«Лекция о нечто»: свобода и ответственность

Новый спектакль Дмитрия Волкострелова и Театра POST

 
«Лекция о нечто», как и предшествующая ей «Лекция о ничто», скрещивает контексты на поле современного искусства: музыкальный и театральный. Дилогия Дмитрия Волкострелова вводит в сферу театра размышления одного из главных реформаторов музыки и философа Джона Кейджа.
Имя Кейджа, в основном, в России известно профессионалам и тем, кто серьезно увлечен современной музыкой, а жаль: его манифесты, в традициях, свойственных авангарду XX века, не замкнуты на определенной сфере творчества и предлагают особое мировоззрение. Размышления Кейджа – о структуре, о форме, о соотношении искусства и жизни – это философия широкого охвата, по сей день влияющая не только на искусство, но и на социокультурную ситуацию в целом. 

Спектакли театра POST, тем не менее, вряд ли в существенной мере инспирированы просветительским запалом. Вряд ли режиссера интересовало исключительно содержание лекций. Этот театр обращен, скорее, не к тексту, а к идеологии, открывающей новые перспективы для искусства; новое представление о границах театра.

В случае «Лекции о ничто» речь шла о структуре, как о механизме, делающем возможным восприятие того или иного содержания, о способности искусства зафиксировать существование человека в непосредственном «здесь и сейчас». В «Лекции о нечто» Кейдж размышляет о ложной иерархичности в искусстве, о кризисе детерминированности, об ущербности правил. Анализируя подход к сочинению музыки своего современника Мортона Фельдмана, Кейдж говорит о мировоззренческом выборе: посторонние шумы могут казаться помехой, а могут – содержанием, оживляющим мертвую форму. Речь не столько о музыке, сколько о способе жизни – в духе восточной религиозной философии Кейдж размышляет об иллюзорности конца и начала, о принятии действительности во всех ее проявлениях, без отбора нужного и не нужного. Философия послевоенного мира отрицала элитарность искусства и избранность творца, разворачивала искусство в жизнь. В картине мира Кейджа искусство (как и любая другая человеческая деятельность) оформляет Нечто – саму, неформулируемую, сущность бытия, в Ничто, в некое мимолетное воплощение.
Форма спектакля театра POST рождается из диалога с системой идей, сформулированной в лекции Кейджа. В частности – с размышлениями о восприятии искусства. Одна из существенных черт спектакля – свобода, предложенная зрителю как вызов.

В центре полутемного зала – белый куб, зрители сидят по трое, спиной к кубу, со стороны каждой из его граней. Спектакль играется в арт-пространстве Freedom , вбирая в себя все «помехи»: шаги в коридоре, хлопающие двери, блики света в высоких витражных стеклах.

Мысль о том, что спектакль рождается в голове у зрителя, здесь явлена с максимальной конкретностью. Современное искусство скептически относится к фабуле, к нарративности, к жизнеподобию. Спектакль театра POST исследует природу искусства, его коммуникацию со зрителем или слушателем, метаморфозы той территории, где индивидуальный опыт встречается с художественным объектом. Новая конвенция между залом и сценой – один из предметов исследования нового театра, и «Лекция о нечто» предлагает зрителю особенную степень включенности, непривычную степень ответственности. Здесь зрители разделены на две группы: пассивные наблюдатели и те, кто управляет процессом. В каждой тройке у двух человек в руках брелоки с кнопками: один управляет видео, другой – звуком. Можно выбрать из трех аудиопотоков: на одной частоте композитор Дмитрий Власик читает лекцию Кейджа, на другой – тишина, на третьей – музыка Мортона Фельдмана. Переключая видеоканалы, можно остановиться на мелькающем таймере, отсчитывающем время до конца 54-минутного спектакля, на цветном экране, постепенно меняющем оттенки или на движущейся гугл-карте, обрисовывающей границы мира Джона Кейджа. Здесь надо пояснить: это выведенная на большой экран карта приложения «4.33» для айфона. С помощью этой утилиты каждый человек в любой точке мира может записать свою версию знаменитой композиции Кейджа, заполнив четыре с половиной минуты тишины окружающими звуками, своими шагами, своим опытом взаимодействия с миром. Спектакль Волкострелова отчасти похож на это приложение – здесь и сейчас зритель создает свой образ мира, фиксируя в восприятии фрагмент, выхваченный из потока жизни.
Тема свободы жестко и наглядно увязана с темой ответственности. Авторы спектакля, как будто опасаясь радикальности эксперимента, снабдили «Лекцию о нечто» предисловием – сводом коротких, иронично сформулированных правил игры. Театральный зритель, в отличие, например, от посетителя выставки, традиционно пассивен и безответственен. Поначалу ответственность, порученная тем, кто может нажимать кнопки пультов, пугает – кажется, что в первые минуты зрители только переглядываются, заглядывают за угол к соседям. Первое нажатие кнопки похож на разрыв снаряда: контекст, степень сосредоточенности, волнение меняют значимость событий.

Опыт смотрения «Лекции о Нечто» – это не только опыт ответственности, это еще и опыт взаимодействия: традиционный театр хоть и скучивает людей в тесных рядах соседствующих кресел, но все же оставляет их одинокими. Их диалог со спектаклем строится через сцену. В «Лекции о нечто» все по-другому, здесь спектакль – сумма негласных договоренностей, сумма случайных воль, складывающихся в структуру. В этом смысле «Лекция о нечто» – жест политический: по сути, это публичное предложение иной, не иерархичной, системы взаимоотношений, новой системы формирования окружающей реальности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также