«Реальный театр»: без великого и могучего

Завершившийся в Екатеринбурге XIII фестиваль «Реальный театр» преподнес публике немало сюрпризов

 
В этом году старейшему российскому фестивалю «Реальный театр» исполнилось 25 лет. Возник он, страшно сказать, в лихие и голодные 90-е как региональный фестиваль спектаклей для детей и юношества, ведь проводил его екатеринбургский ТЮЗ. Но очень скоро фестиваль вырос из «детских штанишек», превратившись во вполне взрослый и всероссийский, и проводится, как Чеховский фестиваль, раз в два года.
Сейчас кажется, что «Реальный театр» был всегда и его не может не быть, хотя отец-основатель, бессменный арт-директор и единственный отборщик фестиваля Олег Лоевский не раз подумывал завязать с этим делом. Но традиция – вещь упрямая, как таракан, заведется в доме, так не выведешь. Вот и в этом году, несмотря на кризис, Екатеринбург принимал у себя театры из Новосибирска, Самары, Казани, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новокузнецка и Минусинска, а также представлял на фестивале работы собственных коллективов. Не все они были одинаковы по художественному уровню, были шедевры и проходные постановки, новаторские и вполне традиционные спектакли, но все вместе они  давали реальную картину сегодняшнего российского театра.

Если говорить о тенденциях, то главной из них на фестивале неожиданно стала тема «потери слова». По крайней мере самые важные и заметные постановки решительно рвали с логоцентристской традицией русского театра и пытались донести смысл поверх и помимо текста. Причем, коснулось это не только молодых режиссеров-новаторов, но и верных адептов системы Станиславского.
Например, в спектакле Алексея Песегова «Колыбельная для Софьи» малоизвестная повесть Замятина «Наводнение» звучит как протяжная и жалостливая русская песня, но практически без слов. Её персонажи неразговорчивы, как герои притчи, все самое главное – любовь, надежда, раскаяние – читается в говорящих мизансценах и выразительных паузах. И хотя сюжет спектакля смахивает на триллер – женщина убивает взрослую приемную дочь, ставшую соперницей – преступление и наказание здесь становятся категориями не бытовыми, а экзистенциальными. Вот только бесконечно повторяемый надрывный музыкальный мотив точит душу, как тупая боль. 
В визуальном театре слова вообще не нужны, – справедливо решил художник Даниил Ахмедов и поставил в Красноярском ТЮЗе «Алису» Кэрролла как феерическое шоу, парад-алле причудливых образов в духе Филиппа Жанти или Цирка дю Солей, где сюжет становится совершенно не важен. Но оживив свои фантастические видения, художник, похоже, не знал, что с ними делать дальше. Тут ему явно не хватило помощи режиссера – Романа Феодори, который значится художественным руководителем постановки.
А вот «Русалочка», поставленная тем же тандемом в екатеринбургском ТЮЗе, оказалась не такой роскошной по картинке, но более внятной и гармоничной. Сказка Андерсена в исполнении трех рассказчиков тут сочеталась с волшебными полетами, изысканной русалочьей пластикой героини (Марии Викулиной) и танцами в постановке Татьяны Багановой. Contemporary dance в детском театре – это, конечно, смелый вызов, за что спектаклю можно простить некоторые несовершенства и тюзовскую наивность. Хотя в нем есть и философский смысл – русалочка обрела-таки бессмертную душу благодаря своему благородному самопожертвованию.
Но главным экспериментом со словом, вернее – с его отсутствием, стали «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина. Режиссер решил поставить знаменитую чеховскую пьесу на жестовом языке глухонемых. Не потому, что этот текст и так все знают наизусть, и не в качестве иллюстрации расхожего трюизма – мол, в чеховских пьесах никто друг друга не слышит. А просто чтобы научиться и научить актеров доносить смысл без привычного говорения, с помощью высокой степени концентрации и внимания к малейшим жестам и деталям. Но вполне формальный прием неожиданно открыл в тексте новые смыслы, а сам он, идущий субтитрами над сценой, стал главным действующим лицом спектакля. Не будем раскрывать все тайны, так как постановка Кулябина уже в октябре приедет в Москву на фестиваль «Территория». Тогда и расскажем о ней подробнее. 
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • На ММКФ почтили память Олега Табакова

    Премию Московского кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» жюри посмертно присудило Олегу Табакову. Об этом стало известно на торжественной церемонии открытия ММКФ, которая состоялась в Театре мюзикла. ...
  • Петербуржцам покажут оригинальную версию мюзикла «Notre Dame»

    В пятницу, 20 апреля, на сцене СК «Юбилейный» состоится премьера оригинальной постановки «Notre Dame de Paris» на французском языке.  Всего в северной столице дадут 6 представлений. Мировая премьера возобновленного спектакля композитора Риккардо Коччанте и поэта Люка Пламондона с большим успехом прошла осенью 2016 года во Дворце конгрессов Парижа. ...
  • В Москву приехал театр из Заполярья

    Впервые в своей истории самый дальний от российской столицы театр – Воркутинский драматический – приедет на гастроли в Москву, которые будут проходить с 18 по 21 апреля в Доме актера, Доме ветеранов сцены и Театре наций. ...
  • В Москве пройдет фестиваль к 90-летию Светланова

    Фестиваль «Вселенная – Светланов!» пройдет в Москве 10 и 11 ноября в честь 90-летия со дня рождения выдающегося российского дирижера Евгения Светланова, сообщает пресс-служба Московской консерватории. Площадками фестиваля станут все четыре концертных зала Московской консерватории, а также фойе. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru