Сеанс научной магии

«Топливо»: байопик всемирно известного программиста показали в Театре.doc

 
Был такой проект – «Человек.doc», копродукция театра «Практика» и московского театра-клуба «Мастерская». Придуманный Эдуардом Бояковым и Алексеем Паперным, «Человек.doc» состоял из десяти спектаклей, посвященных десяти героям современной культуры. Восемь из них еще и играли самих себя. Вторая, не случившаяся часть проекта должна была дать голос героям русского IT.
© photo by Vladimir Lupovskoy«Топливо», пьесу, основанную на интервью с Давидом Яном, создателем одной из самых успешных компаний в области информационных технологий, разработчиком системы электронных словарей и программы распознавания текстов, собрал драматург Евгений Казачков. На фестивале «Текстура-2013» пьеса получила Первую премию.

Паззл сложился только спустя два года, когда в Петербурге появился «Pop-up театр». Созданный режиссерами Семеном Александровским и Дмитрием Волкостреловым, он по-партизански всплывает на короткое время в разных пространствах, а потом пропадает – совсем как временные окна на электронных устройствах. Весьма логично, что премьера спектакля о всемирно известном программисте (а еще и родоначальнике российского флешмоб движения) случилась именно в театре, геолокация которого – уравнение с двумя неизвестными.
Фото: © photo by Vladimir Lupovskoy «Топливо» – спектакль, обманывающий простотой. Его описание укладывается в два предложения – актер «Мастерской» Григория Козлова Максим Фомин, в кедах и джинсах, слишком опрятных для программиста в широком представлении, читает монолог Давида Яна. Происходит все на пустой сцене. Иногда на заднике появляются фрагменты пьесы, документальные видео или названия глав, идущих ровно в том же порядке, что и в тексте Казачкова – «Стоп-кадры», «Выбор», «Стокгольм». Тонкая и ненавязчивая режиссура следует предложенной драматургом логике. Но материал в итоге оказывается не просто услышанным, он становится физически ощутимой цепочкой из мгновений-стоп-кадров, которые в самом начале предлагает запомнить и зафиксировать герой-рассказчик. В моей цепочке мгновений, оставшейся в памяти после спектакля, – час двадцать чистого восторга – от самой истории успеха и от того, как ее играет Максим Фомин.

«Топливо» – не просто рассказ программиста, изобретателя, self-made man, это еще и ощущение ветра перемен. Ключевые моменты личной истории Давида Яна – штрихи к портрету десятилетия на сломе эпох, времени, когда одна страна умирала, а другая рождалась. Здесь и риск не поступить в физтех из-за строчки «китаец» в графе национальность, которая была в советском паспорте. Здесь и привлеченный Яном для работы над электронным словарем кооператив, который типично по-русски ошибся и забыл ввести все слова на букву «к». Здесь и пиратство пользователей, которые делились друг с другом Lingvo, копируя все 15 дискет, занимаемых программой. И понимание, что IT-технологии переводят качество жизни на ступень выше, а значит, программирование – тоже путь к бессмертию. Не только физика.

Кстати, о физиках. Максиму Фомину удается цепко держать внимание зала, мастерски жонглируя зрительскими реакциями. Но главное – он умудряется играть способ мышления физика, способ его коммуникации с миром через исследование и преобразование. И совершенно неважно, что физик в итоге отбрасывает амбиции ученого и становится программистом, потому что бывших физиков не бывает.

«Я видел его спину. И знал, что он физик с большой буквы. А физики – это люди-маги. Они вдруг понимают суть вещей и заставляют новые вещи жить по-новому», – говорит герой «Топлива» об отце. Обаяние Максима Фомина делает магию людей, способных менять и меняющих мир, почти осязаемой, на чувственном уровне, а режиссура Семена Александровского еще и подвергает ее анализу. В моменты, когда актер смотрит на себя самого, записанного на видео, когда его голос подменяется компьютерными голосами – из программ и словарей героя, – возможность бессмертия кажется более чем реальной. Научная магия – без всяких разоблачений.  
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Алексей Бородин поставит «Медного всадника»

    Свой новый, 97-й сезон РАМТ откроет 22 сентября спектаклем «Эраст Фандорин» и обещает «придумать и провести множество интересных и познавательных встреч», «расширить географию гастролей», а также регулярно «пересматривать архивные спектакли». ...
  • Без языка

    «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса – это для меня лучшее, что случилось в этом театральном сезоне. Ставя такой исповедальный, интимный спектакль о чужаке, чужестранце, режиссер не может не рассказывать о себе. Строя свой театр эволюционно, переплавляя его медленно, осторожно, как свои грядки бережливый огородник (Карбаускис как-то говорил о неприятии стратегии обнуления, радикальной перемены, чистой перемены «дирекции»), в этом сезоне он нарастил мускулатуру Театра им. ...
  • О свойствах страсти

    В заканчивающемся сезоне Егор Перегудов поставил два спектакля, объединенных общей темой любви, одиночества, созидания и разрушения дома. На сцене «Современника» он выпустил изящную комедию Островского «Поздняя любовь» в белом пространстве Марии Трегубовой. ...
  • «Личностью можно быть и в десять лет»

    С потолка сыплются цветные фотографии, учительница математики отчитывает зал так, что у взрослых людей по спине пробегает давно забытый холодок, а актеры внезапно оказываются сидящими на перилах зрительского балкона – бесстрашно болтают ногами прямо над опешившим партером. ...
Читайте также