«Реальный театр»: без великого и могучего

Завершившийся в Екатеринбурге XIII фестиваль «Реальный театр» преподнес публике немало сюрпризов

 
В этом году старейшему российскому фестивалю «Реальный театр» исполнилось 25 лет. Возник он, страшно сказать, в лихие и голодные 90-е как региональный фестиваль спектаклей для детей и юношества, ведь проводил его екатеринбургский ТЮЗ. Но очень скоро фестиваль вырос из «детских штанишек», превратившись во вполне взрослый и всероссийский, и проводится, как Чеховский фестиваль, раз в два года.
Сейчас кажется, что «Реальный театр» был всегда и его не может не быть, хотя отец-основатель, бессменный арт-директор и единственный отборщик фестиваля Олег Лоевский не раз подумывал завязать с этим делом. Но традиция – вещь упрямая, как таракан, заведется в доме, так не выведешь. Вот и в этом году, несмотря на кризис, Екатеринбург принимал у себя театры из Новосибирска, Самары, Казани, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новокузнецка и Минусинска, а также представлял на фестивале работы собственных коллективов. Не все они были одинаковы по художественному уровню, были шедевры и проходные постановки, новаторские и вполне традиционные спектакли, но все вместе они  давали реальную картину сегодняшнего российского театра.

Если говорить о тенденциях, то главной из них на фестивале неожиданно стала тема «потери слова». По крайней мере самые важные и заметные постановки решительно рвали с логоцентристской традицией русского театра и пытались донести смысл поверх и помимо текста. Причем, коснулось это не только молодых режиссеров-новаторов, но и верных адептов системы Станиславского.
Например, в спектакле Алексея Песегова «Колыбельная для Софьи» малоизвестная повесть Замятина «Наводнение» звучит как протяжная и жалостливая русская песня, но практически без слов. Её персонажи неразговорчивы, как герои притчи, все самое главное – любовь, надежда, раскаяние – читается в говорящих мизансценах и выразительных паузах. И хотя сюжет спектакля смахивает на триллер – женщина убивает взрослую приемную дочь, ставшую соперницей – преступление и наказание здесь становятся категориями не бытовыми, а экзистенциальными. Вот только бесконечно повторяемый надрывный музыкальный мотив точит душу, как тупая боль. 
В визуальном театре слова вообще не нужны, – справедливо решил художник Даниил Ахмедов и поставил в Красноярском ТЮЗе «Алису» Кэрролла как феерическое шоу, парад-алле причудливых образов в духе Филиппа Жанти или Цирка дю Солей, где сюжет становится совершенно не важен. Но оживив свои фантастические видения, художник, похоже, не знал, что с ними делать дальше. Тут ему явно не хватило помощи режиссера – Романа Феодори, который значится художественным руководителем постановки.
А вот «Русалочка», поставленная тем же тандемом в екатеринбургском ТЮЗе, оказалась не такой роскошной по картинке, но более внятной и гармоничной. Сказка Андерсена в исполнении трех рассказчиков тут сочеталась с волшебными полетами, изысканной русалочьей пластикой героини (Марии Викулиной) и танцами в постановке Татьяны Багановой. Contemporary dance в детском театре – это, конечно, смелый вызов, за что спектаклю можно простить некоторые несовершенства и тюзовскую наивность. Хотя в нем есть и философский смысл – русалочка обрела-таки бессмертную душу благодаря своему благородному самопожертвованию.
Но главным экспериментом со словом, вернее – с его отсутствием, стали «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина. Режиссер решил поставить знаменитую чеховскую пьесу на жестовом языке глухонемых. Не потому, что этот текст и так все знают наизусть, и не в качестве иллюстрации расхожего трюизма – мол, в чеховских пьесах никто друг друга не слышит. А просто чтобы научиться и научить актеров доносить смысл без привычного говорения, с помощью высокой степени концентрации и внимания к малейшим жестам и деталям. Но вполне формальный прием неожиданно открыл в тексте новые смыслы, а сам он, идущий субтитрами над сценой, стал главным действующим лицом спектакля. Не будем раскрывать все тайны, так как постановка Кулябина уже в октябре приедет в Москву на фестиваль «Территория». Тогда и расскажем о ней подробнее. 
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Летят журавли» покажут на Берлинале

    Отреставрированную советскую картину «Летят журавли» покажут на 68-м Берлинском международном кинофестивале, который будет проходить с 15 по 25 февраля, сообщает пресс-служба Министерства культуры. Премьера оцифрованной версии состоится в рамках программы «Классика Берлинале». ...
  • Александринка отправилась в Париж

    Премьерный спектакль «Крум» Ханоха Левина – «комедию с двумя свадьбами и двумя похоронами» – Александринский театр будет играть с 18 по 28 января на сцене Театра Жерара Филиппа в Сен-Дени (северный пригород Парижа). ...
  • В Москве начинается фестиваль «Коляда-Театра»

    Традиционная встреча с «Коляда-театром» в этот раз состоится в Москве с 15 января по 2 февраля. В рамках театрального марафона, помимо 29 репертуарных названий, пройдут читки пьес уральских драматургов, показы фильмов творческой студии «KinoLook», премьеры Центра Современной Драматургии. ...
  • Мариинский театр открывает в Риме «Русские сезоны»

    В четверг, 11 января, Мариинский театр начинает в свои выступления на фестивале Чайковского в Концертном зале Национальной академии Санта-Чечилия в Риме в рамках масштабного культурного проекта «Русские сезоны». Выступления «Мариинки» пройдут с 11 по 16 января. ...
Читайте также