«Реальный театр»: без великого и могучего

Завершившийся в Екатеринбурге XIII фестиваль «Реальный театр» преподнес публике немало сюрпризов

 
В этом году старейшему российскому фестивалю «Реальный театр» исполнилось 25 лет. Возник он, страшно сказать, в лихие и голодные 90-е как региональный фестиваль спектаклей для детей и юношества, ведь проводил его екатеринбургский ТЮЗ. Но очень скоро фестиваль вырос из «детских штанишек», превратившись во вполне взрослый и всероссийский, и проводится, как Чеховский фестиваль, раз в два года.
Сейчас кажется, что «Реальный театр» был всегда и его не может не быть, хотя отец-основатель, бессменный арт-директор и единственный отборщик фестиваля Олег Лоевский не раз подумывал завязать с этим делом. Но традиция – вещь упрямая, как таракан, заведется в доме, так не выведешь. Вот и в этом году, несмотря на кризис, Екатеринбург принимал у себя театры из Новосибирска, Самары, Казани, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новокузнецка и Минусинска, а также представлял на фестивале работы собственных коллективов. Не все они были одинаковы по художественному уровню, были шедевры и проходные постановки, новаторские и вполне традиционные спектакли, но все вместе они  давали реальную картину сегодняшнего российского театра.

Если говорить о тенденциях, то главной из них на фестивале неожиданно стала тема «потери слова». По крайней мере самые важные и заметные постановки решительно рвали с логоцентристской традицией русского театра и пытались донести смысл поверх и помимо текста. Причем, коснулось это не только молодых режиссеров-новаторов, но и верных адептов системы Станиславского.
Например, в спектакле Алексея Песегова «Колыбельная для Софьи» малоизвестная повесть Замятина «Наводнение» звучит как протяжная и жалостливая русская песня, но практически без слов. Её персонажи неразговорчивы, как герои притчи, все самое главное – любовь, надежда, раскаяние – читается в говорящих мизансценах и выразительных паузах. И хотя сюжет спектакля смахивает на триллер – женщина убивает взрослую приемную дочь, ставшую соперницей – преступление и наказание здесь становятся категориями не бытовыми, а экзистенциальными. Вот только бесконечно повторяемый надрывный музыкальный мотив точит душу, как тупая боль. 
В визуальном театре слова вообще не нужны, – справедливо решил художник Даниил Ахмедов и поставил в Красноярском ТЮЗе «Алису» Кэрролла как феерическое шоу, парад-алле причудливых образов в духе Филиппа Жанти или Цирка дю Солей, где сюжет становится совершенно не важен. Но оживив свои фантастические видения, художник, похоже, не знал, что с ними делать дальше. Тут ему явно не хватило помощи режиссера – Романа Феодори, который значится художественным руководителем постановки.
А вот «Русалочка», поставленная тем же тандемом в екатеринбургском ТЮЗе, оказалась не такой роскошной по картинке, но более внятной и гармоничной. Сказка Андерсена в исполнении трех рассказчиков тут сочеталась с волшебными полетами, изысканной русалочьей пластикой героини (Марии Викулиной) и танцами в постановке Татьяны Багановой. Contemporary dance в детском театре – это, конечно, смелый вызов, за что спектаклю можно простить некоторые несовершенства и тюзовскую наивность. Хотя в нем есть и философский смысл – русалочка обрела-таки бессмертную душу благодаря своему благородному самопожертвованию.
Но главным экспериментом со словом, вернее – с его отсутствием, стали «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина. Режиссер решил поставить знаменитую чеховскую пьесу на жестовом языке глухонемых. Не потому, что этот текст и так все знают наизусть, и не в качестве иллюстрации расхожего трюизма – мол, в чеховских пьесах никто друг друга не слышит. А просто чтобы научиться и научить актеров доносить смысл без привычного говорения, с помощью высокой степени концентрации и внимания к малейшим жестам и деталям. Но вполне формальный прием неожиданно открыл в тексте новые смыслы, а сам он, идущий субтитрами над сценой, стал главным действующим лицом спектакля. Не будем раскрывать все тайны, так как постановка Кулябина уже в октябре приедет в Москву на фестиваль «Территория». Тогда и расскажем о ней подробнее. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ростовский театр вновь строит мост

    В субботу, 13 октября, спектаклем «Картофельный суп» бельгийского театра Agora в Ростове-на-Дону открылся старейший международный фестиваль для детей и молодежи «Минифест».   Ведущий организатор нынешнего форума – главный режиссер Ростовского молодежного тетра Михаил Заец – любит подчеркивать, что «Минифест» старше «Золотой маски»: его история началась еще в Советском Союзе в 1989 году. ...
  • Большой театр подарит «Богему» Уралу

    Оперная труппа, хор и оркестр Большого театра впервые отправляются на гастроли в Челябинск: 17 и 18 октября театр покажет одну из самых известных опер Пуччини «Богема» на сцене Челябинского театра оперы и балета им. ...
  • В центре Парижа состоялся театрализованный парад ретро-автомобилей

    В преддверии открытия юбилейного 120-го Парижского автосалона, который проходит в столице Франции до 14 октября, на площади Конкорд состоялся театрализованный парад старинных автомобилей.   На одной из центральных площадей города собрались владельцы раритетных авто, чтобы представить парижанам и туристам свои уникальные машины. ...
  • В Лондоне представят пьесу о Михаиле Угарове и Елене Греминой

    19 октября в Пушкинском доме в Лондоне состоится читка новой пьесы Театра.doc «Миша и Лена», посвященной основателям театра Михаилу Угарову и Елене Греминой.   Пьесу представят режиссер Зарема Заудинова и культуролог, театральный критик, журналист и переводчик Джон Фридман, она будет прочитана на русском и английском языках, сообщается на  сайте Пушкинского дома. ...
Читайте также