Сеанс научной магии

«Топливо»: байопик всемирно известного программиста показали в Театре.doc

 
Был такой проект – «Человек.doc», копродукция театра «Практика» и московского театра-клуба «Мастерская». Придуманный Эдуардом Бояковым и Алексеем Паперным, «Человек.doc» состоял из десяти спектаклей, посвященных десяти героям современной культуры. Восемь из них еще и играли самих себя. Вторая, не случившаяся часть проекта должна была дать голос героям русского IT.
© photo by Vladimir Lupovskoy«Топливо», пьесу, основанную на интервью с Давидом Яном, создателем одной из самых успешных компаний в области информационных технологий, разработчиком системы электронных словарей и программы распознавания текстов, собрал драматург Евгений Казачков. На фестивале «Текстура-2013» пьеса получила Первую премию.

Паззл сложился только спустя два года, когда в Петербурге появился «Pop-up театр». Созданный режиссерами Семеном Александровским и Дмитрием Волкостреловым, он по-партизански всплывает на короткое время в разных пространствах, а потом пропадает – совсем как временные окна на электронных устройствах. Весьма логично, что премьера спектакля о всемирно известном программисте (а еще и родоначальнике российского флешмоб движения) случилась именно в театре, геолокация которого – уравнение с двумя неизвестными.
Фото: © photo by Vladimir Lupovskoy «Топливо» – спектакль, обманывающий простотой. Его описание укладывается в два предложения – актер «Мастерской» Григория Козлова Максим Фомин, в кедах и джинсах, слишком опрятных для программиста в широком представлении, читает монолог Давида Яна. Происходит все на пустой сцене. Иногда на заднике появляются фрагменты пьесы, документальные видео или названия глав, идущих ровно в том же порядке, что и в тексте Казачкова – «Стоп-кадры», «Выбор», «Стокгольм». Тонкая и ненавязчивая режиссура следует предложенной драматургом логике. Но материал в итоге оказывается не просто услышанным, он становится физически ощутимой цепочкой из мгновений-стоп-кадров, которые в самом начале предлагает запомнить и зафиксировать герой-рассказчик. В моей цепочке мгновений, оставшейся в памяти после спектакля, – час двадцать чистого восторга – от самой истории успеха и от того, как ее играет Максим Фомин.

«Топливо» – не просто рассказ программиста, изобретателя, self-made man, это еще и ощущение ветра перемен. Ключевые моменты личной истории Давида Яна – штрихи к портрету десятилетия на сломе эпох, времени, когда одна страна умирала, а другая рождалась. Здесь и риск не поступить в физтех из-за строчки «китаец» в графе национальность, которая была в советском паспорте. Здесь и привлеченный Яном для работы над электронным словарем кооператив, который типично по-русски ошибся и забыл ввести все слова на букву «к». Здесь и пиратство пользователей, которые делились друг с другом Lingvo, копируя все 15 дискет, занимаемых программой. И понимание, что IT-технологии переводят качество жизни на ступень выше, а значит, программирование – тоже путь к бессмертию. Не только физика.

Кстати, о физиках. Максиму Фомину удается цепко держать внимание зала, мастерски жонглируя зрительскими реакциями. Но главное – он умудряется играть способ мышления физика, способ его коммуникации с миром через исследование и преобразование. И совершенно неважно, что физик в итоге отбрасывает амбиции ученого и становится программистом, потому что бывших физиков не бывает.

«Я видел его спину. И знал, что он физик с большой буквы. А физики – это люди-маги. Они вдруг понимают суть вещей и заставляют новые вещи жить по-новому», – говорит герой «Топлива» об отце. Обаяние Максима Фомина делает магию людей, способных менять и меняющих мир, почти осязаемой, на чувственном уровне, а режиссура Семена Александровского еще и подвергает ее анализу. В моменты, когда актер смотрит на себя самого, записанного на видео, когда его голос подменяется компьютерными голосами – из программ и словарей героя, – возможность бессмертия кажется более чем реальной. Научная магия – без всяких разоблачений.  
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Шамиль Хаматов выпускает спектакль

    Фантазия на тему поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» появится в репертуаре театра «Современник» в июне на Другой сцене. «Сказки на ночь» – история о любви и о том, что любовь подобна творчеству: чудо, рожденное «из ничего». ...
  • Две равноуважаемых семьи

    Пьеса «Два веронца» так полна молодой искрящейся энергии, веселой кутерьмы, веры в гармоничность мира, нерушимость дружбы и любви, что остается лишь удивляться, почему она столь редко появляется на подмостках. Это упущение исправили на Малой сцене РАМТа, куда зритель, пыхтя и отдуваясь, забирается под крышу старинного здания. ...
  • Чулпан Хаматова проведет «Уроки музыки»

    В четверг, 24 мая, на сцене Московского театра на Малой Бронной состоится моноспектакль Чулпан Хаматовой «Уроки музыки». Постановка основана на произведениях Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. – Это не просто спектакль, это наше яростное желание поделиться возможностью побега из выхолощенной, бесчувственной реальности, – цитирует пресс-служба Чулпан Хаматову. ...
  • «Ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть. Пожизненно»

    В одном из недавних своих интервью Марк Захаров говорил, что обратился к творчеству Шекспира «для биографии». Дело в том, что никогда прежде режиссер не ставил пьес великого британского драматурга. Правда, «Фальстаф и принц Уэльский» - название собирательное, поскольку в основе ленкомовского фарса – тексты сразу нескольких комедий и трагедий. ...
Читайте также