Как циркач по канату

 
Владимир Рогульченко, главный режиссер Краснодарского молодежного театра, – фигура для города загадочная. Несмотря на те несколько лет, что он работает в местном театре, несмотря на спектакли, о которых говорили и говорят, несмотря на публичность своей профессии, он не избалован вниманием прессы.
Что было в его жизни? Актерское отделение Саратовского театрального училища, на которое поступил легко. Работа в театрах Великих Лук и Таганрога. Семья, дети. Шестнадцать актерских лет. Рогульченко играл много. Потом окончил ГИТИС, стал режиссером. Организовал в Таганроге театр-студию «Воскресная школа». Руководя им, одновременно работал режиссером Чеховского театра. Потом сверкнула счастливая звезда – мэтр российской сцены Анатолий Васильев пригласил Рогульченко стать режиссером-стажером своего театра «Школа драматического искусства». В Москве случилась еще одна встреча – с бельгийским режиссером Тьери Сальмоне и итальянским продюсером Пьетро Валенти. Приняв их предложение, уезжает в Европу, где два года участвует как актер и режиссер в международном театральном проекте по «Бесам» Достоевского. Разноязычная труппа, импровизируя в каждом спектакле на заданную тему, играла во Франции, Италии, Германии, Испании…

Это была удача, радость. Радость творчества, театра и просто нормальной жизни. Но все когда-нибудь кончается. Можно было остаться в Европе. Не остался. И опять начал сначала…

Приехал в Краснодар. Первая же работа в театре драмы – «Идиот» по роману любимого Достоевского – была номинирована на государственную премию России в 1994 году и очень тепло принята столичной критикой.

О второй его работе – по «Грозе» Островского – в Краснодаре много спорили и, кажется, не очень ее поняли. Третья – по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» – не была завершена. Вернее, ее не дали завершить. Случилось очередное непонимание – и…

В этом месте сценарий мог бы развиваться по не раз уже опробованному в Краснодаре пути. Спектакль не приняли, режиссера начали «есть» – он уехал. Схема проста. Потом, после отъезда, он мог бы стать известным и знаменитым, как это случилось в свое время с краснодарцем Сергеем Женовачем.

К счастью, на сей раз схема не сработала. Леонард Гатов, художественный руководитель творческого объединения «Премьера», пригласил Рогульченко возглавить муниципальный молодежный театр, к тому времени находившийся в сложном положении. Владимир Рогульченко принял не очень простую труппу, отвыкшую от ролей, разбредающуюся, мало игравшую, и начал работать.

И тут же стал получать по рукам. Непонятно почему, критике захотелось вдруг именно от этого театра шедевров и немедленно. Доставалось Рогульченко отчаянно. Обвинения в авантюризме были, кажется, самыми мягкими из всего набора. Сейчас остается только удивляться, как выдержали и Рогульченко, и Гатов эти наскоки журналистов и критиков, не опустившись до оправданий, а работая, работая, выворачивая наизнанку и себя, и коллектив, ища новые творческие силы, находя новые формы…

Лишь сам режиссер знает, чего стоили ему те годы. Только, кажется, не добавилось в нем ни жестокости, ни холодности. Он все тот же интеллигентный, образованный и тонкий человек.

Актерам порой здорово достается от него, но те из них, кто умен и профессионален, понимают, что все это – ради них самих. Ради дела Рогульченко не щадит себя, и от всех остальных требует такой же безудержной преданности театру.

Счастлив ли он? Не знаю. Наверное, как все мы – иногда. Наверное, счастье уже в том, что его нашла эта беспощадная профессия и оставила в душе неуничтожимый ген театра. Он идет по жизни, как циркач по трапеции, по канату, натянутому как нерв, – высокий, гибкий, артистичный, не похожий ни на кого и отчаянно одинокий. В одном давнем интервью его спросили: «Что вы испытываете, приступая к новому спектаклю?»

«Одиночество», – не задумываясь ответил он…


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также