От пола до потолка

Театральные сокровища хранятся в самом центре Москвы

 
– Осторожно, не споткнитесь, у нас тесные коридоры, – говорит Ада КОЛГАНОВА. По просьбе «Театрала» директор Российской государственной библиотеки искусств провела экскурсию по «закулисью».

...И оказалось, что все самые светлые и просторные помещения отданы читателям – остальные заняты стеллажами, каталогами и научными кабинетами. Свои сокровища самая богатая театральная библиотека страны хранит в особняке XVIII века на пересечении Большой Дмитровки и Кузнецкого Моста.

– Однажды я посчитала: на Дмитровке 28 ресторанных дверей, – говорит Ада Ароновна. – Да и на ближайших улицах целые кварталы заняты ресторанами. К сожалению, этот процесс не обошел стороной и наше здание: власти сдали в аренду цокольный этаж какому-то частнику. А потом оказалось, что юридически он крепко ухватился за эту площадь. Бесконечно обращаюсь во все инстанции: «Уберите ресторан, отдайте помещение под книгохранилище, в библиотеке переполнены фонды», – но нам отвечают: «Свободных площадей нет». Выглядит цинично: под нами 350 ресторанных квадратных метров – для библиотеки это стало бы колоссальным развитием. Существеннейшую часть нашего здания занимает санэпидстанция, которая готова была переехать, но площади выделяли-выделяли и не выделили. Впрочем, у них есть помещения еще по двум адресам… Так и бегаем по узким коридорам… Зайдите в книгохранилище – убедитесь сами. Книгами забиты все уголки, все кусочки стены. Какие уж правила размещения фонда! А каково выполнять противопожарные меры в этих условиях!

Книги из ларца


В XVIII веке дом принадлежал московскому вице-губернатору Мясоедову, затем здесь разместилось театральное училище, еще позже – контора Императорских театров. Дубовый паркет, арки, лепнина, мраморные колонны хотя и сохранились частично, но в них все же читаются интерьеры той жизни, когда в просторных кабинетах принимались судьбоносные решения для юного Шаляпина, когда учила здесь свою первую роль Гликерия Федотова, когда останавливался в гостевых комнатах Чайковский или великий трагик Томазо Сальвини…

Запищал кодовый замок, Ада Ароновна открыла массивную дверь книгохранилища, и показалось, что распахнулись створки огромного ларца, в котором от пола до потолка разместились десятки стеллажей, подсвеченные лампочками, соединенные перегородками и лесенками. Всего один зал, но жизнь в нем кипит против всех известных законов физики: сколько бы ни было заказов, библиотекари способны в считаные минуты отыскать нужные книги и, ни разу не столкнувшись, выдать читателю.

Сотрудникам «Театрала» здесь рады.

– А мы ведь все номера вашего журнала храним, – сказала одна из библиотекарей. – А еще посмотрите, в какой мы форме: вот так целый день побегаешь по этим проходам, никакой физкультуры не надо…

«Вы только приходите к нам…»


В самом деле, атмосфера библиотеки чувствуется с порога. Однажды в дверях появилась расстроенная Лия Ахеджакова – пришла извиниться за пропавшую книгу.

– Она восприняла это как настоящую трагедию: в жизни ничего не теряла, и вдруг… библиотечная книга, – продолжает Ада Ароновна. – Утешали, как могли: «Лия Меджидовна, стоит ли так переживать? Мы сами компенсируем потерю – вы только приходите к нам». А в хранилище, где вы сейчас были, раньше мелькал за стеллажами красный свитер Ширвиндта: мы охотно пускали туда Александра Анатольевича, поскольку ему хотелось без каталога работать, вживую – искал, пролистывая сотни книг. Активными читателями библиотеки всегда были Соломин, Райкин, Левитин, Розовский, Захаров, Райхельгауз, Титель, Михалков, Боровский, Шейнцис, Шахназаров, Басилашвили… Они и сейчас с нами, но ритм жизни такой, что не всегда успевают прийти лично – присылают помощников. Но мы-то знаем, что такое глубокое профессиональное чтение – истинно интеллигентное свойство больших художников.

– А общее число читателей в век Интернета снизилось? – задаю вопрос, пока мы движемся от книгохранилища к – новация библиотеки! – Музею читателя.

– Был такой период, когда действительно посещаемость падала. Видимо, многие понадеялись на Интернет и онлайн-магазины. Но прошлый год показал, что читатель к нам вернулся – мы обработали огромное количество требований, и немало этому способствовали виртуальные заказы. Сидя дома, ты можешь ознакомиться с электронным каталогом и заказать материалы. И, кстати, если эти книги, фотографии или открытки у нас отсканированы (и нет запретов по части авторского права), то библиотека может прислать их на любой гаджет – мы сейчас активно развиваем это направление.

Шляпки для Плисецкой


Предание утверждает, что в доме вице-губернатора был крепостной театр. А еще в «одном из просторных залов» в 1895 году Лев Толстой читал артистам Малого театра «Власть тьмы». Не исключено, что было это на втором этаже усадьбы – в зале с мраморными колоннами, где теперь разместился Музей читателя.

Читательские билеты, книги с автографами, фотографии, костюмы и эскизы, преподнесенные в дар… Экспозиция регулярно меняется. Опять же – ее надо собрать, но где место?! Главное, что весь этот музейный материал активно используется и сегодня.

– Посмотрите, у нас есть витрина, где выставлены читательские требования самых разных времен, – говорит Ада Ароновна. – Они стали документом эпохи. На основе этих заказов мы организовали большой справочный архив. Например, однажды Майя Плисецкая попросила, чтобы библиотека собрала отклики на ее выступления, и мы сделали подборку из двух тысяч наименований. Майя Михайловна осталась довольна, но мы решили, что этот материал пригодится и нашим читателям, поэтому копию справки сохранили и готовы выдать по первому требованию. Кого-то наверняка заинтересуют материалы, которыми пользовались Олег Шейнцис или Давид Боровский при работе над спектаклями. Сможем помочь, если кто-то пойдет по стопам выдающихся шекспироведов или библиофилов.

У нас есть заявки, которые делал Театр Мейерхольда или, скажем, Таиров, Гончаров, или Эфрос. Не менее интересно, как работала в библиотеке Татьяна Доронина. Всякий раз, когда получала она новую роль (неважно главную или небольшую), актриса приходила и заказывала все, что имеет отношение к той или иной эпохе: как одевались, где работали, о чем мечтали и так далее… Или та же Майя Плисецкая, получив в 1945 году свою первую роль – роль Раймонды в Большом театре, – пришла в библиотеку подбирать головной убор, причем не доверяла эту миссию никому, должна была сама найти единственно верный вариант.

А еще благодаря плотной работе со сценографами наши хранители собрали тематическую коллекцию изображений – атрибуты любой эпохи расписаны у нас вплоть до мелочей: какие носили бакенбарды, усы и бороды, какие были очки, пенсне, монокли и лорнеты, как выглядели пуговицы, ремешки и шнурочки, не говоря уже про историю белья, париков, обуви и остального…

Многоуважаемый шкаф


Библиотека въехала в это здание в 1948 году, а в предшествующие годы роскошное усадебное пространство было разделено перегородками на коммунальные квартиры. В комнатах, где некогда квартировали директора Большого театра, расположилась публика, которая тушила папиросы о батареи, а старинным «буржуйским» паркетом топила печи.

И все же, несмотря на революции и войны, несмотря на все дрязги советского времени, разруху и нищету, здесь каким-то чудом накопилась часть старинной мебели. Никто ее не тронул, не пустил на дрова как пережиток царской роскоши. Например, кабинетный книжный шкаф.

– Шкаф уникальный, он выполнен в редком стиле московского модерна, – говорит Ада Ароновна. – Смотрите, у него все элементы ассиметричны: с одной стороны прямые углы, с другой – арки, строгие геометрические линии и резной орнамент… Благодаря каталогам той поры, разысканиям реставраторов мы узнали: оказывается, это был целый комплект, который шел уступами. У нас сохранился лишь главный шкаф и тумбы. Сейчас мы пытаемся добыть деньги на его реставрацию, вот только главная беда: где выставлять? Пока, к сожалению, он на целые десятилетия застрял в служебном коридоре.

…И мы вновь говорим о том, с чего начали: катастрофическая нехватка площадей.

«К нам вернулся читатель…»


Но все равно в своих стесненных условиях РГБИ из театральной библиотеки превратилась в современный мультимедийный центр. И произошло это за короткий срок благодаря тому, что современные технологии, нацеленность на щедрый результат при любом, даже самом замысловатом запросе легко проникли в эти старинные стены, органично вписались старомосковскую патриархальную атмосферу.

– К нам вернулся читатель еще и потому, что мы активно идем к нему навстречу, – убеждена директор. – Наша библиотека охотно стала, например, участницей библионочи. Мы начали с того, что вышли на Кузнецкий Мост и раздавали те книги, которые недавно сами же выпустили. А еще в ход пошли изданные нами факсимиле, связанные с историей русского военного мундира, поскольку в фондах он представлен довольно полно. Я запомнила японцев, которые были так счастливы, что прибежали в библиотеку: «А что еще у вас есть?» Оказывается, они специально приехали в Москву в поисках материала и так с ним встретились...

Или, например, проходила Ночь искусств, посвященная звукам. Сначала мы восприняли это как что-то рекламное, как некое заигрывание с публикой. Но акция заинтересовала множество лиц. В ту ночь мы показывали редкие фильмы, в которых использовалась необычная техника звукозаписи. Была необычная выставка. Получился интереснейший вечер, были дискуссии и обсуждения. И в библиотеку записались больше сотни читателей…

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также