Елена Ксенофонтова

«Я не верю в мечты, а верю в цели»

 
Елене Ксенофонтовой в декабре этого года исполнилось 35 лет. Заслуженная артистка России, ведущая актриса театра под руководством Армена Джигарханяна, она активно снимается в кино и на телевидении, ее имя занимает верхние строчки в рейтингах зрительских симпатий. Елена окончила ВГИК, мастерскую Иосифа Райхельгауза, несколько лет проработала у него же в театре «Школа современной пьесы», где сыграла Нину Заречную в двух «Чайках» – Чехова и Акунина. В театре Армена Джигарханяна играет невероятно много, от классики до авангарда: «Сердце не камень», «Три сестры», «Женитьба Фигаро», «Закрой глазки, расскажу тебе сказку», «Требуется лжец». О чем еще мечтать? Однако ответ успешной актрисы на первый же вопрос прозвучал неожиданно.
– Какая работа в театре на сегодняшний день самая любимая?

– Честно? Уже никакая. Нет, конечно, я люблю «Фигаро», люблю играть Графиню. Но не могу сказать, что это моя самая любимая роль. Когда-то, когда я пришла в театр, у меня был один опыт, использовалась моя внешность – героиня немного со стервозинкой. А мне хотелось сыграть какую-нибудь кривенькую, косенькую.

– Зачем вам эти косенькие?

– Да потому что в институте я играла их, и мне это нравилось. Мой мастер Иосиф Райхельгауз на первом курсе института сказал мне: «Когда ты научишься любить себя некрасивую, когда ты, найдя в себе недостатки, полюбишь их до потери пульса, вот тогда ты будешь актрисой. У тебя все есть, сейчас надо просто заниматься тем, чтобы все это в себе культивировать».

В театре Джигарханяна был очень надрывный спектакль, пожалуй, один из самых моих любимых «Закрой глазки, расскажу тебе сказку». Я играла Жанну, наркоманку и проститутку. При этом она была внешне эффектная, уверенная в себе, а на самом деле – раненый абсолютно кутенок, который заканчивает жизнь самоубийством, прыгает с крыши. Вроде такая черная очень история, но мы ее сделали не про людей подвала, а про людей вне социума, которые живут где-то там, в туннеле, а может, наоборот – на облаке, а может, еще где-то…У них своя реальность, очень жестокая, как у детей, без оттенков. Такое рубленое существование.

– Скажите, какая в реальной жизни Лена Ксенофонтова?

– Абсолютно разная. И иногда для самой себя совершенно неожиданная. Я не делаю глупости, но иногда сама даже удивляюсь своим поступкам.

Моя самая близкая подруга, с которой мы дружим еще со школы, как-то сказала, что в юности иногда пугалась моих идей. Потому что я все время кипела ими, постоянно что-то предлагала, что тогда казалось нереальным.

– А какая ваша по тому времени безумная идея воплотилась в жизнь?

– Ну, во-первых, я стала актрисой.

– Это скорее мечта, а не идея.

– Ну почему мечта? Я не верю в мечты, а верю в цели. Просто важно понимать, как своими силами и возможностями или сверхсилами и сверхвозможностями достигнуть этой цели. Если честно, любые недосягаемые мечты меня просто бесят.

– Согласны с тем, что после 30 жизнь только начинается?

– Нет, не согласна. Просто в восемнадцать мы промахиваемся и не умеем сосредоточиться на мелочах. Это как раз тот период, когда на первом месте присутствует только твое «я». А после тридцати жизнь кажется интереснеей, потому что ты вдруг начинаешь слушать себя и свой внутренний голос, а значит, начинаешь слышать внешний мир, начинаешь прислушиваться и присматриваться к каким-то деталям. И оказывается, все намного интереснее и разнообразнее, очень много оттенков. И благодаря тому, что начинаешь различать эти оттенки, начинаешь учиться прощать. И потом, к тридцати пяти годам, у тебя есть с чем сравнивать, у тебя очень много накопленного. Иногда настоящее и прошлое перемешиваются внутри тебя. А в восемнадцать – «день открытых дверей». Сейчас, когда я вспоминаю юность, то понимаю, что было очень много событий, и иногда жизнь сильно била. Помню свои переживания во время таких ситуаций, я просто умирала. Было много состояний и агоний, и психоза, и абсолютной апатии.

– Были на грани?

– Всякое бывало, и мысли доходили даже до суицида. Это жизнь, и это надо пережить. Чтобы сформироваться сегодня в Лену Ксенофонтову, такую, какая она есть, и с тем багажом, который у нее есть, надо было это пройти. Были и любови, и предательства. Причем предательство, связанное не только с любовью, но и с дружбой. Я очень тяжело в себя впускаю, но если уже принимаю, то открываю все двери. Это моя то ли глупость, то ли данность. И самое обидное, что, как только ты открываешься, человек находит самое уязвимое место и бьет туда. И ладно, когда с целью, если нет другого выхода. А иногда просто проверить, выдержу ли я это испытание? По-разному бывает. Я не ангел, поверьте, совсем не ангел. Могу взорваться и такое сказать. Я вообще, как чукча.

–Что вижу, то пою?

– Ну да. Я очень честный человек. На сегодняшний день могу это сказать с полной ответственностью. У меня был период, когда я врала безбожно. Меня не устраивала моя биография, и я придумывала себя новую. Боже, это было такое вранье… Я путалась, устала от всего этого. И потом произошел ряд событий, после которых я решила все поменять: окружение, место работы, жительства, образ мыслей. И поменяла. Теперь у меня есть период «до» и «после». Я начала с абсолютно чистого листа.

– Расскажите о сыне.

– О сыне можно рассказывать бесконечно. Мне вообще, как и любой маме, кажется, что он самый лучший. Тимоша очень интересный. Говорят, что дети уже рождаются с характерами. Сначала мне казалось, что он абсолютная моя копия и внешне, и по характеру. А потом поняла, что не надо в нем пытаться искать чьи-то черты. Надо с самого начала изучать его, как самостоятельную личность. Он очень сложный, такая противоречивая мозаика проявлений. Человек настроения, при этом очень добрый. Очень. Я даже иногда этого боюсь, учитывая наши реалии и социум. При этом он ранимый, и в этом тоже похож на меня.

– Мне очень понравилось, как вы пишете о себе на своем сайте, просто литературный труд. Много читали в детстве?

– Были периоды, когда читала очень много. Были периоды, когда не читала совсем. Вот сейчас не хочется. Любимыми литературными героями были Аглая из «Идиота» и… Петр Первый.

– Петр Первый? Странный выбор для девочки-подростка.

– Причем он вызывал у меня женскую жалость. Ему бы с его здоровьем и психикой в деревне жить да сетями рыбу ловить. А пришлось мир перевернуть. Когда я в детстве читала «Петра Первого» Толстого, то думала: «Боже мой, бедный, как же у него крыша не поехала окончательно?..» Мне кажется, что сейчас он мог бы быть таким креативным режиссером, совершенно сумасшедшим. Все бы думали, что он наркоман, потому что у него были бы какие-то очень странные идеи.

– И вы бы у него непременно снимались.

– Да, безусловно. Я думаю, с Петром Первым у нас бы существовала родственность душ. Потому что я тоже всегда была лидером, но вынужденным. Не оттого, что мне хотелось быть им, а из страха. Я одиночка. И также боюсь социума. Поэтому с самого начала предпочитаю напугать всех и лучше повести за собой те массы, которые могут впоследствии пойти против меня. Потому что влиться в них вообще невозможно. Не могу, не умею, не знаю как. Или не хочу знать. Я не была в школе хулиганкой, но дралась, потому что никогда не могла позволить унижать себя.

– Лена, а как планируете встречать Новый год?

– Новый год мой самый любимый праздник. Я коллекционирую елочные украшения и на сегодняшний день могу нарядить сразу несколько елок. И у меня в доме их сразу пять – в трех комнатах, в ванной и в туалете. В этом году все будет выдержано в классическом стиле со сказочными персонажами. В прошлом году наряд состоял из деревянных игрушек, ватных и еще сделанных из хвороста и из соломы. А в позапрошлом году была елка-невеста в розово-сиреневых тонах. А вообще все зависит от настроения, какое будет настроение, так елку и наряжу.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Элина Быстрицкая: «Я понимала, что мое место на фронте – рядом с отцом»

    Элина Быстрицкая не только Народная артистка СССР, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены», она ко всему же – участница Великой Отечественной войны.  В память об актрисе, скончавшейся утром 26 апреля, публикуем интервью из архива "Театрала". ...
  • «Мы много играли вместе...»

    Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни.  В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла. Василий Бочкарёв, актёр Малого театра:  – В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. ...
  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
Читайте также