Никас Сафронов

«Оставить все на волю случая»

 
О Никасе при жизни слагают легенды, поклонники считают его одним из ведущих художников мира, а его картины – символом эпохи, в которой мы с вами живем. Картины и правда зачаровывают. В них всего понемногу и для всех: немного гламура, немного печали, немного мистики. Вечные загадки бытия явно не дают художнику покоя.
– Никас, я обратила внимание на то, что названия многих ваших картин связаны со словом «сон» – «Спящая гора», «Полет голубя во время сна Дали», «Древо истории живописи, или Путаный сон в XV веке», «Лесной сон» и тому подобное. Сама идея заняться живописью к вам тоже пришла из сна. Вы действительно настолько серьезно относитесь к тому, что вам снится?

– Многие сюжеты моих картин приходят именно из снов. Например, когда я работал над портретом Лужкова, мне приснился на недописанной еще картине рядом с Лужковым на заднем плане прозрачный шар. А в картине мне надо было на подоконник ввести какой-то предмет, и я ввел этот шар. Когда Юрий Михайлович спросил, для чего я это сделал, я стал витиевато объяснять, что вот, мол, маги брали хрусталь, обрабатывали в виде шара, смотрели в него и видели, что творится во Вселенной. Он заулыбался, открыл шкаф, и я увидел в нем много-много шаров. Оказывается, Лужков был инициатором развития и восстановления каменного производство в России, и в его кабинете целая коллекция шаров.

– Если у вас плохое настроение, какою тогда получится картина?

– Я, как актер, когда сажусь за работу, то думаю только о своем профессиональном ремесле и стараюсь выполнять его добросовестно. Если настрой негативный, вдруг что-то не получается, что бывает редко, то я просто не работаю. Любая вещь, на которую смотришь и о которой говоришь, имеет свою временную энергетику.

– Встречаются картины, которые заряжены негативно?

– Да, конечно, бывают злые картины, плохие энергетически. Например, если художник рисовал картину в плохом настроении, если сам злой, то он перенес этот негатив на холст. Обладатель такой картины может иногда плохо себя чувствовать, а иногда и умереть от этого зла. Я считаю, что «Черный квадрат» Малевича – тоже негативная картина. Ведь «Черный квадрат» – это пустота, уводящая в никуда. Любая темнота уводит в бездну.

– Может, вы и в загробную жизнь верите?

– Верю. Есть загробная жизнь, конечно. Если вы хотите, чтобы связь с ушедшими от нас родными существовала, то так и будет. Хотите, чтобы все забылось, и все забудется. Хотите, чтобы связь осталась, и она останется. Все происходит по вашему желанию. Человек сам волен выбирать свой шанс перерождения. И он сам планирует свое будущее. Человек, совершивший злодеяние при жизни, потом вечно мучается. А если не мучается, то он скорее всего животное, лишенное мозгов, и уже этим наказан. Душа есть у каждого, но одному человеку она необходима, а другому вообще не нужна. И эта душа мучается, болтается где-то у него как хвост.

– Как вы относитесь к негативным оценкам со стороны ваших критиков?

– Некоторых людей трясет от успеха другого человека. От удачливости. Для рода человеческого это нормальное состояние. Чем больше ты на виду, тем больше на тебя нападают. Это неотъемлемая часть популярности. Сам я открытый человек, и ничего не могу с этим поделать. Поэтому даю интервью, встречаюсь с людьми, выхожу в свет.

– Существуют ли в вашей семье какие-то традиции по встрече Нового года?

– Традиции? Сейчас уже нет. А вот раньше, когда была жива мама, то каждый Новый год она обязательно делала гуся с яблоками и большие финские пельмени из требухи. Моя мама была наполовину финка, наполовину литовка, хотя родилась в Литве. И она готовила эти пельмени по особому рецепту, добавляла в них какие-то специи, травы и они от этого становились очень сочными и необыкновенно вкусными. Признаюсь, ничего вкуснее я никогда в жизни не пробовал. Это были фантастические пельмени. Таким же вкусным был и гусь. И все мы ждали этого угощения, за несколько месяцев до праздника. Обычно на Рождество и Старый Новый год загадывали желание, и все задуманное обычно осуществлялось.

– А сейчас разве не так?

– Сейчас так уже не бывает. Ждешь что-то такое особенное, но оно уже никогда не исполняется. Потому что в детстве само состояние души было иное. А сейчас Новый год – это уже что-то проходящее. Ждешь-ждешь его, а потом вдруг или заболел, или тебя куда-то вызвали, нужно ехать куда-то, и все, в конце концов, идет не так. Или уже 31 декабря и ты в самый канун Нового года начинаешь метаться и, в итоге, идешь, куда попало, там слушаешь какие-то пошлые тосты, вокруг тебя либо начальство, либо друзья по обязанности, которым неудобно было отказать. Спасибо, что они вообще тебя пригласили, потому что часто не знаешь, куда тебе примкнуть, и так далее…

– Какая грустная картина. А что-нибудь повеселее вспомнить можете?

– Да, вот однажды я встречал новый год в Африке. И уже в канун Нового года мы пошли в джунгли, и так случилось, что временную плотину, по которой мы должны были вернуться, 31 декабря снесло, и нам пришлось идти в обход. Поэтому новогоднюю ночь пришлось встретить в джунглях. Но надо было где-то еще заночевать, и проводник-африканец предложил нам забраться на дерево и там, устроившись в ветвях, немного поспать. А сам остался на земле, чтобы охранять нас от диких животных. Стало немного холодать ночью. А со мной была симпатичная девушка, и в какой-то момент я прижался к ней, стал согреваться, и меня это даже как-то возбудило. И вдруг на нас сверху упало что-то тяжелое и скользкое. Оказалось, что по стволу полз здоровый толстый удав, который внезапно свалился с ветки. И мы с ней тоже с этого дерева упали вниз. Кошмар...

– Весело, ничего не скажешь… Вы, наверное, заснули, поэтому и упали с дерева.

– Наверное, я заснул, и удав, видимо, тоже заснул. Там вообще был кошмар, гиены выли, какие-то звери кричали. Сейчас, конечно, смешно, а тогда было не до смеха. Помню еще один Новый год, который мы с моей знакомой Катрин встречали в Китае. Сначала мы с ней решили не отмечать Новый год, но в 12 часов нам все-таки захотелось пойти в ресторан. Мы вышли и долго пытались объяснить таксистам, что нам нужен ресторан, где-нибудь посидеть и перекусить. И только пятый или шестой сообразил, что мы от него хотим, и отвез нас наконец-то в рыбный ресторан. В ресторане нам захотелось шампанского, но никто не мог нас понять. Тогда я нарисовал бутылку шампанского, вылетающую из нее пробку, пену и бокалы.

– Да, хорошо быть художником, а мы, простые смертные, так и остались бы без шампанского.

– Так и мы остались без шампанского! Во-первых, они не поняли, что к чему. У них этот праздник не отмечается шампанским, то есть вообще Новый год не отмечается. Нам принесли их кислого вина. Мы решили заказать еще мороженое, которое я тоже им нарисовал. Ну, и этого они не поняли и принесли нам ведерко льда. Вот так с кислым вином и ведром льда мы встретили Новый год!

– А подарок какой больше всего запомнился? Наверное, что-то из детства. Сейчас-то вас уже ничем не удивишь. Или еще можно?

– Можно. Меня очень удивил подарок короля Амана. Накануне моего отлета в Москву он решил устроить мне сюрприз, его слуги пригласили посетить баню в его дворце. А до этого, когда мы встретились по моему прилету, султан спросил, какое вино я люблю. Я ответил, что предпочитаю сладкие вина, но могу выпить любое – от кислого до сладкого. И вот когда я пришел в баню, то увидел семь небольших бассейнов с вином. В одном было кислое, в другом полусладкое, в третьем сладкое. Было и теплое вино, и холодное. В седьмом, самом последнем бассейне, было сладкое теплое вино. И когда я вышел из него, то был уже в полном опьянении. Меня проводили в спальню, где я и заснул мертвым сном. Вот такая история.

– Какое желание загадываете под бой курантов? Есть одно заветное, или возникают все время разные?

– Желание? Ну, желания разные, конечно, могут быть. Обычно о хорошем здоровье. О своем здоровье, о здоровье близких людей. Также об успехе своей карьеры. О том, чтобы у моих друзей все было замечательно, и чтобы все их дела и желания осуществлялись. То есть очень простые желания, естественные. А вообще, мне кажется, что Новый год всегда получается не таким, как ты мечтаешь. Так что чем меньше ты о нем думаешь, тем скорее всего он будет интереснее. Лучше оставить все на волю случая, поверить в некую случайность. И, конечно, лучше быть в своей семье со своими близкими, с мамой, с папой, если они, слава Богу, живы. Может, это слишком традиционно, но мне это намного приятнее и душевнее, нежели в этот день посещать какие-то концерты и мероприятия, которые часто люди вынуждены посещать.

– Никас, что бы вы пожелали читателям журнала «Театрал»?

– Чтобы они больше любили театр. Так как в театре есть особая энергетика, есть своя душа. Это не кино и не Интернет. В театре ты слышишь дыхание актера, чувствуешь его состояние. Если актер профессионал, он всегда создает атмосферу того писателя и той истории, которую играет. Ты как бы общаешься не только с человеком, но и с умной книгой, ты живешь как герой того романа. При хорошей игре ты веришь в эту иллюзорность. Поэтому театр и сегодня спасательный круг для нашей сложной жизни. Мы живем в этом закрученном мире. Когда вокруг войны, много зла. А театр уводит тебя, переносит в другое пространство, хотя бы на время. Делает тебя добрее, умнее, и это дает тебе новые силы для жизни. Так что любите театр, ходите в него, стойте в удовольствие за билетами в очереди. Потому что ожидание, что ты попадешь скоро хоть и на земле, но в какой-то другой мир, оправдывается, когда ты выходишь из театра под впечатлением действия спектакля.

Также желаю всем читателям, чтобы в Новом году в их жизни все складывалось удачно. Жизнь – это театр. И пусть читатели вашего журнала и те, кто в нем работают, проживут эту жизнь достойно, так же, как их любимые герои из любимых пьес.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Анна Михайловская: «Всегда прислушиваюсь к себе»

    Анна МИХАЙЛОВСКАЯ – из тех актрис, для которых яркое сценическое обаяние в порядке вещей. Станиславский называл это качество «лучеиспусканием», полагая, что на такого артиста хочется смотреть, даже когда он молчит. ...
  • Любовь Толкалина: «В женщине есть обещание счастья»

    В новогодние праздники «Театрал» публикует лучшие материалы, вышедшие в 2018 году. Сегодня в нашей подборке беседа с актрисой Любовью Толкалиной о секретах женственности.   – Любовь, вы играете очень разных по характеру героинь, но все они потрясающе женственны. ...
  • Оливье с абрикосовым пюре и десерт в честь Анны Павловой

    К наступлению рождественских праздников ресторан «Кафе Чеховъ» обновил свое фирменное меню. Гостей ждут традиционные блюда русской кухни с неожиданным сочетанием вкусов, ароматов и фактур. «К приходу новогодних каникул мы добавили в меню основательный зимние блюда с северным акцентом, - рассказал «Театралу» шеф-повар ресторана Никита Мартынов. ...
  • Театр для гурманов

    В Москве несколько десятков кафе и ресторанов, прочно связанных с театральной историей. Мы решили завести отдельную рубрику и рассказать вам о тех из них, которые точно придутся по вкусу каждому театралу. Первым посетили ресторан «Театр Корша». ...
Читайте также