«Золотая маска» – не премия Министерства культуры

Открытое письмо председателю СТД РФ Калягину А.А.

 
Открытое письмо театральных критиков Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Хабаровска и Челябинска председателю Союза театральных деятелей России Калягину А.А.
Уважаемый Александр Александрович!

Многие из нас в прошлом входили в экспертный совет или жюри «Золотой маски». Нам не стыдно за свою работу и работу наших коллег, которые на протяжении 20 лет создавали «Золотой маске» репутацию. Нынешнему престижу премии способствовали и эксперты, и члены жюри, и дирекция «Маски», и, конечно, Вы как председатель СТД, отвечающий за бесперебойный ход этой машины. Поэтому мы и пишем Вам.

На «Золотую маску» давит Министерство культуры, и именно с этим связана череда скандалов, потрясших ее. Об отказе выдвигать свои спектакли уже объявили Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, а из экспертного совета по драматическому театру и театру кукол вышли наши коллеги Ольга Фукс и Алла Шендерова. Некоторые, поддавшись эмоциям, ввязались в разнообразные околофестивальные дрязги. Можно сделать вид, что ничего страшного не происходит, и пожурить «отказников» за гордыню, как это сделали Вы в своем миротворческом письме, но, судя по всему, этого недостаточно.

Надо признать, что мы имеем дело не просто с режиссерскими капризами. Уступки Министерству культуры в принципиальных вопросах могут привести к тому, что фестиваль начнет рушиться, как карточный домик. Некоторые члены нового экспертного совета уже дали повод упрекнуть себя в тенденциозности и предвзятости – это касается, например, Капитолины Кокшеневой, которая открыто заявила в СМИ: «Хватит давать премии Серебренникову». Подозрения в тенденциозности экспертного совета могут дать повод и другим режиссерам к отказу от участия в фестивале. Ведь не только Серебренникову и Богомолову кажется, что результаты честного профессионального соревнования пытаются сегодня подогнать под вкусы начальников во властных структурах, рекрутируя для этого «нужных» экспертов. Хотя единственный критерий, по которому надо оценивать спектакли, – не идеология, а профессионализм.

Что послужило причиной нынешнего кризиса? Непродуманный механизм формирования экспертного совета: впервые в этом году большая часть экспертов была выдвинута лично руководителем комиссии СТД по критике Мариной Тимашевой, часть – другими творческими комиссиями и секретарями СТД и часть – Министерством культуры без обсуждения с представителями театрального сообщества. Сейчас очевидно, что это было ошибкой, и нынешний экспертный совет сформирован с грубыми процедурными нарушениями.

Что можно предпринять в этой ситуации? Нам кажется, что беспрецедентный кризис можно побороть только беспрецедентными мерами.

1. Отнестись к нынешней ситуации вокруг «Золотой маски» как к чрезвычайной и созвать внеочередное заседание секретариата СТД.

2. Поставить вопрос о роспуске только что набранного экспертного совета «Золотой маски» и в соответствии с действующим Положением о Премии сформировать новый, не вызывающий подозрений в идеологической тенденциозности и предвзятости.

3. Отложить вопрос о новом механизме формирования экспертного совета до следующего года.

Если этого не будет сделано, дальнейших скандалов не избежать. Не будем забывать о том, что «Золотая маска» – это профессиональная премия театрального сообщества, а не Министерства культуры. Все решения, касающиеся ее судьбы, должны приниматься в первую очередь Союзом театральных деятелей, а не на основании так называемого консенсуса с министерством. Судьба «Золотой маски» – в Ваших руках.

С уважением,
Ксения Аитова, Нина Агишева, Ирина Алпатова, Анна Банасюкевич, Екатерина Бирюкова, Лариса Барыкина, Юлия Бедерова, Николай Берман, Александр Вислов, Татьяна Власова, Варвара Вязовкина, Вадим Гаевский, Марина Гайкович, Анна Галайда, Дина Годер, Алексей Гончаренко, Анна Гордеева, Елена Груева, Елена Губайдуллина, Лейла Гучмазова, Марина Давыдова, Эмилия Деменцова, Татьяна Джурова, Марина Дмитревская, Екатерина Дмитриевская, Роман Должанский, Владимир Дудин, Елена Дьякова, Оксана Ефременко, Татьяна Журчева, Жанна Зарецкая, Олег Зинцов, Валерий Золотухин, Нияз Игламов, Анна Ильдатова, Наталия Каминская, Алексей Киселев, Елена Ковальская, Ольга Комок, Сергей Конаев, Елена Коновалова, Алексей Крижевский, Татьяна Кузнецова, Наталия Курюмова, Илья Кухаренко, Оксана Кушляева, Ксения Ларина, Елена Левинская, Анастасия Лобанова, Олег Лоевский, Мария Львова, Александра Машукова, Кристина Матвиенко, Ольга Никифорова, Туяна Николаева, Алексей Парин, Наталья Пивоварова, Петр Поспелов, Андрей Пронин, Дмитрий Ренанский, Ольга Романцова, Павел Руднев, Гюляра Садых-заде, Вера Сердечная, Сергей Самойленко, Мария Сизова, Глеб Ситковский, Инна Скляревская, Елена Смородинова, Александра Солдатова, Алена Солнцева, Владимир Спешков, Елизавета Спиваковская, Анна Степанова, Елена Строгалева, Татьяна Тихоновец, Оксана Токранова, Евгения Тропп, Ольга Федорченко, Ольга Федянина, Ольга Фукс, Мария Хализева, Антон Хитров, Вита Хлопова, Сергей Ходнев, Ирина Холмогорова, Елена Черемных, Анна Шавгарова, Ольга Шакина, Алла Шендерова, Марина Шимадина, Лилия Шитенбург, Ада Шмерлинг, Ольга Гердт, Ирина Яськевич, Елена Вольгуст, Ирина Муравьева, Наталья Сажина, Надежда Стоева, Елена Мамчур, Дмитрий Лисин, Евгения Галлямова, Юлия Щеткова, Галина Вербицкая, Татьяна Купченко, Галина Степанова, Степан Звездин, Сергей Лебедев
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Михалков возглавил театр

    Председатель союза кинематографистов Никита Михалков назначен художественным руководителем Государственного театра киноактера. Об этом решении сообщил глава Департамента культуры Москвы  Александр Кибовский в Театре Маяковского перед показом спектакля «Метаморфозы». ...
  • Уроки русского

    «Мальчик склеил модель в клубе» – эта фраза стала известным переводом с русского на  русский. За последние четверть века в ней изменилось значение всех четырех слов. Разные поколения трактуют ее по-своему. А как меняется язык, будучи инструментом общения разных поколений в театре? Педагог по сценической речи (театр «Et Cetera»), доцент Высшей школы экономики, консультант Медико-психологического центра реабилитации Валерия УСТИНОВА по просьбе «Театрала» поделилась наблюдениями за языковой реальностью спектаклей. ...
  • Кончаловский набирает курс в ГИТИСе

    Режиссер Андрей Кончаловский впервые в своей практике открывает творческую мастерскую. Цель ее состоит в том, что изначально (при поступлении) абитуриентов не будут делить по профессиональной принадлежности. По словам ректора ГИТИСа Григория Заславского, в экспериментальной мастерской одновременно «будут обучаться актеры, режиссеры и, возможно, критики». ...
  • Театр «Модерн» ищет профессионалов

    Московский театр «Модерн» объявил о запуске проекта «Приходите сегодня». Как сообщается на сайте театра, в рамках проекта «любой профессиональный театральный деятель (режиссер, драматург, продюсер, художник и пр. ...
Читайте также


Читайте также

  • Москвичи стали посещать учреждения культуры три-четыре раза в год

    В 2016 году аудитория городских учреждений культуры составила 64 млн. человек. Об этом заявил руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский на заседании президиума городского правительства. «Даже если не брать в расчет туристов, гостей, это по три-четыре посещения на каждого жителя города», – сказал Кибовский. ...
  • Если завтра Михалков скажет: «Все надоело - я пошел кино снимать»

    На этой неделе Никита Михалков был назначен художественным руководителем Театра киноактера. В том, что теперь все процессы там будут зависеть только от него, никто не сомневается. Хотя до этого Театр киноактера был «директорским» и как-то существовал без худрука. ...
  • Мединский заметил «театральный бум»

    В Общественной палате в среду состоялся традиционный «час с министром», на котором министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что посещаемость федеральных театров за четыре года увеличилась на 20%, сейчас в России происходит «театральный бум». ...
  • Театр Михалкова начнется с капремонта

    Первое, что планирует сделать Никита Михалков в должности худрука Театра киноактера – провести реконструкцию сцены, зала, репетиционных помещений, а также приобрести новое оборудование. «Уже в ближайшее время здание становится на капитальный ремонт, – цитирует «Интерфакс» слова Никиты Сергеевича. ...
Читайте также