Смотрящие из темноты

«Far away» в театре «Практика»

 
Пожалуй, сегодня наиболее часто испытываемое человеком чувство – это тревога. Мир вокруг столь непредсказуем и угрожающ, что даже в самые безмятежные минуты мы ощущаем смутное волнение. И не оставляет мысль, что каждый из нас одинок, и союзники, равно как и враги, могут быть найдены где угодно.
Пьеса легендарной англичанки Кэрил Черчилл «Far away» («Далеко») как раз об этом – о тревоге. Об этом неприятном томлении внутри, которое неожиданно и мощно материализуется в реальности. «Far away» в «Практике» поставил Михаил Угаров. Являясь давним поклонником драматургии Кэрил Черчилл, он уже второй раз работает с ее текстами. Первым опытом был спектакль «Количество», сделанный на Новой сцене МХТ им. Чехова.

Новая работа Угарова сходна с предыдущей в главном принципе подхода к материалу: переносить пьесу на сцену ровно так, как она написана. Михаил Угаров всегда стремится не придумывать вокруг текста ассоциации и оправдания, а уходить глубоко внутрь. В случае с «Far away» это оказалось и безумно сложно, и очень легко одновременно. Витиеватый, призрачный, многофигурный и при этом чрезвычайно четкий, по сути, текст требовал от актеров абсолютной веры в происходящее. И в спектакле почти удалось этого добиться.

В пьесе всего три сцены. В первой девочка случайно видит убийство и пытается выяснить у своей тети, что же произошло. Во второй она, повзрослевшая, впервые встречается с любовью и со смертью – причем в рамках заурядной рабочей ситуации. В третьей же живые оказываются обречены, хотя внешне все кажется спокойным и даже умиротворенным.

Девочку играет Виктория Толстоганова, ее тетю – Елена Дробышева, а случайно обретенного мужа – Григорий Калинин. Двое последних работают – глаз не оторвать. Дробышева, со строгим усталым лицом, сведенными от напряжения пальцами, в тяжелых башмаках – воплощенная тревожность. Ее героине известно больше, чем остальным – не по фактам даже, а по ощущениям. Она роняет слова, словно камни, убеждая в иллюзии безопасности не девочку, а саму себя. Уже зная, что помощи ждать неоткуда – только из внутренних резервов. Точная интонация и у Калинина, молодого актера, готового успешно воплощать самых разных героев новой драматургии. В «Far away» его персонаж, зная, что на любовь и сближение совсем мало времени, мгновенно и болезненно сходится с главной героиней – чтобы обрести нечто, позволяющее цепляться за эту жизнь.

К сожалению, полноценного ансамбля не получается. Единство нарушает актриса Виктория Толстоганова, которая существует на сцене то вяло и лениво, то чрезмерно тщательно, с ненужной амплитудой в словах и движениях. Партнеры ей не очень-то интересны, она не видит и не чувствует их. А между тем в таком спектакле, где на атмосфере завязано очень много, необходима плотная актерская сцепка.

Центральная сцена спектакля происходит в мастерской по изготовлению шляп. Герои делают головные уборы для некого большого парада. Шляпы красивые, только одеты они будут на мертвецов. Видеопроекция, где эти самые мертвецы – вернее, пока вполне живые люди, – стоят перед камерой, как перед дулом ружья, производит сильнейшее впечатление. Заставляя нас подсознательно искать в этом ряду свое лицо. Гибели не избежать – словно говорит спектакль. Однако в наших силах уйти от нее как можно дальше.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также