Сеанс научной магии

«Топливо»: байопик всемирно известного программиста показали в Театре.doc

 
Был такой проект – «Человек.doc», копродукция театра «Практика» и московского театра-клуба «Мастерская». Придуманный Эдуардом Бояковым и Алексеем Паперным, «Человек.doc» состоял из десяти спектаклей, посвященных десяти героям современной культуры. Восемь из них еще и играли самих себя. Вторая, не случившаяся часть проекта должна была дать голос героям русского IT.
© photo by Vladimir Lupovskoy«Топливо», пьесу, основанную на интервью с Давидом Яном, создателем одной из самых успешных компаний в области информационных технологий, разработчиком системы электронных словарей и программы распознавания текстов, собрал драматург Евгений Казачков. На фестивале «Текстура-2013» пьеса получила Первую премию.

Паззл сложился только спустя два года, когда в Петербурге появился «Pop-up театр». Созданный режиссерами Семеном Александровским и Дмитрием Волкостреловым, он по-партизански всплывает на короткое время в разных пространствах, а потом пропадает – совсем как временные окна на электронных устройствах. Весьма логично, что премьера спектакля о всемирно известном программисте (а еще и родоначальнике российского флешмоб движения) случилась именно в театре, геолокация которого – уравнение с двумя неизвестными.
Фото: © photo by Vladimir Lupovskoy «Топливо» – спектакль, обманывающий простотой. Его описание укладывается в два предложения – актер «Мастерской» Григория Козлова Максим Фомин, в кедах и джинсах, слишком опрятных для программиста в широком представлении, читает монолог Давида Яна. Происходит все на пустой сцене. Иногда на заднике появляются фрагменты пьесы, документальные видео или названия глав, идущих ровно в том же порядке, что и в тексте Казачкова – «Стоп-кадры», «Выбор», «Стокгольм». Тонкая и ненавязчивая режиссура следует предложенной драматургом логике. Но материал в итоге оказывается не просто услышанным, он становится физически ощутимой цепочкой из мгновений-стоп-кадров, которые в самом начале предлагает запомнить и зафиксировать герой-рассказчик. В моей цепочке мгновений, оставшейся в памяти после спектакля, – час двадцать чистого восторга – от самой истории успеха и от того, как ее играет Максим Фомин.

«Топливо» – не просто рассказ программиста, изобретателя, self-made man, это еще и ощущение ветра перемен. Ключевые моменты личной истории Давида Яна – штрихи к портрету десятилетия на сломе эпох, времени, когда одна страна умирала, а другая рождалась. Здесь и риск не поступить в физтех из-за строчки «китаец» в графе национальность, которая была в советском паспорте. Здесь и привлеченный Яном для работы над электронным словарем кооператив, который типично по-русски ошибся и забыл ввести все слова на букву «к». Здесь и пиратство пользователей, которые делились друг с другом Lingvo, копируя все 15 дискет, занимаемых программой. И понимание, что IT-технологии переводят качество жизни на ступень выше, а значит, программирование – тоже путь к бессмертию. Не только физика.

Кстати, о физиках. Максиму Фомину удается цепко держать внимание зала, мастерски жонглируя зрительскими реакциями. Но главное – он умудряется играть способ мышления физика, способ его коммуникации с миром через исследование и преобразование. И совершенно неважно, что физик в итоге отбрасывает амбиции ученого и становится программистом, потому что бывших физиков не бывает.

«Я видел его спину. И знал, что он физик с большой буквы. А физики – это люди-маги. Они вдруг понимают суть вещей и заставляют новые вещи жить по-новому», – говорит герой «Топлива» об отце. Обаяние Максима Фомина делает магию людей, способных менять и меняющих мир, почти осязаемой, на чувственном уровне, а режиссура Семена Александровского еще и подвергает ее анализу. В моменты, когда актер смотрит на себя самого, записанного на видео, когда его голос подменяется компьютерными голосами – из программ и словарей героя, – возможность бессмертия кажется более чем реальной. Научная магия – без всяких разоблачений.  
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Ночь театров»-2017

    Общегородская акция «Ночь театров» по традиции состоится в канун Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Как ранее сообщал «Театрал», старт акции будет дан на Московском культурном форуме. ...
  • Валерий Фокин: «Мы теряем человеческий облик»

    В С.-Петербурге в главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол на тему «Ответственность перед культурой», главными спикерами которого стали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. ...
  • Прерванный полёт

    В среду, 29 марта, в 14 часов в портретном фойе МХТ им. Чехова состоится презентация книги, посвященной Марине Голуб – актрисы, чья жизнь трагически оборвалась 9 октября 2012 года.   В память о Марине Григорьевне Художественный театр и дочь актрисы Анастасия Голуб решили собрать воспоминания. ...
  • «Худсоветы будут тормозить работу театра»

    В четверг, 16 марта, на заседании экспертной комиссии по театру зампредседателя Общественного совета предложил возродить в театрах худсоветы которые, как и в советское время, принимали бы решение «о допуске произведения к массовому зрителю». ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры недели (28 марта – 3 апреля)

    Премьер в Москве много, однако на предстоящей неделе оказалось всего два спектакля, которые будут играться в самый первый раз. О них – ниже. А по результатам интернет-голосования, самой ожидаемой премьерой прошлой недели оказалась постановка Александра Огарёва в «Школе драматического искусства» - «Лес. ...
  • «Мир огромив мощью голоса»

    Знающий толк в розыгрышах публики, режиссер Николай Рощин начинает спектакль с выхода «человек от театра». Дмитрий Лысенков (он играет Режиссера) просит почтеннейшую публику не волноваться и извинить за задержку: ждут высокую комиссию, которая должна принять премьеру. ...
  • «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil»

    Молодой режиссер Дмитрий Зимин, которого уже называют главной театральной надеждой Урала, поставил на большой сцене Свердловского театра драмы свой шестой спектакль – «Отцы и дети» по Тургеневу. Когда-то умный исследователь наших театральных мод заметил, что «Тургенев только тогда начинает звучать, когда люди театра и не только театра устают от «бури и натиска», от бесконечного раздражения и бесконечных ниспровержений». ...
  • Премьеры недели 20-27 марта

    По итогам зрительского голосования, самой ожидаемой премьерой минувшей недели стали одноактные оперы «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода», поставленные Римасом Туминасом в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко (37% голосов). ...
Читайте также