Эммануил Виторган празднует юбилей

Актера поздравляют Ольга Прокофьева, Сергей Голомазов, Ирина Лачина

 
Эммануил Виторган родился в Баку, школу окончил в Астрахани, учился в Ленинграде, а потом сменил пять театров, пока не пришел в Театр Маяковского в 84-м году и не остался на 21 год. Правда, десять лет назад ушёл. Сидеть без дела не стал, создал свой клуб – «Культурный центр Эммануила Виторгана», и до сегодняшнего дня успешно им руководит. У него двое детей, четверо внуков и два правнука. Зрители знают и любят фильмы с его участием, но надеются, что он вернется на театральную сцену.
Ольга Прокофьева, актриса Театра Маяковского

- Эммануила Гедеоновича в Театре Маяковского не хватает. Были попытки уговорить его остаться, но, увы! Без него некоторые спектакли опустели. Конечно, другие артисты ввелись, но второй Виторган не появился. Играть с ним на сцене – наслаждение, о котором  обычно говорят «раствориться в партнёре». Я испытала это счастье рядом с Виторганом.

Мы очень любили его жену – актрису нашего театра Аллочку Балтер. Прекрасная была пара. Потом Аллы Давыдовны не стало, теперь  рядом с ним Ирина. Смею предположить, что благодаря ей появился «Культурный центр Эммануила Виторгана», где я была много раз. Эммануил Гедеонович связь с нами не потерял. Два года назад нашему театру исполнилось 90 лет. В прошлом году он устроил вечер «Маяковка 91». Это значит, что не важно, какая дата, важно устроить праздник. Он пригласил всех, с кем работал, дружил – костюмеров, помрежов, артистов.  Признавался в любви. Дарил подарки. Мы вспомнили и всех ушедших.

Вечера он ведёт сам, читает стихи, но себя главным не считает, всегда передаёт инициативу гостям. Его вечера – это подтверждение простых житейских истин, что надо любить друг друга, поддерживать, говорить добрые слова. После встречи с Виторганом каждый раз вырастают крылышки за спиной.

Он помнит мой день рождения. Всегда позвонит, поздравит. Причём он помнит не только обо мне. Его сердца хватает на всех. В театре его всё время вспоминают. Когда поменялся худрук, появилась надежда, что он вернётся. Но видимо, он не хочет оставлять то, что еще не наскучило, не разочаровало. Мне очень нравится фраза: «Успех тоже должен отдыхать». Может быть, у него сейчас такой период.

Виторган – человек без возраста. Когда я узнала, что у него юбилей, даже вздрогнула.  Он молод, позитивен. От него  хочется подпитываться энергией. Я всегда жду звонка, готова сразу откликнуться на его приглашение.

Он человек с  уникальным чувством юмора. С ним легко и весело общаться.
Я его нежно люблю, рядом с ним тепло, светло и уютно. Он замечательный!

Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной

- Мы играли  с ним в спектакле «Горбун». Ставил его Гончаров. Виторган приехал из Питера, вырос на традициях несколько иной режиссуры, умеющей выстраивать отношения с актёром на доверительных мостиках, используя гибкие связи. Он был уже состоявшимся народным артистом, в каком-то смысле независимым. Ему вся эта кавалерийская режиссура не нравилась. Он не привык к крикам.

На одной из репетиций мы проходили с ним парную сцену. Он произносит реплику.  Гончаров кричит: «Не так!»  Виторган произносит еще раз. Гончаров кричит: «Не так!». Виторган послушно повторяет. Гончаров кричит: «Не так!» Это длится довольно долго. Я как-то привык выключаться, а он никак не мог этому научиться. Вдруг Эммануил Гедеонович, никогда не позволяющий себе никаких выпадов в сторону режиссера, ка-ак метнет в Гончарова пистолет, который держал в руках. Не думаю, что он специально метился, скорей всего на голос бросал. Браунинг тяжело шлепнулся  в кресло рядом с режиссером. Гончаров растерялся, но через секунду тихо произнес: «Не попал», и добавил: «Ну, ладно, давайте отдохнем друг от друга. Перерыв 15 минут». Когда мы вернулись после перерыва, все реплики Виторгана Гончарова устраивали.

Мы с ним в театре общались, хотя он был сильно старше меня, вчерашнего студента. Он был импульсивный, резкий, максималистски настроенный. Ревностно относился к работе. Волновался. Алла Балтер была полной противоположностью ему. Спокойная уравновешенная, гармоничная. Поразительно, но с годами, он сохранил этот максимализм, и это очень хорошо. Перед каждым спектаклем за полчаса я скромно стучал в дверь его гримёрной, и мы проходили текст. Это уже был ритуал.

Наши отношения как-то интересно потом стали развиваться, когда мы встретились в Юрмале, в его клубе. Мы подружились, продолжаем встречаться, и, надеюсь, будем встречаться чаще. Клуб есть и в Москве, но жена Виторгана – из Юрмалы, и они организовали там еще один клуб. Постоянно приглашают к себе. Не всегда получается бывать, но иногда выбераемся с женой. Хочется думать, что мы входим в число  друзей Виторганов.  

Ирина Лачина, актриса

- Я познакомилась с Эммануилом Гедеоновичем лет в 7, на картине «Благочестивая Марта», в которой одну из главных ролей играла моя мама. Фильм был костюмированный, и меня не покидало ощущение, что я попала в сказку. Дамы в роскошных платьях были похожи на фей. Мужчины в кожаных костюмах – на статных благородных рыцарей. И одним из этих великолепный рыцарей был Эммануил Гедеонович. Для меня, с высоты моего детского роста, он казался великаном – спокойным, добродушным и невероятно обаятельным. Когда мама была в кадре, мы с ним гуляли во внутреннем дворике киностудии, беседуя, что мне особенно льстило, на философские темы.

Я выросла, стала актрисой, и вот мы вновь встретились – теперь уже как коллеги. Тепло, и душевная близость, которые возникли во время прогулок по «Ленфильму» со временем не исчезли. И я ощутила это на съемочной площадке фильма «Тяжёлый песок», где сыграла его невестку, а потом и в картине «Белый налив», где была уже его дочерью. Так сложилось, что мой папа погиб очень рано. И во время нашей работы с Эммануилом Гедеоновичем мне хотелось, чтобы и в жизни у меня был такой же отец. Он удивительный человек. В нём есть невероятное сочетание мужественности и неподдельной искренности, открытости, ранимости. Он умеет дружить. К тому же у Эммануила Гедеоновича прекрасное чувство юмора.

Безусловно, в глазах многих женщин он был, есть и остаётся мечтой, но он прекрасный семьянин. Мне довелось играть с его женой, к несчастью уже ушедшей из жизни, Аллой Балтер в спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся». Она была очень красивой женщиной и замечательной артисткой. Сегодня рядом с ним Ирина, которая его беззаветно любит. Для неё он средоточие мира и смысл жизни, Эммануил Гедеонович в свою очередь очень трепетно и нежно относится к супруге, а  память об Алле Балтер свято храниться в семье.

Эммануил Гедеонович уникальный артист, фильмы с его участием вошли в золотой фонд нашей страны. А созданные им образы являются ориентиром и камертоном для многих артистов. 

Для меня было огромной радостью работать с ним. Как партнер он невероятно щедр, внимателен и деликатен. Я это очень ценю, отношусь к нему с нежностью, любовью, уважением и не теряю надежды, что судьба подарит мне еще не одну встречу на съёмочной площадке.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Леонид Роберман: «Антреприза себя исчерпала»

    Театральное агентство «Арт-партнер XXI» было основано в середине 1990-х годов, и до сих пор является успешным представителем российской антрепризы. За время существования агентством было поставлено почти полсотни спектаклей в сотрудничестве с такими известными режиссерами, как Роман Козак, Константин Богомолов, Дмитрий Бертман, Роман Виктюк, Владимир Панков и многими другими. ...
  • Галина Волчек: «Мало надеть на Гамлета рваные джинсы»

    21 июня исполнилось 45 лет с того дня, как Галина Волчек возглавила «Современник». Праздничный вечер Галина Борисовна провела с теми, кем бесконечно дорожит, – зрителями театра. «Театрал» публикует эту беседу. ...
  • Мне говорили: «Ты должна – чужого мы не примем»

    Галина Волчек не любит публичных чествований. «Со своих дней рождения я всегда сбегала. И не потому, что не благодарна богу или родителям за то, что живу на свете, а потому что не хотела создавать вокруг себя никакого шума», – говорит она. ...
  • История в лицах

    В День памяти и скорби «Театрал» публикует рассказ гримера Николая МАКСИМОВА, чей творческий путь начался в Художественном театре в годы Великой Отечественной войны. Николай Митрофанович знал Немировича-Данченко, гримировал Качалова, Массальского, Грибова, Прудкина, а сегодня трудится в театре Et Cetera Александра Калягина. ...
Читайте также