Подвиг на расстоянии вытянутой руки

«Стойкий оловянный солдатик» в Театре Сац

 
В рамках программы открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», состоящей в этом году целиком из событий, посвященный 70-летию Победы, Театр имени Наталии Сац выпустил на малой сцене премьеру детского балета «Стойкий оловянный солдатик».
Композитор Леонид Любовский и хореограф Георгий Ковтун не в первый раз работают вместе – их балет «Сказание о Йусуфе» получал госпремии, оба в профессии десятилетия и в детском театре не новички. Потому неудивительно, что «Стойкий оловянный солдатик» получился таким зрелищным и универсальным. Искусство классического балета не упрощено, не засюсюкано, но представлено понятным и манящим. Костюмы Вячесава Окунева яркие, веселые и удобные в танце. Музыка помогает сопереживать. Балетная труппа Театра Сац выкладывается от всей души и со всех ног.

Андерсеновской грусть-тоски в либретто Георгия Ковтуна осталось немного. Заканчивается балет счастливо, торжеством добра, любви и взаимопонимания. Но солдат – служивый человек, борец за права угнетенных и слабых, сохранил свою милую нелепость: одноногим (все-таки балет) его делать не стали, но обули в разноцветные контрастные сапоги, синий и красный, и разрешили не улыбаться, а грозно смотреть на мышей и соревноваться с ними в шевелении усами (Иван Титов). Он часовой любви к балерине (нежная Анна Сапарина) и на страже детской комнаты от троллей и мышей.
Тролли и мыши, олицетворение зла, одеты до дрожи правдоподобно. У них много танцевальных вариаций, зажигательных у главного тролля и отвратительных в своей животной похожести у мышей (о, каковы мышиные костюмы!). Бронзовые «часы» в мерцающей краске на все тело машут руками-ногами-стрелками и качают головой-пимпочкой будильника: даже знаменитый прием «шестичасовка» здесь показан и абсолютно профессионально, и полностью для детской аудитории (в одном из составов Ольга Григорьян). Комическая служанка-гигант (Олег Фомин) беспомощно пытается вымести нечисть, вылезающую из табакерки и охочую за красивой балериной, но только потешает публику шваброй и веселыми женскими па в исполнении мужчины двухметрового роста.

Часовой хронометраж не позволяет устать и заскучать: вот игрушки танцевали и веселились, чопорно раскланиваясь в бальных турах, покачивая высокими париками, а вот раскрылась сундук-табакерка, выпуская красного тролля и мышей человеческого роста, натачивающих свой мышиный маникюр. Солдат, еще минуту назад крутивший балерину в сказочном пируэте, уже бьется в брюхе-батискафе чудо-рыбы, – рыбий бок прозрачен, солдат бьется в потрохах и в лучах софитов. Сидящие на сцене дети (в спектакле предусмотрены места на сцене на подушках) от такой близости к волшебству – рядом, а за стеклом! – совершенно разевают рот, но тут их увлекают в хоровод Служанка и рыжий Рыбак, спаситель солдата из рыбьего чрева. Танцевальные перебранки Рыбака и Служанки смешные, похожи на хорошо поставленные драки.

Все сделано на диво добротно: и танцы, и музыка, и костюмы, и реквизит, который так хорош, что все костюмы хочется примерить на себя, а сундук (да пусть и с троллями) поставить у себя дома (и пусть негде будет жить, зато сказка). Главная драка Солдата на сундуке с запихиванием тролля, вызывает, конечно, бурю восторга. Реквизиту «Солдатика», похоже, еще не скоро переезжать в игровую комнату, в которую «ссылают» пушечки и печки самоходные из старых постановок и где можно оставлять на время совсем маленьких детей, еще не готовых смотреть спектакль. В игровой комнате работает чудесной педагогической и музыкальной выучки дядя Слава, в спину которого летят пластмассовые ядра, а он знай себе играет джазовые аранжировки детских и народных песен. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Камерный театр Покровского ищет детей для участия в спектаклях

    Администрация Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского объявила прием в детскую группу для обучения различным навыкам, необходимым при работе в спектаклях: «Сервилия», «Чиполлино», «Петя и волк», «Джанни Скикки», «Воскрешение Лазаря» и «Черевички». ...
  • Парк детского периода

    В последнее время многие театры стали создавать на своей базе зрительские семейные клубы и детские студии, где профессионалы занимаются с детьми сценической речью и движением, созданием кукол и вокалом, готовят ребят к участию в спектаклях театра и даже к дальнейшему поступлению в творческие вузы. ...
  • В детском мире

    Как найти подход к юным артистам и почему каждому ребенку нужен взрослый друг, нам рассказала организатор международного фестиваля «Balagan Fest» и руководитель русскоязычного театра «Балаганчик» в Турине Ольга Калениченко. ...
  • Театр Райхельгауза объявил набор в «Школу игрового театра»

    На сезон 2017-2018 «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза объявила набор детей от 5 до 15 лет в детскую театральную студию.   Как сообщается на сайте театра, занятия в старших группах проходят 2 раза в неделю по 3 часа, общий учебный курс составляет 24 часа в месяц, начинаются в сентябре (прослушивания) и заканчиваются в мае. ...
Читайте также