Классическая простота без скуки

«Женитьба Фигаро». Театр «Приют комедианта»

 
Возможность насладиться произведением классика, не утомившись от эксцентричных приемов режиссера, но при этом и не уснув от скуки, выпадает в современном театре не так уж часто. Идеальный баланс между чтением текста по ролям и нестандартной трактовкой знакомого всем сюжета найти сложно. «Женитьбу Фигаро», поставленную Василием Сениным в питерском театре «Приют комедианта», безусловно, можно упрекнуть в излишне прямолинейном изложении пьесы Бомарше, но если отбросить привычку в каждом спектакле непременно искать неразрешимые задачи, предлагаемые режиссером словно в качестве компенсации за заранее известную развязку, можно расслабиться и ощутить, как порой не хватает на сегодняшней сцене живого и понятного воплощения любимых героев.

Понятный – пожалуй, главное слово в описании спектакля Сенина. Если в интриге, придуманной Бомарше, на страницах пьесы можно слегка запутаться, то на сцене «Приюта комедианта» все просто и ясно с самого начала, несмотря на то, что текст не претерпел существенных изменений или сокращений. «Вы деньги платите за билет, чтобы еще потрудиться? – комментирует режиссер свою работу. – Я думаю, что спектакль – достаточно герметичная вещь. Если к нему надо еще некий талмуд читать, значит, он не самодостаточен, значит, он не герметичен».

Сделав содержание истории максимально понятным для зрителей, Василий Сенин, будучи также художником-постановщиком спектакля, не стал усложнять и внешнюю составляющую «Женитьбы Фигаро». Вся обстановка на сцене состоит из нескольких деревянных коробов, которые легко передвигаются и переворачиваются, превращаясь то в стол, то в шкаф, то в целую комнату. Впрочем, для героев они представляют интерес не столько как предметы мебели, сколько как места, в которых в случае необходимости можно укрыться. Ведь какая интрига без тайн и спрятавшихся любовников? В финальной сцене конструкции устанавливают горизонтально. Герои аккуратно ходят по их краям, ныряют внутрь и выпрыгивают, как из ловушек, которые старательно готовили друг другу весь спектакль. 

Не отвлекая внимание внешними эффектами и сложными режиссерскими приемами, Василий Сенин словно оставляет зрителей наедине с текстом Бомарше. Диалоги, которые продолжают оставаться остроумными и через двести с лишним лет, в общем-то, не нуждаются в дополнительных украшениях, по-настоящему требуют, пожалуй, только одного – талантливого актерского исполнения. И в спектакле Сенина есть несколько незаурядных актерских работ. Однако центром притяжения зрительского внимания становится вовсе не дуэт Фигаро - Владимира Крылова и Сюзанны - Анны Арефьевой. Гораздо любопытнее наблюдать за перипетиями в отношениях графа - Александра Рониса и его жены - Елены Калининой. У Рониса Альмавива холоден и не эмоционален, отчего весьма комичен. С невозмутимостью планирует он свои козни в отношении Сюзанны и Фигаро. И ровно с таким же бесстрастием и скукой в глазах он падает на колени перед женой с просьбой в очередной раз его простить, как будто с самого начала точно догадывался, что всем его планам не суждено сбыться. 

Розина Елены Калининой, напротив, особа горячая и страстная. Страстью, правда, она пылает не к мужу, а к молодому пажу Керубино - Вячеславу Коробицину, но и мужу достается ее огня – в виде ревности и желания проучить. В то же время Розина в этом спектакле кажется совсем девочкой, без оглядки отдающейся эмоциям: вот только у нее обиженно надуты губки и вздернут носик, но стоит ей увидеть Керубино, как в глазах начинает мелькать огонек хитрости и страсти. При этом, отказавшись от ярких внешних эффектов в целом, одев мужчин в строгие классические костюмы (художник по костюмам Ирина Арлачева), на женских образах Василий Сенин все же сделал визуальный акцент. Розина, например, в одной из сцен появляется в нежной кружевной накидке и головном уборе, украшенном перьями, что еще больше подчёркивает ее тонкую и чувственную натуру.

Колоритна и Марселина Татьяны Полонской. Яркий макияж, нарядные платья, пышная прическа, высота которой соответствует масштабу амбиций и планов героини. «Я женщина!» – мечтательно и в то же время требовательно вмешается она в диалог Сюзанны и Керубино. Однако стоит ей из коварной обольстительницы превратиться в любящую мать, как и прическа потеряет былой размах, и из голоса сами собой пропадут резкие пронзительные ноты. В сцене, когда Марселина узнает, кем ей на самом деле приходится Фигаро, и произносит монолог о сложных взаимоотношениях мужчин и женщин, Полонская в один момент превращает свою героиню из персонажа остро комического в женщину, вызывающую улыбку вперемешку с сочувствием.

Василий Сенин добросовестно изложил сюжет Бомарше, не перегрузив его собственными идеями и толкованиями. Несмотря на несколько откровенных женских платьев и пару-тройку сцен, которые могут произвести впечатление смелых и провокационных, даже самый ярый сторонник бережного отношения к классике не сможет упрекнуть постановщика в вольной трактовке. Зато зритель остается в выигрыше.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также