Вещий сон Йозефа К.

«Процесс» Кафки в театре-студии п/р О.Табакова

 
Роман этот с трудом поддается инсценировке – а как еще можно объяснить малое количество постановок? Но филолог по первому образованию, Богомолов обошел все подводные камни и явил на сцене «Табакерки» историю холодную и твердую, как металл органных труб – недаром органная музыка звучит основной темой на протяжении всего спектакля.
Недавний выпускник Школы-студии МХАТ Игорь Хрипунов прекрасен в роли Йозефа К.: ни одной реплики он не произносит «в проброс», все время пытается понять, оценить, вырваться из абсурдистского морока процесса. Безусловное ощущение покорности судьбе, тяжелое, как запах склепа, преследует неотступно. И остальные герои погружены в эти обстоятельства целиком, бездумно. Больше всего персонажи «Процесса» напоминают зомби: даже небрежно зашитые иглой прозектора швы у каждого на спине присутствуют. Художник спектакля Лариса Ломакина смогла создать в камерном пространстве площадки обстоятельства кошмарного сна: тут и скрипучие двери, и разбитые стекла окон, и непонятно откуда взявшийся гроб на тележке, и чернокрылый ангел, которого играет Игорь Верник. Он, кстати, как и многие, исполняет сразу несколько ролей: судью и художника суда. И оба они – и Люцифер, и его приспешник – страшные до тошноты, с омерзительными мертвецкими улыбками: странным образом героическая «голливудская» внешность Верника вдруг преобразуется в «квазимодовы» гримасы.

Великолепная Яна Сексте едина в трех лицах. Она играет распутную прачку-уборщицу, которая занимается сексом прямо в зале суда – издавая сладострастные постанывания, но сохраняя ясный взгляд. Она же – Лени, возлюбленная Йозефа К., экономка адвоката с приятным слуху акцентом – циничная и красивая управительница бесчестного дома. И она же – модель художника, блаженная горбунья, уродливая, будто только что сошла с брейгелевского полотна: беспечно хихикая, она лижет леденец на палочке.

Борис Плотников играет не только трепетного дядю Йозефа К., который ходит с огромной корзиной красных, спелых, душистых яблок, от свежести которых еще больше чувствуется безысходность ситуации. Он же – тюремный капеллан, последний человек на жизненном пути Йозефа. Во время длиннейшего монолога Плотникова зал сидит оцепеневший: притча капеллана о непререкаемой и истинной правде закона звучит как сказка на ночь для внучатого племянника, а не исповедание осужденного.

Ужасающие монстры ходят по сцене, и никак невозможно сопереживать никому из героев, даже Йозефу К. – эта ледяная отстраненность делает спектакль никак не притчей, а абсолютно реалистичной историей, происходящей здесь и сейчас, и лихорадочное отделение зрителя от действия – ура, это не со мной, это не я! – только подтверждает сказанное.

Впрочем, одно существенное проявление уважения к главному герою у мизантропа Богомолова в спектакле есть. Он не допустил непристойно обыденной и оттого еще более ужасной кафкианской гибели героя: Йозефа К. не станут суетливо бить ножом в сердце на темной аллее. Он погибнет трагически и величественно: в грудь с размаху войдет труба церковного органа, а руки осужденного судорожно дернутся, будто пытаясь и на последнем вздохе доказать абсурдность предъявленных обвинений.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Ушел из жизни режиссер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Галеев

    В воскресенье, 2 июня, в Уфе после продолжительной болезни скончался один из ведущих театральных деятелей Башкирии – режиссер Рустэм Галеев, ставший постановщиком многих прославленных спектаклей, в числе которых – «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток», «Секрет любимых оперетт» и др. ...
Читайте также


Читайте также

  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
  • В Большом театре появятся шедевры Баланчина и Бежара

    В четверг, 13 июня, на Новой сцене Большого театра состоится премьера двух одноактных балетов – «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина и «Парижское веселье» Мориса Бежара. Большой театр впервые обращается к творчеству Мориса Бежара – легенде современного балета – и представляет одну из его самых радостных постановок, балет «Парижское веселье» – яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха и Манюеля Розенталя. ...
  • «Сатирикон» готовит премьеру

    Под занавес театрального года «Сатирикон» представит заключительную премьеру в сезоне «Мой папа – Питер Пэн» по современной пьесе Керен Климовски, отмеченной главной наградой конкурса «В поисках новой пьесы» (РАМТ, 2018). ...
  • Во МХАТе Горького поставят спектакль о леди Гамильтон

    Премьера исторической  драмы Александра Дмитриева по пьесе британского драматурга Теренса Реттигена «Леди Гамильтон» состоится 16 июня на сцене МХАТа им. Горького. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
Читайте также