Эммануил Виторган празднует юбилей

Актера поздравляют Ольга Прокофьева, Сергей Голомазов, Ирина Лачина

 
Эммануил Виторган родился в Баку, школу окончил в Астрахани, учился в Ленинграде, а потом сменил пять театров, пока не пришел в Театр Маяковского в 84-м году и не остался на 21 год. Правда, десять лет назад ушёл. Сидеть без дела не стал, создал свой клуб – «Культурный центр Эммануила Виторгана», и до сегодняшнего дня успешно им руководит. У него двое детей, четверо внуков и два правнука. Зрители знают и любят фильмы с его участием, но надеются, что он вернется на театральную сцену.
Ольга Прокофьева, актриса Театра Маяковского

- Эммануила Гедеоновича в Театре Маяковского не хватает. Были попытки уговорить его остаться, но, увы! Без него некоторые спектакли опустели. Конечно, другие артисты ввелись, но второй Виторган не появился. Играть с ним на сцене – наслаждение, о котором  обычно говорят «раствориться в партнёре». Я испытала это счастье рядом с Виторганом.

Мы очень любили его жену – актрису нашего театра Аллочку Балтер. Прекрасная была пара. Потом Аллы Давыдовны не стало, теперь  рядом с ним Ирина. Смею предположить, что благодаря ей появился «Культурный центр Эммануила Виторгана», где я была много раз. Эммануил Гедеонович связь с нами не потерял. Два года назад нашему театру исполнилось 90 лет. В прошлом году он устроил вечер «Маяковка 91». Это значит, что не важно, какая дата, важно устроить праздник. Он пригласил всех, с кем работал, дружил – костюмеров, помрежов, артистов.  Признавался в любви. Дарил подарки. Мы вспомнили и всех ушедших.

Вечера он ведёт сам, читает стихи, но себя главным не считает, всегда передаёт инициативу гостям. Его вечера – это подтверждение простых житейских истин, что надо любить друг друга, поддерживать, говорить добрые слова. После встречи с Виторганом каждый раз вырастают крылышки за спиной.

Он помнит мой день рождения. Всегда позвонит, поздравит. Причём он помнит не только обо мне. Его сердца хватает на всех. В театре его всё время вспоминают. Когда поменялся худрук, появилась надежда, что он вернётся. Но видимо, он не хочет оставлять то, что еще не наскучило, не разочаровало. Мне очень нравится фраза: «Успех тоже должен отдыхать». Может быть, у него сейчас такой период.

Виторган – человек без возраста. Когда я узнала, что у него юбилей, даже вздрогнула.  Он молод, позитивен. От него  хочется подпитываться энергией. Я всегда жду звонка, готова сразу откликнуться на его приглашение.

Он человек с  уникальным чувством юмора. С ним легко и весело общаться.
Я его нежно люблю, рядом с ним тепло, светло и уютно. Он замечательный!

Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной

- Мы играли  с ним в спектакле «Горбун». Ставил его Гончаров. Виторган приехал из Питера, вырос на традициях несколько иной режиссуры, умеющей выстраивать отношения с актёром на доверительных мостиках, используя гибкие связи. Он был уже состоявшимся народным артистом, в каком-то смысле независимым. Ему вся эта кавалерийская режиссура не нравилась. Он не привык к крикам.

На одной из репетиций мы проходили с ним парную сцену. Он произносит реплику.  Гончаров кричит: «Не так!»  Виторган произносит еще раз. Гончаров кричит: «Не так!». Виторган послушно повторяет. Гончаров кричит: «Не так!» Это длится довольно долго. Я как-то привык выключаться, а он никак не мог этому научиться. Вдруг Эммануил Гедеонович, никогда не позволяющий себе никаких выпадов в сторону режиссера, ка-ак метнет в Гончарова пистолет, который держал в руках. Не думаю, что он специально метился, скорей всего на голос бросал. Браунинг тяжело шлепнулся  в кресло рядом с режиссером. Гончаров растерялся, но через секунду тихо произнес: «Не попал», и добавил: «Ну, ладно, давайте отдохнем друг от друга. Перерыв 15 минут». Когда мы вернулись после перерыва, все реплики Виторгана Гончарова устраивали.

Мы с ним в театре общались, хотя он был сильно старше меня, вчерашнего студента. Он был импульсивный, резкий, максималистски настроенный. Ревностно относился к работе. Волновался. Алла Балтер была полной противоположностью ему. Спокойная уравновешенная, гармоничная. Поразительно, но с годами, он сохранил этот максимализм, и это очень хорошо. Перед каждым спектаклем за полчаса я скромно стучал в дверь его гримёрной, и мы проходили текст. Это уже был ритуал.

Наши отношения как-то интересно потом стали развиваться, когда мы встретились в Юрмале, в его клубе. Мы подружились, продолжаем встречаться, и, надеюсь, будем встречаться чаще. Клуб есть и в Москве, но жена Виторгана – из Юрмалы, и они организовали там еще один клуб. Постоянно приглашают к себе. Не всегда получается бывать, но иногда выбераемся с женой. Хочется думать, что мы входим в число  друзей Виторганов.  

Ирина Лачина, актриса

- Я познакомилась с Эммануилом Гедеоновичем лет в 7, на картине «Благочестивая Марта», в которой одну из главных ролей играла моя мама. Фильм был костюмированный, и меня не покидало ощущение, что я попала в сказку. Дамы в роскошных платьях были похожи на фей. Мужчины в кожаных костюмах – на статных благородных рыцарей. И одним из этих великолепный рыцарей был Эммануил Гедеонович. Для меня, с высоты моего детского роста, он казался великаном – спокойным, добродушным и невероятно обаятельным. Когда мама была в кадре, мы с ним гуляли во внутреннем дворике киностудии, беседуя, что мне особенно льстило, на философские темы.

Я выросла, стала актрисой, и вот мы вновь встретились – теперь уже как коллеги. Тепло, и душевная близость, которые возникли во время прогулок по «Ленфильму» со временем не исчезли. И я ощутила это на съемочной площадке фильма «Тяжёлый песок», где сыграла его невестку, а потом и в картине «Белый налив», где была уже его дочерью. Так сложилось, что мой папа погиб очень рано. И во время нашей работы с Эммануилом Гедеоновичем мне хотелось, чтобы и в жизни у меня был такой же отец. Он удивительный человек. В нём есть невероятное сочетание мужественности и неподдельной искренности, открытости, ранимости. Он умеет дружить. К тому же у Эммануила Гедеоновича прекрасное чувство юмора.

Безусловно, в глазах многих женщин он был, есть и остаётся мечтой, но он прекрасный семьянин. Мне довелось играть с его женой, к несчастью уже ушедшей из жизни, Аллой Балтер в спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся». Она была очень красивой женщиной и замечательной артисткой. Сегодня рядом с ним Ирина, которая его беззаветно любит. Для неё он средоточие мира и смысл жизни, Эммануил Гедеонович в свою очередь очень трепетно и нежно относится к супруге, а  память об Алле Балтер свято храниться в семье.

Эммануил Гедеонович уникальный артист, фильмы с его участием вошли в золотой фонд нашей страны. А созданные им образы являются ориентиром и камертоном для многих артистов. 

Для меня было огромной радостью работать с ним. Как партнер он невероятно щедр, внимателен и деликатен. Я это очень ценю, отношусь к нему с нежностью, любовью, уважением и не теряю надежды, что судьба подарит мне еще не одну встречу на съёмочной площадке.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

    Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону. ...
  • «Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

    Американский режиссер Патрик Шарратта в России впервые. Его визит на фестиваль «Минифест» (проходит в Ростове-на-Дону) стал важным событием для театральных деятелей, поскольку Патрик уже не первый год подряд представляет интересы детского театра в ООН (официально его должность называется руководитель проектов World Development Foundation, INC). ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
  • Никита Высоцкий: «Я взрослел вместе с «Таганкой»

    Сын Владимира Высоцкого Никита охотно согласился стать героем спецпроекта «Театрала» «Дети закулисья», однако сразу предупредил: «Я мало бывал за кулисами, чем не похож, наверное, на многих театральных детей. ...
Читайте также