенефис обещает быть одним из главных событий балетной зимы. А вот в жизни, невзирая на свою истинно звездную судьбу, Вишнева оказалась совсем камерной, домашней.
– Диана, вы стабильная балерина? То есть у вас отработана каждая партия от и до и ничего не меняется, или каждый день вы выходите на сцену – и все заново?
– Нет, что вы?! Абсолютно все разное!
– От чего это зависит?
– Во-первых, конечно, от подготовки – сколько ты готовишься, сколько репетируешь. Каждый спектакль абсолютно индивидуален – в каком ты настроении, в какой ты форме. Влияет все – снег пошел, уже, наверное, повлияло, правильно? Настроение партнера, настроение твое, мышцы твои, крепотура, не крепотура (крепотура – боль в мышцах от перегрузок.– Прим. ред.), это же никому из зрителей не расскажешь, да? Но, так как я уже достаточно давно в этой профессии, конечно, я умею себя собрать. Есть любимое дело, безумно жестокое, безумно сложное. Огромную силу воли нужно иметь, характер, чтобы это все выносить. Только близкие и родные знают то, что за этим стоит, за этой легкостью и красивостью на сцене. Моя мама, которая мечтала об этой профессии, увидев, как это происходит – с каждым годом больше и больше понимает, какой ценой это дается. Я стараюсь родителей чаще с собой брать, когда еду на гастроли. Если еду надолго, то тоже их беру с собой, чтобы они увидели мир, чтобы сидели в зрительном зале и… гордились.
– Диана, все знают суперзвезду Диану Вишневу. Но вы, прежде всего, очаровательная женщина. Какая женщина? Что важно для женщины Дианы Вишневой?
– Ну, конечно, поддержка и опора мужчины… Я очень чувственный человек, очень сложный. Я, прежде всего, конечно, актриса, и поэтому в жизни у меня есть спады, подъемы… Трудно человеку рядом со мной находиться. Я очень сильная, и мне нужен человек тоже очень сильный. Наверное, этому человеку должна быть близка моя профессия, он должен уважать то, что я делаю. Поэтому очень трудно найти… Знаете, в восемнадцать лет это все я себе рисовала и планировала довольно просто. А теперь… Уже не восемнадцать! (Смеется.) Поэтому я живу, я живу каждым днем и ни о чем не жалею. И все, что у меня было, что я прожила – это все мое. Были сложности? Да, были. Была боль? Да, была боль. Было счастье? Да, было счастье, пусть это были минуты, моменты. Но ради них… Если бы мне сказали: «Хотела бы ты обойти это?» Нет!..
– Звездный статус вам не мешает?
– Когда я вхожу в зал, я снимаю все свои регалии, свою звездность, ведь это невыносимо! Где-то это действительно нужно, в какой-то момент это помогает, обязывает, и ты должна быть звездой. Но когда я в зале, в работе, в полном мыле – тут уж не звезда, а шахтер скорее! Но если я иду на интервью, иду на телевидение, я же не могу, вот как сейчас, прийти с авосечкой так. (Смеется.) А про звезду… Очень хороший урок мне преподнес Форсайт. На одной репетиции у меня просто не было сил, ну вот все, когда вообще – все. Был прогон в этот день, потом еще репетиция. И еще все сложилось одно к одному – какие-то бесконечные сбои и накладки, со светом проблемы. А на следующий день премьера, и я позволила себе, не предупредив хореографа, поберечь себя. А он расценил это как каприз, как будто я не хочу что-то делать. И очень резко сказал: «Ты не можешь себе такого позволить. Ты Диана Вишнева. И если ты Вишнева, то все стоят и смотрят на тебя. А если ты себе такое позволила, то…» И снял меня со спектакля.
– Вас?!
– Да. А потом, когда я ему объяснила, что «Вилли, вы же видели, как я работаю, вы же сами понимаете, что есть какой-то человеческий предел!», он ответил: «Да, понимаю. Но ты же не подошла, не сказала. А я уже принял решение. Я снял тебя с премьеры, и ты должна достойно это вынести». Я сказала, что понимаю – у него есть свое достоинство, у меня свое. Мы очень много говорили тогда, и он мне сказал: «Если ты звезда, то будь звездой до конца. Никогда себе не давай поблажки».
– Диана, а какие еще уроки вашей жизни вы запомнили?
– Были такие моменты. Но одно дело в профессии, а другое – в жизни. У меня была очень сильная любовь, которая кончилась предательством. Много было чего, что помогло понять себя, раскрыть что-то в себе, почувствовать себя как женщину. И в каждой роли, прежде всего, я пытаюсь нести вот это женское нутро, женское начало, потому что мне кажется, что это очень важно. Джульетта – это противостояние во имя любви, противостояние родителям, семье… Или Манон – чувственная, бесконечно чувственная и нежная любовь, а потом расплата за нее, которую она принимает с достоинством. Когда я станцевала Манон, у меня было ощущение, что я на сцене прожила несколько лет, а когда станцевала «Silenzio» – было ощущение, что я сто лет прожила – столько я всего в него вложила…
– Нет, что вы?! Абсолютно все разное!
– От чего это зависит?
– Во-первых, конечно, от подготовки – сколько ты готовишься, сколько репетируешь. Каждый спектакль абсолютно индивидуален – в каком ты настроении, в какой ты форме. Влияет все – снег пошел, уже, наверное, повлияло, правильно? Настроение партнера, настроение твое, мышцы твои, крепотура, не крепотура (крепотура – боль в мышцах от перегрузок.– Прим. ред.), это же никому из зрителей не расскажешь, да? Но, так как я уже достаточно давно в этой профессии, конечно, я умею себя собрать. Есть любимое дело, безумно жестокое, безумно сложное. Огромную силу воли нужно иметь, характер, чтобы это все выносить. Только близкие и родные знают то, что за этим стоит, за этой легкостью и красивостью на сцене. Моя мама, которая мечтала об этой профессии, увидев, как это происходит – с каждым годом больше и больше понимает, какой ценой это дается. Я стараюсь родителей чаще с собой брать, когда еду на гастроли. Если еду надолго, то тоже их беру с собой, чтобы они увидели мир, чтобы сидели в зрительном зале и… гордились.
– Диана, все знают суперзвезду Диану Вишневу. Но вы, прежде всего, очаровательная женщина. Какая женщина? Что важно для женщины Дианы Вишневой?
– Ну, конечно, поддержка и опора мужчины… Я очень чувственный человек, очень сложный. Я, прежде всего, конечно, актриса, и поэтому в жизни у меня есть спады, подъемы… Трудно человеку рядом со мной находиться. Я очень сильная, и мне нужен человек тоже очень сильный. Наверное, этому человеку должна быть близка моя профессия, он должен уважать то, что я делаю. Поэтому очень трудно найти… Знаете, в восемнадцать лет это все я себе рисовала и планировала довольно просто. А теперь… Уже не восемнадцать! (Смеется.) Поэтому я живу, я живу каждым днем и ни о чем не жалею. И все, что у меня было, что я прожила – это все мое. Были сложности? Да, были. Была боль? Да, была боль. Было счастье? Да, было счастье, пусть это были минуты, моменты. Но ради них… Если бы мне сказали: «Хотела бы ты обойти это?» Нет!..
– Звездный статус вам не мешает?
– Когда я вхожу в зал, я снимаю все свои регалии, свою звездность, ведь это невыносимо! Где-то это действительно нужно, в какой-то момент это помогает, обязывает, и ты должна быть звездой. Но когда я в зале, в работе, в полном мыле – тут уж не звезда, а шахтер скорее! Но если я иду на интервью, иду на телевидение, я же не могу, вот как сейчас, прийти с авосечкой так. (Смеется.) А про звезду… Очень хороший урок мне преподнес Форсайт. На одной репетиции у меня просто не было сил, ну вот все, когда вообще – все. Был прогон в этот день, потом еще репетиция. И еще все сложилось одно к одному – какие-то бесконечные сбои и накладки, со светом проблемы. А на следующий день премьера, и я позволила себе, не предупредив хореографа, поберечь себя. А он расценил это как каприз, как будто я не хочу что-то делать. И очень резко сказал: «Ты не можешь себе такого позволить. Ты Диана Вишнева. И если ты Вишнева, то все стоят и смотрят на тебя. А если ты себе такое позволила, то…» И снял меня со спектакля.
– Вас?!
– Да. А потом, когда я ему объяснила, что «Вилли, вы же видели, как я работаю, вы же сами понимаете, что есть какой-то человеческий предел!», он ответил: «Да, понимаю. Но ты же не подошла, не сказала. А я уже принял решение. Я снял тебя с премьеры, и ты должна достойно это вынести». Я сказала, что понимаю – у него есть свое достоинство, у меня свое. Мы очень много говорили тогда, и он мне сказал: «Если ты звезда, то будь звездой до конца. Никогда себе не давай поблажки».
– Диана, а какие еще уроки вашей жизни вы запомнили?
– Были такие моменты. Но одно дело в профессии, а другое – в жизни. У меня была очень сильная любовь, которая кончилась предательством. Много было чего, что помогло понять себя, раскрыть что-то в себе, почувствовать себя как женщину. И в каждой роли, прежде всего, я пытаюсь нести вот это женское нутро, женское начало, потому что мне кажется, что это очень важно. Джульетта – это противостояние во имя любви, противостояние родителям, семье… Или Манон – чувственная, бесконечно чувственная и нежная любовь, а потом расплата за нее, которую она принимает с достоинством. Когда я станцевала Манон, у меня было ощущение, что я на сцене прожила несколько лет, а когда станцевала «Silenzio» – было ощущение, что я сто лет прожила – столько я всего в него вложила…