Похитители Гольдони

«Zholdak dreams. Похитители чувств». БДТ имени Товстоногова

 
На новой сцене БДТ, в старинном Каменноостровском театре, Андрий Жолдак поставил «Слугу двух господ» Гольдони, но отошел так далеко от оригинала, что спектакль во избежание обвинений в искажении классики решили назвать уклончиво «Zholdak dreams. Похитители чувств».
bdt.spb.ru
Новый спектакль Жолдака во многом продолжает его «Мадам Бовари», поставленную в Антрепризе имени Андрея Миронова. Даже организация пространства повторяется: выгороженный павильон с дверью в задней стене и окнами справа, служащими порталом в другие миры. В «Мадам Бовари» оттуда появлялась таинственная наперсница Эммы, её второе «я» родом из будущего. Теперь за высокими окнами полыхает неземной свет и происходит что-то такое волшебное, что все прижимаются к стеклам и только восхищенно вздыхают.

Главных героинь тоже две, только это не персонажи Гольдони, а две молодые девушки, именуемые Черными ангелами (Александра Магелатова и Надежда Толубеева). Именно они вершат судьбы людей, беспардонно вмешиваются в их жизнь, устраивают счастье или наоборот – ввергают в пучину бед. То есть распространенные трюизмы вроде «браки свершаются на небесах» тут обретают совершенно конкретное содержание.

 В «Мадам Бовари» виновниками страданий Эммы были два молодых бога, заразивших ее вирусом высокой страсти ради чисто научного эксперимента. Идею космического детерминизма Жолдак продолжает развивать и в новом спектакле. Тут призраки из других миров проникают в тексты и персонажей Гольдони, искажая их черты и заставляя плясать под свою дудку. Вместе с ними в мирную комедию дель арте врывается энергия насилия. Бессмертные ангелы играючи расстреливают друг друга, получая от этого явное сексуальное наслаждение, и готовы ради шутки пристрелить и кого-нибудь из героев.
bdt.spb.ru В авторском предисловии к спектаклю Жолдак объясняет с экрана, что после семи дней репетиций «Слуги двух господ» отчаянно заскучал и решил отключить свое рацио, выпустив на свободу поток ассоциаций и вольных фантазий. Правду говоря, подобным потоком сознания является почти любой спектакль этого режиссера. Но на этот раз путь интуитивного познания завел его почему-то в дебри массовой культуры. Именно образы масскульта разъедают и разрушают изнутри комедию Гольдони. Во втором акте волнующая инфернальная тематика вытесняется парадом-алле по мотивам американских блокбастеров: «Чужой», «Матрица», «Люди в черном», «Терминатор»…

Связь с кинематографом подчеркивает специальная озвучка – почти за всех персонажей здесь говорят двое актеров, Полина Дудкина и Сергей Стукалов, сидящие у микрофонов спиной к залу. Озвучивают они не только слова, но и кряхтенье, вздохи, чавканье – и этот прием, с одной стороны, создает ощущение экранного натурализма, но с другой – работает на остранение. Ведь Жолдак в том же вступлении настойчиво напоминает, что театр – это не реальность, а лишь игра.

Еще одно ноу-хау, сочетающее киношные приемы и театральную условность, - это наложение звуковых эффектов. Им режиссер активно пользуется со времен финской «Анны Карениной»: там Вронский с грохотом долби-стерео разбивал невидимые стены, отделяющие его от Анны, а та с потусторонним скрежетом затягивала его на аркане в свое Зазеркалье. Здесь черные ангелы громко хлопают невидимыми крыльями и сковывают влюбленных воображаемыми цепями Гименея, гремящими как тяжелые кандалы.

В этой работе Жолдак обращается в основном к молодой аудитории и полагает, что говорит с ней на одном языке. Но при этом с головой выдает свою зависть к возможностям кино и, возможно, мечту снять какой-нибудь убойный триллер, а не возиться с персонажами Гольдони, которые ему явно не интересны. Они сиротливо бродят по сцене в поисках забывшего их автора и не знают, куда двигать сюжет, застрявший на первой сцене. Молодые актеры играют хорошо, чисто отрабатывая свои партии, но каждая из них сделана в своем ключе, без заботы о целостности ансамбля.

Семейство доктора Ломбарди представлено как клан сицилийской мафии, имеющий дела с неким Кастелуччи (шутка специально для искушенных театралов), но при этом Иван Федорук (Сильвио) снимает рисунок с итальянских фильмов о темпераментных гангстерах, а Максим Бравцов (доктор Ломбарди) играет классического персонажа площадной комедии масок с обязательными гэгами вроде обильной отрыжки. Панталоне (Андрей Аршинников) сделан потешным трансвеститом, а Флориндо (Дмитрий Мурашев) превращен в киборга, от которого отскакивают пули. Задаваться вопросом «почему» тут бесполезно – раз это сны, фантазии, то с них и взятки гладки. Этим же, видимо, объясняется и внезапный, обрывающий действие финал – ну что делать, разбудили...

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также