Пятёрка премьер нового сезона

Ежемесячный обзор «Звезды Театрала»

 
Зрительская премия «Звезда Театрала»-2015 собирает ваши предложения по лонг-листу и продолжает обзор премьер нового сезона, которые стоит взять на заметку. Следите вместе с нами за главными театральными событиями и номинируйте те, что, на ваш взгляд, не должны остаться без награды.
«Морское путешествие 1933 года». Театр Моссовета
Сегодня многих режиссеров старшего поколения беспокоит тема фашизма в истории. Один из них – Юрий Еремин, который выпустил в Театре имени Моссовета «театральную фантазию на тему фильма С. Крамера «Корабль дураков».

Большой океанский лайнер, совершающий рейс из Мексики в Германию, похож на своеобразный «ноев ковчег». С той лишь разницей, что спастись в уже напившейся фашистской риторики стране удастся немногим. На корабле, по воле художественной логики, собрались представители разных национальностей, социальных слоев, вероисповеданий и настроений. Воинственно настроенный Рибер (Валерий Яременко), заставляющий всех слушать Вагнера, но вынужденный плыть в одной каюте с евреем-ювелиром Левенталем (Сергей Виноградов). Графиня-революционерка (Екатерина Гусева) – полный контраст легкомысленной певичке варьете Мэри (Ирина Климова). Актуальный художник Дэвид (Алексей Трофимов) не всегда находит общий язык с богатой женой-американкой Джейн (Анастасия Пронина). Двоих инвалидов, Карла (Юрий Черкасов) и Грефа (Алексей Шмаринов), по традиции немецкого корабля сажают за отдельный столик. Добавьте сюда трио цыган, манекенщицу(Кристина Исайкина), ученую даму, то и дело цитирующую «Корабль дураков» Брандта (Мария Кнушевицкая), спортсмена, инженера, врача, рабочих в трюме – социальная картина станет почти полной.

На 26 дней они оказались в едином замкнутом пространстве, где приходится поневоле налаживать отношения, поступаться принципами. Здесь возникают романы, рушатся связи отцов и детей, люди демонстрируют способность как к подвигу, так и к предательству. Но каждую минуту ты понимаешь, что эта шаткая модель мира вот-вот рухнет, как рухнет и сам мир в конце 30-х минувшего столетия. Спектакль Юрия Еремина – напоминание и предупреждение, лишенное дидактичности, выполненное художественными средствами. Но от этого не менее сильное и актуальное.
«Я помню». Театр ОКОЛО
В молодом режиссерском поколении появилось новое имя – Александра Толстошева, выпускница режиссерского курса Юрия Погребничко в Щукинском училище. Ее дебютный спектакль «Я помню», созданный «при товарищеском участии» самого Погребничко в его театре «Около дома Станиславского» стал явно удачей не только для этого коллектива, но и в контексте московского сезона.

Начинающий режиссер прекрасно вписала свой спектакль в музыкально-коллажную эстетику театра Погребничко, при этом продемонстрировав уверенное владение профессией, мастерство и одновременно юную непосредственность. «Я помню» – это история любви Его (Дмитрий Богдан) и Ее (Мария Погребничко), в основу которой положены мотивы знаменитой пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Страницы эти давно уже разлетелись по театрам и кинолентам, Саша Толстошева берет их незначительную часть, разбавляет песнями на стихи Юрия Визбора и Булата Окуджавы, пушкинскими стихами и романсами, документальными записями, игрой с предметами, музыкой, танцами (хореография Екатерины Агапоновой), перепадами света, цвета и звука. Вечный сюжет, пройдя через интерпретацию сначала Радзинского, а потом и режиссера, обретает новое звучание. Растворяется во времени, окрашенном в ностальгические тона. Здесь угадывается трогательная наивность чаплинских фильмов, кураж бродвейских мюзиклов, битловские мотивы, бардовская ностальгия.

Черные вентиляторы похожи на пропеллеры или винты самолетов (художник Ольга Крупатина), клочки бумаги летят как снежинки, летная униформа с легкостью трансформируется в вечерние туалеты, свето-звуковые эффекты возникают буквально по хлопку. Все это с легкостью меняет стиль и атмосферу происходящего – то сентиментальную, то торжественно приподнятую, то ироничную, то трагически затихающую. Так, что каждый зритель, какого бы возраста он не был, в любую минуту может признаться самому себе: «Я помню», каждый – свое.
«В дороге». РАМТ
Этот спектакль вырос из режиссерской лаборатории по пьесам Виктора Розова, приуроченной к столетию со дня рождения российского драматурга. В РАМТе уже второй сезон идет «Затейник», поставленный Александром Баркаром, постановка  Егорова стала завершением проекта.

Быть может, «В дороге» – не самая совершенная, а потому и не столь популярная пьеса Розова, написанная более полувека назад на любимую драматургом тему «юноше, обдумывающему житье». Там еще силен дидактизм, а все точки над i расставлены четко и обдуманно. Только что закончивший школу Володя, как водится, ищет свой путь в жизни, пребывая до поры в юношески-максималистском конфликте как с родителями, так и со всем миром.

Впрочем, эта история замышлялась Розовым как киносценарий, вот и Михаил Егоров сделал свой спектакль в жанре road movie. С помощью сценографа и художника по костюмам Юлии Пичугиной и актерской команды в составе Олега Зимы, Александра Пахомова, Оксаны Саньковой, Ульяны Урванцевой, Дениса Фомина и Людмилы Цыбульниковой. К ним стоит добавить солирующий дуэт Алексея Боброва – Володи и Марии Туровой – Серафимы. Все же остальные играют по несколько ролей: то родителей, то колхозников, то рабочих сталепрокатного завода, то прочих встреченных на этой «дороге жизни» персонажей. Точно так же «играют» и немногочисленные детали оформления: какая-нибудь лавка способна превратиться в рельсы, бревна, станок, а то и катафалк. Ставни окон, открываясь, создадут атмосферу горячего цеха. Но самое любопытное – это звуковое оформление спектакля, исполненное актерами, без использования привычного музыкального сопровождения. Стук колес, звук льющейся воды, пение птиц и лай собак, заводские шумы и распиливание дров – все это виртуозно озвучивают актеры, на минутку отвлекаясь от своих героев. В результате спектакль Михаила Егорова совсем не грешит архаичной дидактичностью и становится явлением именно современного театра, причем адресованного не только молодежной аудитории.
«Раскас». Театр «Сфера»
Этот театр, руководимый сегодня Александром Коршуновым, в последнее время заметно обновляется. Не изменяет кардинально своей привычной эстетике, но привлекает к работе молодых режиссеров, расширяя жанровую палитру «Сферы».

На постановку спектакля «Раскас» была приглашена Юлия Беляева, недавняя выпускница режиссерской мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСе. Не боясь конкуренции со знаменитым спектаклем «Рассказы Шукшина» в Театре наций, она придумала свою версию театрализации шукшинских рассказов. Зрители словно бы попадают на спектакль-концерт, подготовленный силами сельских самодеятельных артистов, а в качестве «декорации» выступает старенькая «полуторка» с открытыми бортами (сценография Ольги Хлебниковой). Впрочем, декорацией эту машину не назовешь, она – самая настоящая сцена для этих артистов, которые даром что представлены «самодеятельные», а фору дадут любым профессионалам.

Эта актерская компания – словно одна большая деревенская семья, родня ближняя и дальняя, которой сегодня доверено «выступать». Актеры сбиваются то в пары, то в трио-квартеты, меняют роли и платья, играют очень смешно, иронией снимая излишний психологический серьез.

В сценической версии семи рассказов Шукшина можно увидеть самого Александра Коршунова, играющего то обиженного мужа, жена которого, «похожая на Любовь Орлову» (Татьяна Филатова) сбежала с офицером, то отца-свата с поллитрой в кармане, стеснительно и непосредственно устраивающего семейную жизнь сына Степки (Павел Степанов). А как бенефисно хорош Павел Гребенников в роли некоего Чередниченко, так некстати влюбившегося в циркачку. Как темпераментен Ренат Кадыров в роли свободолюбивого Мишки, оторванного от родной деревни. Как по-своему трогательны старики (Людмила Корюшкина и Сергей Вольхин), запевающие каждый свою песню, но все равно сливающиеся в дуэт.

Каждый из семи рассказов по воле режиссера завершается то вокальным, то плясовым «номером», но чаще песня и танец становятся одним целым. Сценическая история оказывается живой, непосредственной, темпераментной, смешной почти всегда, но временами сентиментальной. И очевидно, что публике она весьма по вкусу.
«Утюги». Театр имени Ермоловой
Эта пьеса Анны Яблонской весьма популярна в современном российском театре, но, пожалуй, именно постановка Алексея Размахова кажется самой удачной из всех виденных спектаклей.

Остров, на котором разворачивается действие пьесы, на Малой сцене Ермоловского театра похож на остов затонувшего корабля (сценография Филиппа Виноградова). Вместо паруса – белый экран, на который то проецируется то коллекция старинных утюгов, то видение утонувшего отца, то пластически воплощенные мечты (хореография Полины Пшиндиной), то герои начнут рисовать черным по белому какие-то причудливые орнаменты. Несколько стульев и периодически «оживающий» радиоприемник – больше ничего и нет, да и не надо для строгого и стильного сценического повествования.

Режиссер не хочет рассказывать бытовую историю, она выходит отчасти символичной, но в то же время игровой. Одной лишь мимикой может продемонстрировать Профессор-англичанин (Борис Миронов) суть своего характера. Но этот почти идиотический оптимизм – лишь внешняя краска, будут и другие – злость, отчаяние, своеобразная любовь. Да и без мелкой подлости не обойдется, когда украдкой подберет он невидимый и вожделенный утюжок, подаренный «островитянином» Сашей (Даниил Могутов) юной Марии (Стася Милославская), русской жене профессора.

Здесь каждый очень коротко расскажет свою историю: Дядя (Николай Токарев) и Мама (Елена Пурис), Саша и Мария, порой не проговаривая главное, тайное. И все эти рассказы переплетутся, собьются в один сюжет на тему «всюду жизнь». Правда, сценическая картина взята явно не у передвижников, но, скорее, у экспрессионистов.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Звезда Театрала» -2019: а кто легенда?

    В редакцию «Театрала» поступают вопросы от читателей: почему дирекция премии до сих пор не объявила лауреатов в самой почетной номинации «Легенда сцены»? В отличие от прочих номинаций лауреаты здесь определяются, напомним, не путем интернет-голосования, а по решению дирекции премии. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: Голосование по лонг-листу завершается

    До окончания голосования по лонг-листу зрительской премии «Звезда Театрала»-2019 остается чуть больше двух недель. В ночь с 31 августа на 1 сентября сайт премии завершит прием голосов, чтобы сформировать шорт-лист, в который войдут по три лидера в каждой номинации. ...
  • «Звезда Театрала-2019»: Театры агитируют за своих

    Активное голосование, определяющее выход номинантов в шорт-лист премии «Звезда Театрала», продолжается. Своим кумирам помогают в этом не только фан-клубы, о невероятной поддержке которых журнал писал раннее, – театры задействуют и собственные информационные ресурсы, призывая голосовать на сайтах и в социальных сетях. ...
  • «Бои» не местного значения

    Голосование по лонг-листу главной зрительской премии «Звезда Театрала» набирает обороты. За три с небольшим недели в голосовании приняли участие около 30 тысяч человек, поставив тем самым своеобразный рекорд. Немалую роль в этой ажиотажной активности сыграли неформальные фан-клубы известных актеров и театров, которые развернули в социальных сетях настоящую информационную кампанию по поддержке своих кумиров. ...
Читайте также