Ольга Егошина: Чехов-фест. Послевкусие

Закончился самый длинный театральный марафон сезона 2006/2007

 
За два месяца, которые шел VII Чеховский фестиваль, в Москве было показано около тридцати спектаклей всех жанров и форм. По подсчетам организаторов, Чеховский фестиваль посетило около 200 тысяч зрителей. А группа московских школьников, чтобы приобрести билеты на аргентинскую «Тангеру», заработала деньги мытьем окон. Ажиотаж шел по нарастающей, частично потому, что главные «бомбы» были оставлены на финал. Частично же потому, что в театр вернулись люди, которых так давно не было видно в зрительном зале.
Чеховский фестиваль вернул давно забытое и потерянное ощущение «планки» в театре. Не у отдельного коллектива (слава богу, и в России есть театры, где планка держится на внушающей уважение высоте), а общей планки мастерства, ниже которой стыдно опускаться. Радостное тренированное талантливое тело актера (о котором первым стал мечтать Мейерхольд), прекрасно поставленные голоса, осмысленность сценического существования – все это, оказывается, достижимо, возможно, более того, необходимо. Только на фундаменте мастерства строится чудо театра. Как ни глупо, но именно об этом трюизме, благополучно забытом в борьбе за «продаваемость» в нашем театре, – напоминала буквально каждая постановка, привезенная на Чеховский фестиваль. Это главный урок двух месяцев театрального марафона.

Второй урок: формат «фестивального спектакля» – наглая выдумка досужих журналистов, которую лучше бы забыть. Два чемодана, минимум текста и якобы авангардное действо ни про что – не приметы нового европейского искусства.

Практически ни один из привезенных спектаклей не готовился как фестивальный продукт. Спектакли явно создавались в расчете на своего зрителя, а потому оказались интересны всему миру.

В Москву приехал театр высоких технологий, сложной машинерии, изощренной литературной основы. Потрясший Москву Лепаж восхитил владением сложнейшей техникой, но не меньше впечатлил высоким литературным уровнем своих спектаклей. Он рассказывал в своих постановках о Канаде и о канадцах. Он не пытался быть космополитом, и потому его театр и можно назвать театром, интересным миру. Практически в каждой постановке – от Роберта Стуруа до Пины Бауш, от Робера Лепажа до Мэтью Боурна – художники говорили о проблемах своих сограждан. И они оказывались созвучными иноязычному залу.

И потому второй урок Чеховского фестиваля – только став художником своей страны, ты станешь интересен миру. Театр – искусство, которое наименее интересно в «продуктах на экспорт». Те, кого у нас считают самыми «западными» режиссерами, – именно на Западе совершенно не востребованы. Ставь спектакли так, чтобы они были интересны зрителям твоего города, – и тогда они будут интересны зрителям другого полушария.

Наконец, третий и последний урок Чеховского фестиваля. Как выяснилось, больше всего в нашем театре (кроме мастерства и уверенности в себе) не хватает… юмора. Он как-то плохо прививается к российскому театральному древу. Может, поэтому наши зрители так жадно ловят любой проблеск улыбки. Тюлень у Пины Бауш в ее «Мазурке Фого». Маленький космонавтик из «Обратной стороны луны», вылетевший из стиральной машины. Наконец, блаженное плюханье по лужам в «Дожде» у цирка «Элуаз»… Все эти маленькие радости останутся в шкатулке памяти.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мы не ощущали никакого давления»

    На пресс-конференции в Театре Станиславского и Немировича-Данченко названы номинанты премии «Золотая Маска» сезона 2014-2015 годов. Список театров и спектаклей, которые примут участие в фестивале в марте 2016-го, оказался как никогда внушительным. ...
  • Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной

    – Сейчас мы проходим определенный политический период, известный в диалектике развития многих государств. Период называется «реставрацией», поиск идеологии пошел, судя по всему, в направлении идеологии имперской, которая предполагает наличие идей, связанных с осмыслением патриотизма, любви к родине. ...
  • Волна запретов

    Министерство культуры поддержало законопроект о запрете ненормативной лексики на сцене и в кинематографии. Предполагается, что он вступит в силу 1 июня. Поддерживаете ли вы это нововведение? ...
  • Взрыв на фоне патриотизма

    Вроде столько лет приходится разруливать самые разные конфликтные ситуации, а привыкнуть к ним все равно не могу. Меня все время мучает вопрос: почему очевидные вещи, которые так ясны и понятны, совсем не понятны людям, наделенным властью. ...
Читайте также