Новоселье у фонтана «Турандот»

Театр Вахтангова готовится к открытию Новой сцены

 
Вахтанговцы еще в 1985-м устраивали субботники, празднуя скорое появление новой сцены. Но вместо здания получили строительную «дыру». Работы на исторической «красной линии» Старого Арбата остановились, толком не успев начаться. «Когда я пришел в театр пять лет назад, здесь стоял заброшенный котлован, из которого торчали железобетонные сваи», – вспоминает директор Театра Вахтангова Кирилл Крок.
Сейчас на Новой сцене – строительная пыль столбом, но сразу видно – переезд не за горами. Готовы и складские помещения – декорации уже не придется возить с Беговой; и просторные театральные мастерские – ютится в цехе четыре на четыре метра тоже не придется. Театр получил 6500 м² площади вместо 2500 – нашлось место даже для душевых и тренажерного зала. «Здесь у нас будет мультимедийная библиотека для сотрудников», – говорит Крок, открывая двери в зал с панорамным окном и видом на старую Москву. Кстати, при застройке нового комплекса воссоздали исторический фасад. Он продолжает стиль неоклассицизма Театра Вахтангова.

«Родственные связи все равно должны существовать», – считает главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков. Поэтому в дизайн-проекте Новой сцены современные решения соседствуют с классикой. Классическая мебель окажется в окружении состаренных стен под темный бетон, с декоративной патиной. А терракотовый цвет, который преобладает на Основной сцене, авторы концепции решили передать через ржавчину – будут ржавые двери, ржавые шахты лифта, ржавые панели с надписями и цитатами театральных деятелей, от классиков до современников. «Есть ряд трудностей, которые мы должны преодолеть, чтобы воплотить все в жизнь, – предупреждает Максим. – Но в целом должно получится необычное театральное пространство».

Из современных придумок – интерактивная колонна, которая свяжет все три этажа и будет работать как информационный блок. Зрители смогут подойти, поводить руками по сенсорным экранам – и узнать подробнее об актерах, режиссерах и спектаклях Театра Вахтангова, в том числе о будущих премьерах. Но это еще не все – художники решили добавить фотографии, напечатанные на стекле, и пустить по стенам светящиеся витрины. Они должны опоясывать каждый этаж и «иллюстрировать» репертуар в выставочном формате.
«У нас есть классическая итальянская сцена на 1000 мест, полностью оборудованная верхней и нижней механизацией. Но теперь будет и сцена-трансформер – пространство, которое по желанию режиссера или художника можно «модулировать» и видоизменять, – рассказывает Кирилл Крок о главном приобретении. – Пойдемте за мной». Преодолев затемненные и труднопроходимые зоны, попадаем в блэкбокс, где тестируют выдвижной зрительный зал, или бличер. В собранном виде он напоминает стену и почти не занимает места. Механизм запускают с пульта – и за считанные минуты выезжает десять рядов. Их расположение может быть любым, не только традиционным. Из модульных станков можно собрать, например, каре или ринг, то есть расположить зрителей с четырех сторон от сценической площадки.

Дизайнерские решения блэкбокса не коснулись. Он должен быть предельно аскетичным. «В зрительской зоне – в основном темные тона, поэтому сначала была идея сделать зал как активное ярко-рыжее пятно, яркий апельсин, – поясняет художник. – Но потом, посоветовавшись, решили остановиться на черном цвете, чтобы зал оставался нейтральным. Здесь удивлять не будем ничем, кроме спектаклей». 
«Театр Вахтангова давно мечтал о новой необычной площадке. Только с легкой руки Петра Наумовича Фоменко зрительский буфет был превращен в Малую сцену, где играли легендарный спектакль «Без вины виноватые». Но это смешно – всего 65 мест !» – уточняет Кирилл Крок. Не сравнить с игровым пространством в 250 – есть где развернуться, причем всей труппе. Это директор, говоря о репертуарных планах, подчеркивает особо:

– Новое поколение вахтанговцев получит дополнительные возможности реализовать себя на Новой сцене. Но только их площадкой, их территорией она не будет. Это единый комплекс, с общими инженерными системами и творческими силами. Новая сцена должна разгрузить Основную и работать с ней параллельно.

К переезду готовится часть спектаклей текущего репертуара и планируются новые постановки. По словам Римаса Туминаса, ожидается мощный старт:

– Для нас важно, что откроет Новую сцену одна из великих актрис нашего времени, примадонна Театра Вахтангова Юлия Константиновна Борисова. Василий Лановой, Владимир Симонов и многие другие вахтанговцы. Мы планируем творческие проекты наших друзей. Думаю, в открытии сцены примет участие «гость» – мой Малый Вильнюсский театр. На сегодняшний день у нас уже готовятся четыре новых спектакля. Антон Яковлев приступил к репетициям по «Подростку» Достоевского. Пьесу Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» репетирует Владимир Иванов, в главной роли – Юлия Борисова. Анжелика Холина будет возобновлять свой «Берег женщин», с которым театр сейчас поедет в Германию, а, кроме того, будет делать пластический спектакль «Дом Бернарды Альбы». И у меня есть задумки к сентябрю поставить спектакль. Открыть Новую сцену мы хотим неделей премьер, то есть каждые два дня – новый спектакль Театра Вахтангова.
Еще несколько лет назад расширение площади, а значит, и мощности театра вдвое казалось почти невероятным, но вдруг вопреки привычным обстоятельствам ситуация переменилась. А дело было так...

– Начну с начала всей этой истории, – говорит Кирилл Крок. – В 2003 году Михаил Александрович Ульянов, на тот момент художественный руководитель, с согласия Министерства культуры и Росимущества заключил инвестиционный контракт, где говорилось, что Театр Вахтангова передает под застройку земельный участок, который принадлежит государству, и два здания общей площадью 2500 квадратных метров – «правое крыло театра», как его называли. Оно находилось за фонтаном «Принцесса Турандот», но тогда еще и фонтана не было.

Контракт был заключен с частной инвестиционной компанией, которая вязла на себя обязательства спроектировать и построить многофункциональный комплекс, включая Новую сцену. Ульянову обещали, что через четыре года все будет готово. Но эта история растянулась на долгих 12 лет.

В кризисный 2008-й у инвестора были сложности. Плюс поменялось законодательство – и выяснилось, что проект уже не соответствует правилам застройки исторического центра. Несколько раз он менялся, проходил разные согласования. В итоге строительство приостановили.

Мы перезапустили процесс и за пять лет вместе с инвестором, которому, конечно, надо сказать спасибо, несмотря на то, что есть много проблем, почти довели дело до конца. Конечно, за это он получает бесценные апартаменты на Арбате. Но Театр Вахтангова к ним никакого отношения не имеет. Мы получаем только Новую сцену. И, заметьте, построена она без бюджетных средств, без единого государственного рубля.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также