Подвиг на расстоянии вытянутой руки

«Стойкий оловянный солдатик» в Театре Сац

 
В рамках программы открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», состоящей в этом году целиком из событий, посвященный 70-летию Победы, Театр имени Наталии Сац выпустил на малой сцене премьеру детского балета «Стойкий оловянный солдатик».
Композитор Леонид Любовский и хореограф Георгий Ковтун не в первый раз работают вместе – их балет «Сказание о Йусуфе» получал госпремии, оба в профессии десятилетия и в детском театре не новички. Потому неудивительно, что «Стойкий оловянный солдатик» получился таким зрелищным и универсальным. Искусство классического балета не упрощено, не засюсюкано, но представлено понятным и манящим. Костюмы Вячесава Окунева яркие, веселые и удобные в танце. Музыка помогает сопереживать. Балетная труппа Театра Сац выкладывается от всей души и со всех ног.

Андерсеновской грусть-тоски в либретто Георгия Ковтуна осталось немного. Заканчивается балет счастливо, торжеством добра, любви и взаимопонимания. Но солдат – служивый человек, борец за права угнетенных и слабых, сохранил свою милую нелепость: одноногим (все-таки балет) его делать не стали, но обули в разноцветные контрастные сапоги, синий и красный, и разрешили не улыбаться, а грозно смотреть на мышей и соревноваться с ними в шевелении усами (Иван Титов). Он часовой любви к балерине (нежная Анна Сапарина) и на страже детской комнаты от троллей и мышей.
Тролли и мыши, олицетворение зла, одеты до дрожи правдоподобно. У них много танцевальных вариаций, зажигательных у главного тролля и отвратительных в своей животной похожести у мышей (о, каковы мышиные костюмы!). Бронзовые «часы» в мерцающей краске на все тело машут руками-ногами-стрелками и качают головой-пимпочкой будильника: даже знаменитый прием «шестичасовка» здесь показан и абсолютно профессионально, и полностью для детской аудитории (в одном из составов Ольга Григорьян). Комическая служанка-гигант (Олег Фомин) беспомощно пытается вымести нечисть, вылезающую из табакерки и охочую за красивой балериной, но только потешает публику шваброй и веселыми женскими па в исполнении мужчины двухметрового роста.

Часовой хронометраж не позволяет устать и заскучать: вот игрушки танцевали и веселились, чопорно раскланиваясь в бальных турах, покачивая высокими париками, а вот раскрылась сундук-табакерка, выпуская красного тролля и мышей человеческого роста, натачивающих свой мышиный маникюр. Солдат, еще минуту назад крутивший балерину в сказочном пируэте, уже бьется в брюхе-батискафе чудо-рыбы, – рыбий бок прозрачен, солдат бьется в потрохах и в лучах софитов. Сидящие на сцене дети (в спектакле предусмотрены места на сцене на подушках) от такой близости к волшебству – рядом, а за стеклом! – совершенно разевают рот, но тут их увлекают в хоровод Служанка и рыжий Рыбак, спаситель солдата из рыбьего чрева. Танцевальные перебранки Рыбака и Служанки смешные, похожи на хорошо поставленные драки.

Все сделано на диво добротно: и танцы, и музыка, и костюмы, и реквизит, который так хорош, что все костюмы хочется примерить на себя, а сундук (да пусть и с троллями) поставить у себя дома (и пусть негде будет жить, зато сказка). Главная драка Солдата на сундуке с запихиванием тролля, вызывает, конечно, бурю восторга. Реквизиту «Солдатика», похоже, еще не скоро переезжать в игровую комнату, в которую «ссылают» пушечки и печки самоходные из старых постановок и где можно оставлять на время совсем маленьких детей, еще не готовых смотреть спектакль. В игровой комнате работает чудесной педагогической и музыкальной выучки дядя Слава, в спину которого летят пластмассовые ядра, а он знай себе играет джазовые аранжировки детских и народных песен. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Камерный театр Покровского ищет детей для участия в спектаклях

    Администрация Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского объявила прием в детскую группу для обучения различным навыкам, необходимым при работе в спектаклях: «Сервилия», «Чиполлино», «Петя и волк», «Джанни Скикки», «Воскрешение Лазаря» и «Черевички». ...
  • Парк детского периода

    В последнее время многие театры стали создавать на своей базе зрительские семейные клубы и детские студии, где профессионалы занимаются с детьми сценической речью и движением, созданием кукол и вокалом, готовят ребят к участию в спектаклях театра и даже к дальнейшему поступлению в творческие вузы. ...
  • В детском мире

    Как найти подход к юным артистам и почему каждому ребенку нужен взрослый друг, нам рассказала организатор международного фестиваля «Balagan Fest» и руководитель русскоязычного театра «Балаганчик» в Турине Ольга Калениченко. ...
  • На все времена

    На самом деле, спектаклей, идущих с успехом не первое десятилетие подряд, в Москве великое множество. Здесь и «Добрый человек из Сезуана» Театра на Таганке (1964), и «Юнона и Авось» «Ленкома» (1981), и «Хармс! Чармс! Шардам!» театра «Эрмитаж» (1982)… Полное перечисление получилось бы долгим (см. ...
Читайте также