«Реальный театр»: без великого и могучего

Завершившийся в Екатеринбурге XIII фестиваль «Реальный театр» преподнес публике немало сюрпризов

 
В этом году старейшему российскому фестивалю «Реальный театр» исполнилось 25 лет. Возник он, страшно сказать, в лихие и голодные 90-е как региональный фестиваль спектаклей для детей и юношества, ведь проводил его екатеринбургский ТЮЗ. Но очень скоро фестиваль вырос из «детских штанишек», превратившись во вполне взрослый и всероссийский, и проводится, как Чеховский фестиваль, раз в два года.
Сейчас кажется, что «Реальный театр» был всегда и его не может не быть, хотя отец-основатель, бессменный арт-директор и единственный отборщик фестиваля Олег Лоевский не раз подумывал завязать с этим делом. Но традиция – вещь упрямая, как таракан, заведется в доме, так не выведешь. Вот и в этом году, несмотря на кризис, Екатеринбург принимал у себя театры из Новосибирска, Самары, Казани, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новокузнецка и Минусинска, а также представлял на фестивале работы собственных коллективов. Не все они были одинаковы по художественному уровню, были шедевры и проходные постановки, новаторские и вполне традиционные спектакли, но все вместе они  давали реальную картину сегодняшнего российского театра.

Если говорить о тенденциях, то главной из них на фестивале неожиданно стала тема «потери слова». По крайней мере самые важные и заметные постановки решительно рвали с логоцентристской традицией русского театра и пытались донести смысл поверх и помимо текста. Причем, коснулось это не только молодых режиссеров-новаторов, но и верных адептов системы Станиславского.
Например, в спектакле Алексея Песегова «Колыбельная для Софьи» малоизвестная повесть Замятина «Наводнение» звучит как протяжная и жалостливая русская песня, но практически без слов. Её персонажи неразговорчивы, как герои притчи, все самое главное – любовь, надежда, раскаяние – читается в говорящих мизансценах и выразительных паузах. И хотя сюжет спектакля смахивает на триллер – женщина убивает взрослую приемную дочь, ставшую соперницей – преступление и наказание здесь становятся категориями не бытовыми, а экзистенциальными. Вот только бесконечно повторяемый надрывный музыкальный мотив точит душу, как тупая боль. 
В визуальном театре слова вообще не нужны, – справедливо решил художник Даниил Ахмедов и поставил в Красноярском ТЮЗе «Алису» Кэрролла как феерическое шоу, парад-алле причудливых образов в духе Филиппа Жанти или Цирка дю Солей, где сюжет становится совершенно не важен. Но оживив свои фантастические видения, художник, похоже, не знал, что с ними делать дальше. Тут ему явно не хватило помощи режиссера – Романа Феодори, который значится художественным руководителем постановки.
А вот «Русалочка», поставленная тем же тандемом в екатеринбургском ТЮЗе, оказалась не такой роскошной по картинке, но более внятной и гармоничной. Сказка Андерсена в исполнении трех рассказчиков тут сочеталась с волшебными полетами, изысканной русалочьей пластикой героини (Марии Викулиной) и танцами в постановке Татьяны Багановой. Contemporary dance в детском театре – это, конечно, смелый вызов, за что спектаклю можно простить некоторые несовершенства и тюзовскую наивность. Хотя в нем есть и философский смысл – русалочка обрела-таки бессмертную душу благодаря своему благородному самопожертвованию.
Но главным экспериментом со словом, вернее – с его отсутствием, стали «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина. Режиссер решил поставить знаменитую чеховскую пьесу на жестовом языке глухонемых. Не потому, что этот текст и так все знают наизусть, и не в качестве иллюстрации расхожего трюизма – мол, в чеховских пьесах никто друг друга не слышит. А просто чтобы научиться и научить актеров доносить смысл без привычного говорения, с помощью высокой степени концентрации и внимания к малейшим жестам и деталям. Но вполне формальный прием неожиданно открыл в тексте новые смыслы, а сам он, идущий субтитрами над сценой, стал главным действующим лицом спектакля. Не будем раскрывать все тайны, так как постановка Кулябина уже в октябре приедет в Москву на фестиваль «Территория». Тогда и расскажем о ней подробнее. 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Константин Богомолов выпускает «Славу» в БДТ

    Режиссер Константин Богомолов готовит на Основной сцене БДТ им. Товстоногова постановку «Слава». Предпремьерным показом 8 июля театр завершит юбилейный 100-й сезон, премьера состоится осенью. «Слава» стала первой пьесой знаменитого поэта и сценариста Виктора Гусева, напомнили в пресс-службе БДТ. ...
  • Эрдоган остановил работу турецких театров

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 11 июля издал приказ, согласно которому прекращается финансирование театров, отменяются все спектакли, гастроли и любая другая творческая деятельность. Также приказ требует расторжения контрактов с артистами. ...
  • Приснилась Гурченко

    Редеет поколение, уходят друзья и коллеги, всё острее дефицит искренности. Стремительно растёт горечь накопления биографии. Забвение грустное, но… закономерное явление.   Мечты о бессмертии дико дифференцированы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Карпа отмороженного» привезли в Китай

    В среду, 19 июля, картину «Карп отмороженный» представят в Пекине на Фестивале российского кино, который проходит с 13 по 28 июля в двух китайских городах (Пекине и Ухани). Фестиваль проводится в рамках международного культурного сотрудничества в области кино между Россией и Китаем. ...
  • «Пиковая дама» покорила Пекин

    Театральная фантазия Казанского БДТ им. Качалова «Пиковая дама» в июле была трижды сыграна на международном фестивале в Пекине, цель которого – демонстрировать китайскому зрителю произведения европейского театра. ...
  • В Театр.doc привезли спектакль о блокадном Ленинграде

    Московская премьера постановки о блокадном Ленинграде «67/871» немецкого режиссера Эберхарда Келера состоится в Театре.doc 14 и 15 июля. Спектакль по пьесе бывшего художественного руководителя театра Елены Греминой, которая ушла из жизни в мае 2018 года, основан на воспоминаниях очевидцев войны. ...
  • Самые громкие фестивали лета

    Летом в театре – «мертвый сезон». Правда, это только в России. За рубежом в июле и августе – самый разгар для театральных событий. Буквально в каждой стране проходит свой фестиваль искусств. Назовем лишь несколько. ...
Читайте также